Правовое регулирование защиты коммерческой тайны. ответственности за нарушение требований охраны сведений, составляющих коммерческую.

Защита информации: как установить режим коммерческой тайны в компании?

 

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Общая характеристика административного правонарушения

Административная ответственность установлена только за разглашение охраняемой законом тайны (ст.22.13 и 22.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)). Такая ответственность дифференцируется в зависимости от вида охраняемой законом тайны и формы вины (умышленная или неосторожная) лиц, посягнувших на интересы ее владельца. С учетом особенностей предмета данной работы в дальнейшем изложении анализу будут подвергнуты только вопросы ответственности за правонарушения, связанные с одним видом охраняемой законом тайны — коммерческой тайны.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2018 г. ст.22.13 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 17.07.2018 № 131-З (далее — Закон № 131-З). Умышленное разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны без согласия ее владельца либо умышленное незаконное разглашение персональных данных лицом, которому коммерческая или иная охраняемая законом тайна либо персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если в этих деяниях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

 

Согласно ст.22.13 КоАП административным правонарушением признается умышленное разглашение коммерческой тайны без согласия владельца лицом, которому такая тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, если деяние не влечет уголовной ответственности.

Непосредственным объектом разглашения коммерческой тайны, о которой говорится в ст.22.13 КоАП, является информационная безопасность субъекта экономической деятельности как состояния защищенности от внешних и внутренних угроз сведений, составляющих его коммерческую тайну.

В качестве предмета этого вида административного правонарушения выступают сведения, составляющие коммерческую тайну, в том значении, как они определены в нормах Гражданского кодекса РБ и Закона РБ от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне» (далее — Закон № 16-З).

Если в отношении тех или иных сведений субъектом установлен режим коммерческой тайны, предусмотренный Законом № 16-З, однако эти сведения не соответствуют требованиям Закона № 16-З, либо, напротив, те или иные сведения соответствуют требованиям этого Закона, но в отношении них не установлен режим коммерческой тайны, то такие сведения не являются коммерческой тайной и их разглашение не может влечь административной ответственности по ст.22.13 КоАП.

В КоАП отсутствует законодательная дефиниция деяния, которое может быть признано разглашением коммерческой тайны.

В соответствии с абзацем 8 ст.1 Закона № 16-З под разглашением коммерческой тайны надлежит понимать действия (бездействие), в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме становится известной третьим лицам без согласия владельца или без иного законного основания. Именно в этом значении понятие «разглашение» может и должно применяться при решении вопроса о наличии или отсутствии в содеянном состава административного правонарушения, предусмотренного ст.22.13 КоАП.

В Законе № 16-З не оговаривается, в какой форме должно быть выражено согласие владельца коммерческой тайны на предоставление ее третьим лицам (письменной, устной или иной). Поэтому несоблюдение письменной формы такого предоставления, предусмотренной соглашением сторон, не может служить основанием для привлечения к административной ответственности по ст.22.13 КоАП, если будет доказано, что такое согласие владельца коммерческой тайны было получено в устной форме.

Если сведения, составляющие коммерческую тайну, разглашены с согласия контрагента, не получившего соответствующего разрешения (согласия) владельца коммерческой тайны, то содеянное образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.22.13 КоАП.

Кроме согласия владельца коммерческой тайны иным законным основанием для передачи коммерческой тайны третьим лицам является совершение этого действия по соответствующему требованию суда, прокурора или его заместителя, органов дознания и предварительного следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также других государственных органов и иных лиц, определенных законодательными актами, в порядке, предусмотренном ст.11 Закона № 16-З.

Доведение коммерческой тайны без законного основания до сведения третьих лиц совершается преимущественно путем, например, передачи документов, содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, или копий с них; пересылки электронной почтой или передачи в электронном виде на флеш-диске или ином носителе. Коммерческую тайну можно разгласить и путем бездействия (например, по договоренности с третьими лицами, желающими незаконно завладеть коммерческой тайной, сознательно оставить на рабочем столе компьютера, за которым могут работать лица, не имеющие доступа к коммерческой тайне, файл, содержащий составляющие ее сведения).

Разглашение коммерческой тайны влечет административную ответственность с момента, когда сведения, составляющие такую тайну, без законного основания стали известны третьим лицам.

Деяния лица, имеющего доступ к коммерческой тайне, направленные на передачу ее третьим лицам без законного основания, являются покушением на разглашение коммерческой тайны, если по независящим от него обстоятельствам такая тайна не стала известна этим лицам (например, лицо, имеющее доступ к коммерческой тайне, было задержано сотрудниками охранной службы организации в момент передачи неуполномоченному лицу копий документов, содержащих коммерческую тайну).

В ст.2.3 КоАП установлено, что административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП. Ввиду отсутствия в ст.22.13 КоАП специального указания об административной ответственности за покушение на разглашение коммерческой тайны, такое покушение не подлежит административной ответственности.

Разглашение коммерческой тайны — административное правонарушение, совершаемое с прямым умыслом: лицо, его совершающее, сознает противоправность своих деяний ввиду известного ему особого правового статуса коммерческой тайны, в т.ч. вследствие данного им обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо заключения с ним соглашения о конфиденциальности, и желает их совершить.

Под обязательством о неразглашении коммерческой тайны понимается гражданско-правовой договор, заключаемый владельцем коммерческой тайны или лицом, получившим к ней доступ, с лицом, состоящим в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны или лицом, получившим к ней доступ, и определяющий обязательства сторон, связанные с соблюдением конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну.

Соглашение о конфиденциальности — это гражданско-правовой договор, заключаемый владельцем коммерческой тайны с контрагентом, предметом которого являются обязательства сторон по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну (ст.1 Закона № 16-З).

Мотивы разглашения коммерческой тайны не имеют значения для оценки содеянного как административного правонарушения, предусмотренного ст.22.13 КоАП, однако в силу части второй ст.7.1 КоАП они учитываются при наложении административного взыскания.

Субъект разглашения коммерческой тайны — лицо, имеющее доступ к коммерческой тайне, которому она известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью. Например, следователю, аудитору коммерческая тайна может быть известна в силу профессиональной деятельности, а лицу, состоящему в трудовых отношениях с владельцем коммерческой тайны или лицом, получившим к ней доступ (контрагент и др.), — в силу служебной.

Разглашение коммерческой тайны влечет наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Процессуальные вопросы привлечения к административной ответственности по статье 22.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Административная ответственность за разглашение коммерческой тайны наступает только при условии, что ее владелец или его законный представитель в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), обратились с требованием о привлечении виновного к административной ответственности по ст.22.13 КоАП (п.9 ст.4.5 КоАП). При отсутствии такого требования лицо, совершившее это административное правонарушение, не подлежит административной ответственности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 октября 2018 г. согласно абзацу 14 ст.4.5 КоАП деяния по разглашению коммерческой или иной охраняемой законом тайны либо персональных данных влекут административную ответственность (в редакции Закона № 131-З).

 

Справочно

Владелец коммерческой тайны — юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, а также государственный орган, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, правомерно обладающие сведениями, в отношении которых такими лицами в соответствии с Законом № 16-З установлен режим коммерческой тайны, за исключением случаев, когда эти сведения составляют коммерческую тайну других лиц (ст.1 Закона № 16-З).

 

Требование о привлечении виновного к административной ответственности по ст.22.13 КоАП является поводом к началу административного процесса (ст.9.1-9.3 ПИКоАП).

Такое требование оформляется в виде заявления физического лица — владельца коммерческой тайны, в т.ч. индивидуального предпринимателя, либо сообщения государственного органа или организации — владельцев коммерческой тайны. Указанные документы, оформленные в письменной форме, должны быть подписаны соответственно заявителем или должностным лицом государственного органа или иной организации либо их представителями.

Порядок обращения с такими заявлениями (сообщениями) регламентируется Инструкцией о порядке приема, регистрации, рассмотрения и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденной постановлением МВД РБ от 10.03.2010 № 55.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 мая 2019 г. действует Инструкция о порядке приема, регистрации и учета органами внутренних дел заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях, утвержденная постановлением МВД РБ от 08.01.2019 № 5.

 

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.22.13 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (см. постановление МВД РБ от 01.03.2010 № 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»), органов, осуществляющих контроль и надзор за выпуском и обращением ценных бумаг, профессиональной деятельностью по ценным бумагам, и органов Министерства финансов РБ и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов (см. постановление Минфина РБ от 14.02.2007 № 24 «О составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 190») (пп.1, 59, 62 части первой ст.3.30 ПИКоАП).

Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда (часть первая ст.3.2 ПИКоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. в п.59 части 1 ст.3.30 ПИКоАП внесены изменения на основании Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З. Изменения не повлияли на суть материала.

С 2 марта 2018 г. вместо постановления № 47 действует постановление МВД РБ от 16.02.2018 № 47 «О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».

С 8 января 2020 г. в часть 1 ст.3.2 и п.1 части 1 ст.3.30 ПИКоАП внесены изменения на основании Закона РБ от 18.12.2019 № 276-З. Изменения не повлияли на суть материала.

С 1 января 2020 г. в п.62 части 1 ст.3.30 ПИКоАП внесены изменения Законом РБ от 17.07.2019 № 232-З. Изменения не повлияли на суть материала.

 

Справочно

Для более детального изучения см.:

• «Коммерческая тайна. Уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны, а также за иные преступления, связанные с обращением с коммерческой тайной».

 

15.07.2013

 

Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, доцент, старший юрист юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС»

Действует этот режим до тех пор, пока, во-первых, охраняемые сведения соответствуют требованиям коммерческой тайны и, во-вторых, действует.

Защита коммерческой тайны

Статья 10. Охрана конфиденциальности информации

1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

(п. 5 в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.

3. Индивидуальный предприниматель, являющийся обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, и не имеющий работников, с которыми заключены трудовые договоры, принимает меры по охране конфиденциальности информации, указанные в части 1 настоящей статьи, за исключением пунктов 1 и 2, а также положений пункта 4, касающихся регулирования трудовых отношений.

4. Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие не противоречащие законодательству Российской Федерации меры.

5. Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

1) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

2) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

6. Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.


Нормативно-правовое регулирование коммерческой тайны определено Требования к обоснованности требований и необходимости.

Полезные советы при защите прав на коммерческую тайну

Для того чтобы информация могла охраняться в качестве коммерческой тайны, должны выполняться следующие требования. Информация должна быть секретной (т. е. в принципе она не должна быть известна тому кругу лиц, которые обычно имеют дело с подобной информацией, или быть для них легко доступна). Абсолютная секретность не требуется. Например, коммерческая тайна может храниться несколькими сторонами при условии, что она не известна другим лицам, работающим в той же сфере. Также информация должна иметь фактическую или потенциальную коммерческую ценность, обусловленную ее секретностью. В ее отношении правообладатель должен принимать разумные меры в целях сохранения секретности (например, посредством соглашений о конфиденциальности). Хотя «разумность» тех или иных мер зависит от конкретных обстоятельств, обычно в целях сохранения коммерческих тайн в секрете принимаются такие меры, как наложение физических и электронных ограничений на доступ, систематическое использование систем мониторинга и повышение уровня информированности сотрудников.

Пример

Для производства своей продукции компания разработала процесс, который обеспечивает экономию средств и дает ей конкурентное преимущество. Компания может рассматривать свое ноу-хау в качестве коммерческой тайны и стремиться не допустить, чтобы его узнали конкуренты. Для этого компания предоставляет соответствующую информацию лишь ограниченному кругу лиц, которым сообщается о ее секретном характере. В случае взаимодействия с третьими сторонами или лицензирования своего ноу-хау компания подписывает соглашения о конфиденциальности, чтобы все стороны знали о том, что информацию нельзя разглашать. Кроме того, компании следует принять разумные меры для сохранения секретности информации, такие как введение контроля за доступом и обеспечение безопасности, а также внедрить внутренние процедуры для проведения систематического контроля и мониторинга в связи с информацией, которая является коммерческой тайной. В этом случае незаконное присвоение информации конкурентом или какой-либо третьей стороной будет считаться нарушением прав компании на коммерческую тайну. Однако подобные меры могут быть эффективны только в том случае, если в отношении производимой компанией продукции непросто произвести обратное проектирование.

Охрана коммерческой тайны: как организациям выполнить требование, касающееся принятия «надлежащих мер». Октябрь г. Автор: Джон Халл​.