по апрель года ныне летний гражданин Германии Бруно Подобное судебное разбирательство для них — это скорее про.

Содержание

Уголовное производство

 

 

Калиновский К.Б. Основные черты уголовного процесса зарубежных государств // Уголовный процесс: Сборник учебных пособий. Особенная часть. Вып. 3. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. С. 346-387.

 

 Допущено МВД России в качестве учебного пособия для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля.

 

В работе рассматриваются современные уголовно-процессуальные системы Франции, Германии, Англии и США как «национальные» типы уголовного процесса. Их классификация и анализ особенностей производится с учетом различных типологий уголовного процесса.

Рекомендуется в качестве учебного пособия по курсу «Уголовный процесс» для студентов юридических вузов и работников правоохранительных органов.

Библиогр.:  26 назв.

 

 

Рецензенты:

Бобров В.К.             Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, к.ю.н., доцент (Московский университет МВД России);

 

Вербин В.Н.            Канд. юрид. наук, доцент (Санкт-Петербургский военный институт МВД России);

 

Петухов Н.А.           Канд. юрид. наук, доцент (Санкт-Петербургский военный институт МВД России);

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Понятие и классификация  «национальных» типов уголовного процесса    4

Глава 2. Уголовный процесс Франции……………………………………………………………………… 7

2.1. Общая характеристика уголовно-процессуального  права и его субъектов………… 7

2.2. Предварительное расследование и предание суду……………………………………………… 9

2.3. Судебное разбирательство и пересмотр приговоров………………………………………… 15

2.4. Производство в упрощенном порядке…………………………………………………………………. 18

Глава 3. Уголовный процесс Германии………………………………………………………………….. 19

3.1. Источники уголовно-процессуального права  и судебная система…………………….. 19

3.2. Досудебное производство…………………………………………………………………………………… 21

3.3. Судебное производство………………………………………………………………………………………. 25

3.4. Производство в упрощенном порядке…………………………………………………………………. 29

Глава 4. Уголовный процесс Англии и США………………………………………………………….. 30

4.1. Уголовно-процессуальное право и его субъекты……………………………………………….. 30

4.2. Стадия полицейского (внесудебного) расследования………………………………………… 34

4.3. Досудебное исследование обстоятельств дела 
обвинением и защитой………………………………………………………………………………………………… 40

4.4. Судебные стадии уголовного процесса………………………………………………………………. 41

4.5. Производство в упрощенном порядке…………………………………………………………………. 46

Список литературы……………………………………………………………………………………………………. 46

 

 

 

 

Введение

Знания особенностей уголовного процесса зарубежных государств сегодня требуются не только студенту, чтобы сдать экзамен, повысить свой кругозор. Они необходимы и практику – правоприменителю, чтобы участвовать в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью. Без них не обойтись научным работникам в сравнительных правовых исследованиях. Важны они и для законодателя, которому еще долго предстоит приводить новый УПК РФ к мировым стандартам, действующим в развитых западных государствах.

В последнее время вышли в свет монографические исследования отдельных проблем судопроизводства зарубежных государств (Т.В. Апаровой, Л.В. Головко, М.А. Пешкова, И.В. Решетниковой, А. Романова, А.В. Смирнова), а также фундаментальный курс по уголовному процессу западных государств. Настоящее пособие призвано в какой-то степени восполнить недостаток краткой учебной литературы в данной области.

В работе рассматриваются уголовно-процессуальные системы различных государств как «национальные» типы уголовного процесса. Национальный тип судопроизводства определяется в соотношении с «идеальными» и «историческими» типами, которые служат инструментом для анализа конкретных порядков производства по уголовным делам. Дается классификация национальных типов процесса и рассматриваются особенности уголовного судопроизводства Франции, Германии, Англии и США.

Глава 1. Понятие и классификация
«национальных» типов уголовного процесса

Известно великое множество различных порядков производства по уголовным делам, которые были в прошлом и существуют в настоящем. За тысячами особенностей и деталей выявить существенные черты уголовного процесса позволяет его типология. В целом можно выделить три подхода к типологии уголовного судопроизводства и соответственно три одноименных типа процесса.

1) «Идеальная» типология судопроизводства основывается на наличии или отсутствии в нем спора равноправных сторон перед независимым судом. Результатом этого служит выделение состязательного, розыскного и смешанного «идеальных» типов процесса.

2) Исторический подход предполагает выявление закономерностей развития судопроизводства. Если в недалеком прошлом считалось, что рабовладельческий тип процесса сменяется феодальным, который уступает место капиталистическому, то сегодня используется классическая конструкция дореволюционных ученых. В качестве исторических типов судопроизводства указываются древний обвинительный (частно-состязательный), розыскной и публично-состязательный процессы.

3) Третью типологию называют «морфологической» (отгреч. morphē – форма) или  «национальной», поскольку ее основанием являются национальные, религиозные и другие социально-культурные особенности общества и государства. Таким образом, «национальный» тип уголовного процесса можно условно определить как организацию производства по уголовному делу, обусловленную социально-культурными особенностями региона.

Изложенное позволяет указать на отличие национального типа уголовного процесса от идеального и исторического. Последние абстрагируются от национальных особенностей и потому не связаны границами государств, континентов или проживания народов. В то время как национальный тип процесса как раз и выделяется для того, чтобы подчеркнуть эти региональные особенности. Однако в каждой стране существует свой, особенный, уголовный процесс. Следовательно, для изучения национальных уголовно-процессуальных систем необходимо их обобщение.

Известны многие классификации национальных уголовно-процессуальных систем. В науке выделяются десятки культурно-исторических типов государств, каждому из которых соответствует свой тип судопроизводства. Вместе с тем более продуктивным представляется выделение нескольких правовых семей и соответствующих «национальных» типов уголовного процесса. В зависимости от того, какая сфера правовой материи преобладает: нормы, практика или идеология, выделяются три «национальных» типа процесса.

1. Романо-германская правовая семья (континентальная система). характеризуется преобладающим значением правовых норм, которые, как правило, закреплены в кодифицированных нормативных актах. В состав данной семьи входят большинство стран континентальной Европы, а также страны Южной и Центральной Америки, франкоязычной Африки, Ближнего Востока, Индонезии, Турции, и, с точки зрения формального законодательства – Япония, Сингапур, Таиланд и др.

2. Семья общего права (островная или англосаксонская система) на первый план выдвигает юридическую практику, выраженную в совокупности судебных решений – прецедентов. Ее представители – Англия, США, большинство стран британского Содружества Наций, Австралия, Новая Зеландия и др.

3. Системы традиционного (обычного) права, опирающиеся в своей основе на правовую идеологию (правосознание). Прежде всего, это религиозно-общинные юридические системы мусульманского, индусского права, а также правовые системы стран Дальнего Востока (Китая и даже в некотором отношении Японии, Монголии, Кореи, государств Индокитая) и стран Черной Африки и Мадагаскара. К этой же группе по признаку господства идеологии перед нормами и практикой можно отнести заидеологизированные юридические системы в странах с авторитарным политическим режимом, в том числе и социалистическое право.

Однако более детальное выделение региональных процессуальных особенностей позволяет А. В. Смирнову выделить четыре основных морфологических типа (формы) процесса: французскую, германскую, английскую и шариатскую (мусульманскую). В социалистических странах, вплоть до падения коммунистических режимов, формировалась пятая, особая форма процесса – социалистическая. Четыре основных морфологических типа процесса являются архетипами (прообразами) судопроизводства в тех или иных странах. Они сформировались под влиянием конкретно-исторических особенностей регионов, поэтому А. В. Смирнов называет эти архетипы историческими формами процесса.

Морфологическая типология кроме архетипов процесса (исторических форм) позволяет выделить легислативные формы судопроизводства (от лат. legis – закон и latus – внесенный, установленный, то есть введенный законодательством конкретных государств). Они производны от архетипов, еще более конкретны, поскольку испытывают на себе влияние современных им внешних условий. Если историческая форма процесса есть результат уникального исторического пути региона, то легислативная форма (режим судопроизводства) – это отклонения конкретного национального процесса от своей исторической формы под влиянием местных, кратковременных условий. При постоянном отклонении возможен переход легислативной формы в другую морфологическую разновидность.

В силу своей распространенности и оказываемого влияния на другие страны наибольший интерес представляют первые две группы. Типичными представителями романо-германской системы являются Франция и Германия, а системы общего права – Англия и США.

Глава 2. Уголовный процесс Франции

2.1. Общая характеристика уголовно-процессуального
права и его субъектов

Центральное место в характеристике процессуального права во Франции занимают правовые нормы. Это объясняется значительным влиянием римского права на романо-германскую правовую семью. Основным источником уголовно-процессуального права является закон. Причем для Франции характерно наличие значительного числа нормативных актов, регулирующих уголовное судопроизводство, многие из которых относятся к «делегированному законодательству» (приняты правительством и утверждены парламентом). Среди важнейших нормативных источников следует отметить Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., Конституцию 1958 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1958 г. с множеством поправок, изменений и дополнений. Кроме того, важнейшим источником уголовно-процессуального права во Франции и во всей романо-германской системе являлся обычай.

Прежде чем рассматривать этапы уголовно-процессуальной деятельности, обратим внимание на характеристику ее основных субъектов.

Среди участников процесса важнейшим является суд.  Судебная система Франции относится к децентрализованному типу. К судам первого звена относятся суды присяжных, исправительные и полицейские трибуналы.

 Суды присяжных с 1945 г. действуют единой коллегией в составе трех магистратов и 9 присяжных и рассматривают дела о тяжких преступлениях. Их приговоры апелляционному обжалованию не подлежат. Отсутствие разделения коллегий и полномочий присяжных и коронных судей лишает французский суд присяжных его важнейшего признака и, по существу, приравнивает его к шеффенскому суду (народных заседателей).

Исправительные трибуналы рассматривают дела об уголовных деликтах, наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы. Полицейские трибуналы разрешают дела об уголовных проступках, наказание за которые не может превышать двух месяцев лишения свободы.

Второй инстанцией в уголовном судопроизводстве Франции являются апелляционные суды, уголовные палаты которых рассматривают апелляционные жалобы на приговоры трибуналов по деликтам и проступкам. В составе апелляционного суда действует обвинительная камера, осуществляющая контроль над предварительным следствием и предание суду.

Систему общих судов возглавляет Кассационный суд. Он пересматривает приговоры нижестоящих судов на основании кассационных жалоб по вопросам права, но не факта, он не правомочен решать дело по существу. Причем юрисдикция Кассационного суда не распространяется на оправдательный приговор суда присяжных, который не может быть опротестован прокурором.

Основными исполнителями функции уголовного преследования во французском уголовном судопроизводстве являются прокуратура и судебная полиция.

Прокуратура во Франции представляет собой централизованную систему органов, находящуюся под руководством министра юстиции. При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками, которые поддерживают государственное обвинение в апелляционном суде и в суде присяжных. В исправительных и полицейских трибуналах обвинение поддерживает республиканский прокурор. Прокуратура является процессуальным начальником судебной полиции и осуществляет надзор за ее деятельностью.

Судебная полиция признается самостоятельным органом предварительного расследования, поскольку осуществляет полицейское дознание, имеющее важное процессуальное значение. Функции судебной полиции в основном выполняет национальная и муниципальная полиция, а также национальная жандармерия. При этом выделяются различные категории должностных лиц в составе судебной полиции.

Защищать интересы обвиняемого в уголовном процессе могут адвокаты. С 1971 года все адвокатские специальности слиты в единую адвокатскую профессию. Созданы единые адвокатские корпорации, действующие при каждом трибунале большой инстанции. Для французского уголовного процесса характерна значительная самостоятельность защитника от подзащитного.

Рассмотрим особенности движения уголовных дел в судопроизводстве Франции, которое складывается из следующих этапов: полицейского дознания и предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнительного производства, а также пересмотра приговоров в порядке апелляции, кассации или ревизии.

2.2. Предварительное расследование и предание суду

Досудебное производство во Франции состоит из трех стадий: дознания, возбуждения уголовного преследования и предварительного следствия, а предание суду входит в стадию предварительного следствия.

Первым этапом уголовного процесса во Франции является полицейское дознание. Дознание проводится под руководством прокурора полицейскими комиссарами, офицерами и агентами судебной полиции, мэрами и их помощниками. По некоторым делам дознание осуществляют полевые охранники, лесные сторожа и некоторые другие чиновники.

Во Франции выделяются следующие общие виды дознания: дознание очевидных преступлений (проступков) и первоначальное дознание. Содержанием любого вида полицейского дознания являются отыскание улик, закрепление доказательств и принятие мер к обнаружению и розыску лиц, виновных в нарушении закона. Однако процессуальное значение действий полиции различается в зависимости от вида дознания.

УПК Франции детально регламентирует случаи очевидности преступления для производства дознания первого вида. Они аналогичны основаниям задержания подозреваемого в современном российском уголовном процессе, так как исторически послужили их прообразом. Закон не устанавливает сроки данного вида дознания, обычно они составляют несколько часов или дней. Во время дознания очевидных преступлений полиция вправе произвести все следственные действия, каждое из которых оформляется протоколом, имеющим доказательственное значение.

Первоначальное дознание проводится, если нет указанных законом условий очевидности. Данный вид дознания характеризуется тремя признаками: отсутствием определенных законом поводов для его начала, формализмом процессуальных действий и отсутствием у полиции средств процессуального принуждения (кроме задержания). Интересно, что полиция вправе производить задержание не только подозреваемых, но и потерпевших и свидетелей для дачи ими сведений о преступлении. Первоначальное дознание не ограничено каким-либо сроком и имеет своей целью обосновать уголовный иск прокурора, который может быть возбужден по его результатам. Первоначальное дознание часто оформляется единым протоколом. Это дознание тесно связано с непроцессуальной деятельностью полиции, поскольку во Франции оперативно-розыскная деятельность осуществляется в рамках производства по делу до возбуждения публичного уголовного иска. Данный вид дознания имеет большее сходство с проверкой сообщений о преступлениях в российском уголовном процессе, чем с отечественным дознанием. Тем не менее первоначальное дознание разрешается проводить и после предварительного следствия, если у прокуратуры возникнет необходимость в получении новых сведений и представлении их в судебное разбирательство.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что деятельность полиции носит розыскной характер. Она тесно связана с оперативно-розыскными мероприятиями. Разносторонность действий полиции обуславливает контроль над ними со стороны трех субъектов: прокуратуры, обвинительной камеры (в части следственных действий) и вышестоящих полицейских чинов. В теории уголовного процесса французское дознание является общим расследованием (inquisitiogeneralis), направленным к установлению события преступления и виновного лица. Последующее предварительное следствие призвано выполнить задачу специального расследования (inquisitio specialis): выяснить виновность конкретного лица в установленном преступлении.

На основе результатов дознания прокурор возбуждает уголовный иск о применении наказаний в отношении подозреваемых (в отношении конкретных лиц) или по факту преступления. Этап возбуждения публичного иска считается самостоятельной стадией возбуждения уголовного дела государственными органами уголовного преследования. В российском процессе его аналог – это привлечение лица в качестве обвиняемого.

Уголовный иск в форме специального требования (уголовное дело) прокурор направляет судебному следователю для производства предварительного следствия.

Производство предварительного следствия обязательно по преступлениям, факультативно по деликтам и проводится только по указанию прокурора по правонарушениям. Во всех остальных случаях дело о правонарушении исчерпывается полицейским дознанием. По различным данным от общего количества возбуждаемых прокуратурой дел к следователю поступает от 0,5 до 15%.

В отличие от полицейского дознания предварительное следствие осуществляется в более состязательной форме. Французские процессуалисты отмечают следующие особенности предварительного следствия, обеспечивающие его состязательность. 1) Процессуальное положение следователя (его принадлежность к судебному ведомству) делает его независимым от прокуратуры. 2) Сторона обвинения (прокурор и полиция) уравниваются в правах со стороной защиты. 3) Имеется вторая инстанция для предварительного следствия в лице обвинительной камеры апелляционного суда. С соблюдением состязательной процедуры она осуществляет предание обвиняемого суду и рассматривает законность и обоснованность предварительного следствия. 4) Устанавливается строгий судебный контроль за деятельностью полиции, и четко определяются ее функции. 5) Устанавливаются процессуальные гарантии при заключении подследственного под стражу.

Судебный следователь – это состоящий в штате суда второго звена (трибунала большой инстанции) судья, назначенный президентом республики три года исполнять обязанности судебного следователя. Судебный следователь должен выполнять функцию юстиции, которая в состязательном процессе должна быть отделена от функций обвинения и защиты. Процессуальное положение судебного следователя создает реальные гарантии его независимости от обвинителя. Результатом состязательности являются следующие положения: 1)предварительное следствие может быть начато только при наличии требования прокурора (уголовного иска); 2)судебный следователь не вправе лично ex officio начать производство, он действует в пределах иска прокурора. Тем не менее прокурор имеет право приносить следователю такие ходатайства о проведении процессуальных действий, в которых ему нельзя отказать. Однако судебный следователь самостоятелен в ведении следствия, не связан выводами прокуратуры и не ограничен собранными доказательствами. Он вправе сам собирать доказательства путем производства следственных действий. Следователь, учитывая аргументы сторон, принимает важнейшие процессуальные решения, например, о направлении дела, о применении мер пресечения к обвиняемому.

Одним из важнейших элементов состязательности является формальное равенство сторон. На практике прокуратура обладает большим весом, чем сторона защиты. Однако французское законодательство предоставляет обвиняемому и его защитнику такие же права на предварительном следствии, какие есть у прокурора. Так, защитник допускается к участию в деле с момента первого вызова обвиняемого к следственному судье, имеет право участвовать во всех допросах и очных ставках. Сторона защиты вправе знать все улики обвинения, она обладает всей полнотой прав по заявлению ходатайств. Следствием состязательности является распределение обязанности доказывания между сторонами. Если обвиняемый при своей защите что-либо утверждает, то он несет бремя доказывания этих обстоятельств.

Срок предварительного следствия законом не ограничен. Средняя его продолжительность в 1980 г. составляла 9 месяцев.

Закончив следствие, судебный следователь передает дело прокурору республики. Прокурор республики после одобрения результатов следствия (дачи согласия поддерживать обвинение) возвращает его следователю для дальнейшего производства. После этого следователь вправе дело прекратить (при необоснованности обвинения) или направить дело в соответствующую судебную инстанцию. Если следователь найдет в совершенном деянии состав преступления, то он направляет дело в обвинительную камеру. Он может также вынести постановление о частичной необоснованности уголовного иска (прекратить дело в части).

Особенностью предварительного следствия во Франции выступает его двухинстанционность. Следственный судья действует как орган первой инстанции. Органом второй инстанции является обвинительная камера, которая имеется при каждом апелляционном суде. Она действует в состязательном порядке в составе председателя и двух членов. Ее функцией является осуществление надзора за следственным судьей и деятельностью судебной полиции. Она обладает правом наложения на них дисциплинарных взысканий. К обвинительной камере обращаются с жалобами на следователя, прокурора и полицейских чиновников.

Обвинительная камера осуществляет предание обвиняемого суду, которое не рассматривается в качестве самостоятельной стадии, а входит в рамки предварительного следствия. Предание суду протекает в состязательной форме. В судебном заседании могут участвовать прокурор, гражданский истец, ответчик и защитник. Личное участие обвиняемого не обязательно. По каждому поступившему делу обвинительная камера принимает одно из следующих решений: о направлении дела на дополнительное расследование, о прекращении дела, об окончании следствия и предании обвиняемого полицейскому трибуналу, исправительному трибуналу или суду присяжных. Обвиняемому сообщается постановление о предании его суду и вручается его копия, а также копии материалов дела об основных доказательствах, среди которых протоколы, констатирующие факт нарушения закона, заявления свидетелей и доклады экспертов.

После направления обвинительной камерой дела в соответствующий суд начинается стадия судебного разбирательства.

2.3. Судебное разбирательство и пересмотр приговоров

Судебное разбирательство имеет состязательную форму, но в некоторых случаях возможно в отсутствие обвиняемого. Например, заочное производство осуществляется при побеге обвиняемого из места заключения после передачи обвинительной камерой дела суду присяжных. Структуры судебного разбирательства во Франции и в России аналогичны. Французское происхождение имеют и значительные дискреционные полномочия председательствующего, который обладает правом собирать доказательства по своей инициативе. После изложения требований прокурора и гражданского истца председательствующий допрашивает подсудимого. Потом допрашиваются свидетели, исследуются вещественные доказательства, заслушиваются эксперты. По собиранию и исследованию доказательств полномочиями обладают стороны и председательствующий в судебном заседании. После судебного следствия начинаются прения сторон, затем суд выносит приговор.

Французское право различает следующие виды приговоров: оправдательные, о снятии обвинения (или об освобождении от уголовной ответственности) и об осуждении. Приговор об осуждении может предусматривать отсрочку исполнения с предоставлением (или без предоставления) испытательного срока. Вступивший в законную силу приговор пересмотру не подлежит, за исключением вновь открывшихся обстоятельств или наличия в нем фактической ошибки.

Во Франции выделяются две группы форм обжалования судебных решений: обычные и чрезвычайные.

1) К обычным формам относятся обжалование приговоров, вынесенных при заочном рассмотрении дела, и апелляция. Обжалование в обычной форме должно быть произведено в десятидневный срок с момента ознакомления заинтересованных лиц с приговором.

2) К чрезвычайным формам относятся кассация и ревизионный пересмотр.

Опротестование прокурором по поводу заочного рассмотрения дела производится в случаях, когда лицо не явилось в полицейский или исправительный трибунал  и не знало о том, что должно было явиться. При таком обжаловании приговор автоматически отменяется и проводится новое разбирательство в той же инстанции.

Апелляция представляет собой проверку не вступившего в законную силу приговора путем пересмотра дела вышестоящим судом по существу. Апелляционная инстанция пересматривает решение суда по вопросам как «факта», так и «права». На основе исследования доказательств выносится новый приговор.

Среди особенностей апелляционного пересмотра приговоров во Франции следует отметить следующие: 1)не подлежат апелляционному пересмотру приговоры суда присяжных и военных трибуналов; 2)апелляционная инстанция при проведении нового разбирательства исследует доказательства только в пределах апелляционной жалобы, то есть она не правомочна по своему усмотрению проверить правильность всего приговора, если обжалована лишь его часть; 3)при вынесении нового приговора положение подсудимого может быть ухудшено.

Чрезвычайной формой обжалования судебных решений является кассация. Кассация как пересмотр дела по поводу нарушения процессуальных или материальных норм права во французском уголовном процессе имеет две разновидности: кассация в интересах сторон и кассация в интересах закона.

Кассация в интересах сторон подается на не вступивший в законную силу приговор обвинителем или представителем стороны защиты в течение пяти дней с момента ознакомления с приговором. Оправдательный приговор и решение о прекращении дела кассационному обжалованию в интересах сторон не подлежат.

Кассация в интересах закона подается генеральным прокурором при Кассационном суде или министром юстиции на вступивший в законную силу любой (в том числе и оправдательный) приговор. Кассация в интересах закона имеет своей целью не пересмотр вступившего в силу приговора, который непоколебим, а получение толкования закона вышестоящим судом на будущее время.

Другой чрезвычайной формой обжалования вступивших в законную силу приговоров служит ревизионный пересмотр. Ревизионный пересмотр производится по поводу фактических ошибок в приговоре. В сравнении с российским уголовным процессом данная форма аналогична пересмотру дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но не производству в порядке надзора.

Ходатайство о ревизии подается осужденным или членами его семьи по вступившему в силу обвинительному приговору в Кассационный суд и поддерживается требованием министра юстиции. Основанием для обжалования являются вновь открывшиеся обстоятельства, а при апелляции или кассации основанием служат те обстоятельства, которые установлены в деле. По УПК Франции основанием для возбуждения ревизионного производства служит явная неправильность приговора.

Ревизионный пересмотр уголовного дела приостанавливает исполнение наказания. В случае обоснованности требования дело передается для аннулирования судебного решения с его пересмотром или без пересмотра по существу.

2.4. Производство в упрощенном порядке

Упрощенную процессуальную форму имеет разбирательство дел по деликтам и уголовным проступкам (правонарушениям). По ним, как правило, не производится предварительное следствие. Деликты рассматриваются в исправительных трибуналах в менее сложном процессуальном порядке, чем преступления в суде присяжных.

Упрощенная процедура свойственна производству в полицейских трибуналах по делам о проступках, наказание за которые не превышает двух месяцев лишения свободы. Так, разбирательство происходит единолично полицейским судьей. По многим делам решение выносится заочно на основе протоколов, составленных полицией. Отсутствует подготовительная процедура перед судебным разбирательством. Полицейский трибунал принимает дело к своему производству на основе: 1)вызова, направленного ответчику по инициативе судьи (непосредственный вызов в суд); 2)добровольной явки ответчика; 3)решения органов расследования о предании суду.

Кроме того, по делам об уголовных проступках возможно еще более простое разбирательство: непосредственная уплата штрафа полицейскому агенту, констатировавшему факт совершения малозначительного правонарушения. Данная процедура получила название «штраф по соглашению». Она позволяет полиции по своему усмотрению решать вопрос о правовой природе нарушения и форме ответственности (уголовной или административной). Уплата штрафа не освобождает от уголовной ответственности, но может исчерпать наказание. Юридически уплата штрафа означает признание стороной факта правонарушения.

Глава 3. Уголовный процесс Германии

3.1. Источники уголовно-процессуального права
и судебная система

Для любой страны континентальной системы права, в том числе и для Германии, характерно преобладающее выражение уголовно-процессуального права в форме системы нормативных актов. До сегодняшнего дня считаются действующими Закон о судоустройстве и уголовно-процессуальный кодекс (уложение), принятые в 1877 году. За превышающую столетие историю их редакция изменялась и было внесено множество дополнений.  Закон о судоустройстве действует в редакции от 9 мая 1975 года. УПК ФРГ испытал на себе сильное влияние кодекса Наполеона 1808 г., однако в редакции 1987 года предусматривает качественно новую систему производства по уголовным делам.

Кроме законодательства источником права в Германии считаются решения Федерального конституционного суда и других высших судебных учреждений. Судебная практика как форма выражения права имеет значение и при применении закона, и особенно в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве.

Для производства по уголовным делам в судебной системе ФРГ выделяются четыре звена.

Первое звено составляют участковые суды. Участковый судья единолично рассматривает: 1)дела частного обвинения, 2)дела по проступкам (в том числе в порядке упрощенного производства), 3)по предложению прокурора – дела по преступлениям, наказание за которые не может превышать одного года лишения свободы. Дела по преступлениям, санкция за которые ограничена тремя годами лишения свободы, рассматриваются судом шеффенов в составе участкового судьи и двух шеффенов или двух профессиональных судей и двух шеффенов. Все члены суда действуют единой коллегией без разделения полномочий. На предварительном расследовании участковый судья выполняет функции судьи-дознавателя, осуществляя некоторые следственные действия, а также разрешая вопросы о применении мер принуждения.

Вторым звеном судебной системы являются уголовные палаты судов земли, которые могут действовать в качестве суда первой или апелляционной инстанции. По первой инстанции они рассматривают все дела, не отнесенные к подсудности участковых судов или высших судов земли (санкция по которым превышает три года лишения свободы или производство связано с помещением в психиатрическую больницу). Дела по первой инстанции рассматривает либо уголовная палата суда земли, выступающая в качестве суда присяжных, либо большая уголовная палата суда земли. Суд присяжных состоит из трех профессиональных судей и двух шеффенов, действующих единой коллегией без разделения полномочий. Суду присяжных подсудны дела по преступлениям, связанным с созданием опасности для жизни людей. Остальные дела рассматриваются большой палатой по уголовным делам. Она же служит апелляционной инстанцией для приговоров суда шеффенов, вынесенных в участковом суде. Апелляции на приговоры участковых судей, вынесенные единолично, рассматриваются малой палатой по уголовным делам в составе председательствующего и двух шеффенов.

Третьим звеном судебной системы служат сенаты по уголовным делам Высших судов земли, которые выполняют функции судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. По первой инстанции они рассматривают дела особой значимости и сложности, в том числе ряд государственных преступлений. Уголовные сенаты рассматривают кассационные и апелляционные жалобы на приговоры нижестоящих судов, если жалоба принесена не по мотивам нарушения федеральных законов.

Судебную систему возглавляет Верховный федеральный суд ФРГ, который является единственным общефедеральным учреждением в системе общих судов. Присутствие по уголовным делам (сенат) Верховного федерального суда рассматривает кассационные жалобы на приговоры высших судов земель (вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции), а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земли (если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли). Верховный федеральный суд может пересмотреть также дело по вновь открывшимся обстоятельствам. С 1969 года в его компетенцию не входит разбирательство дел по первой инстанции.

Рассмотрим досудебное, судебное и упрощенное производства по уголовным делам в Германии.

3.2. Досудебное производство

Как было отмечено выше, германский уголовный процесс имеет значительное сходство с французским. Более того, до 1975 года предварительное расследование в нем производилось по французской модели в форме полицейского дознания и предварительного следствия, осуществляемого судебным следователем. Однако для большей рационализации производства предварительное следствие было отменено в связи с дублированием на нем расследования полиции и прокурора. В настоящее время расследование осуществляет полиция под руководством прокурора, а судебный следователь (участковый судья-дознаватель) принимает в нем лишь эпизодическое участие, связанное с принятием важнейших решений по делу и легализацией доказательств.

По УПК ФРГ обязанность проведения расследования лежит на прокуроре. Прокуратура организована как иерархическая система при общих судах всех уровней. После возбуждения уголовного дела прокурором по большинству уголовных дел расследование осуществляет полиция. При этом функция прокурора сводится к решению вопроса о дальнейшей судьбе дела: направлении на доследование, прекращении уголовного преследования или передаче в суд. По наиболее важным и сложным делам прокурор сам осуществляет расследование, а полиция обязана исполнять его указания по производству процессуальных и иных действий.

Производимое полицией или прокурором предварительное расследование не имеет детально регламентированной процессуальной формы и осуществляется розыскным порядком. Такое расследование трудно отличимо от оперативно-розыскной деятельности. Более того, многие негласные оперативно-розыскные мероприятия регламентированы уголовно-процессуальным кодексом ФРГ, которые вправе применять полиция по судебному разрешению. Полицейское расследование во многом осуществляется внепроцессуально. В связи с этим в немецкой теории уголовного процесса выделяются строгое и свободное доказывание. Первое связано с судебной деятельностью и имеет процессуальную регламентацию. Второе применяется в основном полицией и не связано с процессуальной формой. Деятельность полиции носит подготовительный для судебного доказывания характер. Она связана с отысканием носителей информации, которые после их процессуального собирания – легализации – могут стать доказательствами по делу. Таким образом, в результате деятельности полиции и прокурора не появляются судебные доказательства. Протоколы, составленные полицией, не могут быть оглашены в судебном разбирательстве. Одним из способов легализации данных полицейского расследования служит допрос полицейских в суде в качестве свидетелей.

При необходимости легализации данных предварительного расследования полиция обращается в участковый суд. Судья-дознаватель (обязанности которого выполняет участковый судья) по ходатайству прокуратуры (или защиты) проводит отдельные следственные действия. При этом он не принимает дело к своему производству, а значит и не несет ответственности за результаты уголовного преследования, то есть остается независимым от обвинительной функции. Такие следственные действия проводятся в состязательной форме – при участии в судебном заседании представителей сторон. Составленные в результате следственных действий протоколы имеют доказательственное значение и могут быть использованы при разбирательстве дела по существу. Например, на судебном следствии при отказе подсудимого от признания вины оглашается протокол его судейского допроса на предварительном расследовании, в котором он давал признательные показания.

Другие относящиеся к функции юстиции вопросы на предварительном расследовании также отнесены к компетенции судьи-дознавателя. Для избрания меры пресечения в виде содержания под стражей прокурор или должностное лицо полиции обращается к участковому судье. Последний выдает (или отказывает в выдаче) письменный ордер на арест в зависимости от наличия «серьезного подозрения». Германское уголовно-процессуальное право различает три вида подозрения: простое (необходимое для возбуждения уголовного дела), достаточное (обусловливающее возбуждение публичного обвинения в суде) и серьезное (обосновывающее арест обвиняемого). Срок досудебного ареста не должен превышать шести месяцев, но возможно его продление высшим земельным судом. В исключительных случаях прокурор или полиция может арестовать подозреваемого без ордера. Однако арестованный должен быть доставлен к судье безотлагательно для санкционирования меры пресечения. Участковый судья вправе избрать более легкую меру пресечения при наличии к тому оснований. Кроме того, арестованный на досудебных стадиях обвиняемый имеет право возбудить ходатайство о судебном рассмотрении вопроса об аннулировании ордера на арест или об его приостановлении. Другими словами, германское уголовно-процессуальное право знает процедуру, аналогичную хабеус корпус. Таким образом, решение вопроса о мере пресечения происходит в состязательной форме.

Во всех процессуальных действиях, производимых участковым судьей-дознавателем, вправе участвовать защитник. Защитник вступает в процесс до первого допроса подозреваемого. Подозреваемому должны быть разъяснены его права, в том числе в совершении какого преступления он подозревается, право не отвечать на вопросы и право на помощь адвоката. В ФРГ существует Федеральная ассоциация адвокатов, обеспечивающая бесплатную или льготную юридическую помощь малоимущим. В составе Федеральной ассоциации адвокатов находятся коллегии адвокатов при Верховном федеральном суде и при высших судах земель. Каждый адвокат в коллегии образует свое бюро при том суде, где он практикует.

В уголовно-процессуальном регулировании предварительного расследования особое место занимают правила допустимости доказательств. В ФРГ существует ряд запретов доказывания, которые делятся на две группы. К первой из них относится запрещение установления определенных фактических обстоятельств (связанных, например, с государственной тайной) и использования определенных источников доказательств (например, свидетельский иммунитет). Вторую группу составляют запреты использования в уголовном процессе незаконно полученных средств доказывания, например, показаний обвиняемого. Тем не менее данное положение не является жестким правилом об исключении доказательств, полученных с нарушением процессуальной формы. Доказательства признаются недопустимыми, если они существенно нарушают «правовую сферу» обвиняемого.

Интересной представляется практика германского уголовного процесса по использованию в качестве доказательств сообщений секретных источников оперативно-розыскной деятельности. Такое использование возможно двумя способами: 1)путем допроса сотрудника полиции о том, что ему известно со слов секретного агента, остающегося для суда анонимным; 2)путем допроса самого секретного осведомителя без раскрытия участникам процесса его личности. Заметим, что для состязательного процесса оба эти способа неприемлемы, поскольку первый из них нарушает принцип непосредственности, а второй – принцип равенства сторон. Этим, в частности, объясняется ограниченность использования сведений секретных источников лишь некоторой категорией дел.

По окончании предварительного расследования при наличии «достаточного подозрения» прокурор передает дело в суд. В германском уголовном процессе прокурор наделен правом отказаться от передачи дела в суд в определенных случаях, например, когда обвиняемый или его близкие сами серьезно пострадали от преступления.

3.3. Судебное производство

Судебное производство по уголовным делам в Германии складывается из предания обвиняемого суду, судебного разбирательства и обжалования приговоров.

Предание обвиняемого суду осуществляется на предварительном судебном заседании. В теории данная стадия называется промежуточным производством, или принятием решения об открытии судебного разбирательства. Главная ее задача состоит  в проверке материалов предварительного расследования для выяснения наличия достаточного подозрения. При положительном ответе на этот вопрос обвиняемый предается суду.

Судебное разбирательство состоит из двух частей: подготовительной и собственно судебного разбирательства. Вторая часть распадается на судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого, постановление и провозглашение приговора. Процессуальный порядок судебного разбирательства в уголовном процессе ФРГ в целом аналогичен французскому. Однако следует отметить ряд его особенностей.

При подготовке судебного разбирательства до начала судебного следствия могут быть проведены осмотры, допросы свидетелей и экспертов, если их явка на заседание невозможна. Такие следственные действия проводятся судьей по поручению. При их производстве вправе присутствовать стороны, а протоколы во всех случаях им предъявляются.

Судебное следствие начинается с допроса подсудимого, что рассматривается как его привилегия представить суду свою версию по инкриминируемому деянию прежде, чем будут рассмотрены другие доказательства.

Председательствующий в судебном заседании также имеет большие дискреционные полномочия, в том числе и в отыскании истины. Он начинает исследование доказательств, после чего предлагает подсудимому сделать свои замечания. Такое же право имеют и другие относящиеся к сторонам участники. Защита и обвинение имеют право на допрос только тех свидетелей, которые были вызваны по их ходатайству.

За невыполнение свидетелем своих обязанностей (отказ от дачи показаний) председательствующим на него может быть наложен арест сроком до 6 месяцев.

В судебном разбирательстве обязательно участие прокурора. В то же время в некоторых случаях слушание дела может проводиться в отсутствие подсудимого (особенно при упрощенном порядке производства).

В свою очередь, потерпевший участвует в суде в трех формах: в качестве частного обвинителя, cообвинителя или гражданского истца. Если потерпевший выступает в роли частного обвинителя и прокурор не вступил в дело, то обвиняемый имеет право до начала прений сторон возбудить встречное обвинение.

Выслушав последнее слово подсудимого, суд иногда и без удаления в совещательную комнату выносит приговор. Уголовный процесс ФРГ знает четыре вида приговоров: обвинительный, оправдательный, о назначении мер безопасности и исправления (например, помещение подсудимого в медицинское учреждение), о прекращении дела. Интересно, что приговор составляют и подписывают только профессиональные судьи.

В уголовном процессе ФРГ выделяются две формы обжалования не вступивших в законную силу приговоров: апелляция и ревизия (кассация).

Принести апелляционную жалобу на приговор участкового суда и суда шеффенов могут представители сторон обвинения и защиты, за исключением гражданского истца. Особо следует отметить право обвинителя обжаловать приговор в пользу осужденного. Это остаток от розыскного процесса, где прокурор в суде выполнял не только функцию обвинения, но и надзор за законностью. В порядке апелляции суд второй инстанции проводит новое судебное разбирательство по существу в пределах, указанных в жалобе. Если жалоба принесена в пользу подсудимого, то действует правило «недопустимости поворота к худшему».

Кассационному (ревизионному) обжалованию подлежат приговоры уголовных палат судов земли и высшего суда земли, вынесенные по первой и апелляционной инстанциям, а также приговоры участкового суда, которые по закону не могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Кассационная жалоба приносится только по мотивам нарушения материального или процессуального закона. УПК ФРГ устанавливает абсолютные кассационные поводы, которые во всех случаях влекут пересмотр дела. Жалоба должна быть подана в семидневный срок с момента ознакомления с приговором. Своевременная подача ревизионной жалобы приостанавливает вступление приговора в законную силу в опротестованной части.

Для пересмотра вступивших в законную силу приговоров в германском уголовном процессе также существует институт возобновления производства, оконченного приговором, вступившим в законную силу. Стороны вправе принести ходатайство о возобновлении. Однако пересмотр приговора зависит от усмотрения вышестоящего суда. Основаниями для пересмотра дела являются вновь открывшиеся обстоятельства, явно свидетельствующие о неправосудности приговора.

3.4. Производство в упрощенном порядке

Одной из характерных черт уголовного процесса Германии выступает развитое производство в упрощенном порядке, распространяющееся на 70% дел от их общего количества.

Производство в упрощенном порядке носит название «приказа о наказании». Оно осуществляется участковым судьей по малозначительным преступлениям (уголовным правонарушениям), наказание за которые не превышает трех месяцев лишения свободы. Прокурор на основе данных дознания либо полиция обращается к участковому судье с проектом приказа о наказании. Судья в порядке письменного производства в отсутствие обвиняемого принимает одно из следующих решений: отклоняет ходатайство в связи с неподтверждением достаточного подозрения, назначает судебное разбирательство или немедленно издает приказ о наказании. Приказ о наказании вступает в законную силу и приобретает значение приговора, если обвиняемый в течение семи дней после ознакомления с ним не принесет своих возражений. В противном случае назначается судебное разбирательство по общим правилам.

Таким образом, производство в порядке «приказа о наказании» приближается к наложению административного взыскания. Однако предоставление обвиняемому права согласиться или не согласиться с приказом вносит в процесс состязательное начало, уравнивая обвинителя и обвиняемого.

Глава 4. Уголовный процесс Англии и США

4.1. Уголовно-процессуальное право и его субъекты

Уголовно-процессуальное право англосаксонской системы прежде всего состоит из общего права и права справедливости. Общее право в Англии было создано Вестминстерскими судьями, а право справедливости сложилось из решений суда канцлера, которые исправляли недостатки общего права. Вот почему право данных стран и по происхождению, и по структуре называют прецедентным.

Основной формой (источником) уголовно-процессуального права является судебная практика. Решения, вынесенные судом, обязательны для него самого и для нижестоящих судов по аналогичному делу.

Другим источником права служит закон (статутное право). При этом закон по сравнению с судебной практикой играет второстепенную роль, поскольку для юристов нормативный акт не имеет смысла, пока он не истолкован судебными решениями. Исключение составляет имеющая прямое действие Конституция США.

Важнейшими нормативными источниками английского уголовно-процессуального права являются Великая хартия вольностей 1215 г. и Билль о правах 1689 г. Заметим, что с 1832 г. роль закона в Англии стала возрастать. В последнее время принят ряд важнейших нормативных актов, среди них Закон о судах 1971 г., Закон о магистратских судах 1980 г., Закон о Верховном суде 1981 г., Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г., Закон о государственных обвинителях 1985 г., Закон о судах и правовом обслуживании 1990 г., Закон об уголовном правосудии и публичном порядке 1994 г. и Закон об уголовном процессе и расследованиях. Вышесказанное позволяет заключить, что в современной Англии среди источников права законодательство занимает не меньшее место, чем прецеденты.

Уголовно-процессуальному праву США в отличие от английского всегда были присущи некоторые черты, сближающие его с континентальной системой. Наличие более развитого законодательства (особенно Конституции США и пятнадцати поправок), а также федеративного устройства заметно отличают американское право от британского.

В качестве общих особенностей уголовно-процессуальных норм стран общего права можно отметить их приоритет перед нормами материального права в глазах правоприменителей, а также их неразделенность с гражданско-процессуальным правом. Независимо от того, находят ли свое выражение уголовно-процессуальные нормы в законе или прецеденте, для них характерна меньшая абстрактность – направленность на решение конкретной проблемы, а не на формулировку общего правила поведения.

Для Англии и США характерна сложная судебная система.

В Англии выделяются высшие и низшие суды. Высшие суды представлены Верховным судом, состоящим из Высокого суда, Суда короны и уголовного отделения Апелляционного суда. По немногим делам высшей инстанцией выступает Апелляционный комитет палаты лордов. В Америке одновременно взаимодействуют судебные системы штатов с федеральными судами. Судебные системы штатов, в общем, состоят из трех уровней: судов первого звена, апелляционных судов и Верховного суда. Высшие суды являются апелляционной инстанцией для нижестоящих, а также рассматривают по первой инстанции дела особого значения.

Низшие суды, или суды первого звена, условно можно назвать магистратскими судами, которые обслуживаются мировыми судьями, как правило, не являющимися юристами и не получающими вознаграждения. Они могут работать не полное рабочее время, занимаясь частной практикой в промежутках между выполнением обязанностей судьи. Магистратский суд разрешает по существу дела небольшой общественной опасности (мисдеминоры – уголовные проступки). Он не вправе назначить наказание выше установленного предела (90 дней лишения свободы в некоторых штатах США и 6 месяцев – в Англии). По тяжким преступлениям (фелониям) магистраты осуществляют предварительное производство: санкционируют обыски и аресты, проводят первоначальную явку арестованного в суд, устанавливают залог, назначают защитника для неимущих, производят предварительное слушание дела.

Другим важнейшим субъектом процесса является обвинитель. Частно-исковое начало в англосаксонском процессе предполагает возможность для каждого гражданина выступать обвинителем по делу лично или с помощью адвоката. До 1985 года в Англии не было службы государственного обвинения и в судах выступали адвокаты, представляющие интересы правительства. В настоящее время такая служба существует. Государственное обвинение по тяжким преступлениям осуществляет через своих помощников директор публичных преследований, который назначается генеральным атторнеем из числа барристеров или солистеров.

В США публичное обвинение существовало еще до революции. Его осуществляет атторнейская служба, возглавляемая генеральным атторнеем США, в подчинении которого состоят атторнеи США в каждом из 94 судебных округов, имеющие до 50 помощников.

На досудебных стадиях функция обвинения осуществляется путем расследования. Кроме указанных субъектов предварительное расследование по большинству дел производят полиция и некоторые другие должностные лица (например, в Англии сам генеральный атторней или директор управления по борьбе с тяжкими мошенничествами). Полиция данных стран имеет сложную структуру. В Англии выделяются национальная полиция и полиция графств, в Америке – федеральная, штатов и местная.

Третьим основным участником процесса выступают защитники, организации которых, кстати, были предшественниками прокуратуры. В Англии старейшими корпорациями защитников являются барристеры и солистеры. Барристеры считаются элитой и работают в судах (у барьера), а солистеры занимаются с клиентами и собирают доказательственный материал на досудебных этапах. С 1990 года жесткая граница в их функциях стала стираться. К тому же появилась новая категория правозаступников – адвокаты, имеющие право выступать в судах.

В США выделяются две группы адвокатов. Первые работают в юридических консультациях (агентствах защитников), обеспечивающих участие адвокатов в процессе для неимущих за счет средств штата. Вторые считаются частными (платными) адвокатами и именуются барристерами.

Рассмотрим подробнее уголовный процесс стран системы общего права на примере судопроизводства США, обращая внимание на его отличия от английского уголовного процесса.

Одной из особенностей англосаксонского процесса является его значительная дифференциация. Особую процедуру имеет разбирательство преступлений, совершенных несовершеннолетними. По всем делам уголовно-процессуальная форма различается также в зависимости от категории преступления. Так, производство по фелониям (тяжким уголовным преступлениям) более усложнено, чем по мисдеминорам (уголовно наказуемым проступкам). Наибольший интерес представляет судопроизводство по фелониям, связанное с арестом, поскольку он затрагивает важнейшие права человека. Американские юристы выделяют 19 этапов судопроизводства, которые можно объединить в три большие группы: 1)стадию полицейского расследования, 2)стадию досудебного исследования обстоятельств дела обвинением и защитой, 3)судебные стадии.

4.2. Стадия полицейского (внесудебного) расследования

Это первая стадия уголовного процесса, включающая в себя четыре этапа: 1)пресечение совершения преступления, 2)расследование до ареста, 3)арест, 4)регистрацию арестованного и полицейское расследование после ареста.

Сами американские и английские юристы не относят данную стадию к уголовному процессу. Деятельность на ней имеет административную природу и неотличима от оперативно-розыскного производства. На этом этапе полиция действует как сторона за рамками процесса, либо «помогая» потерпевшему в его расследовании, либо представляя ущемленные интересы государства. Этим объясняется, почему обвинитель в Англии и США считается адвокатом или доверителем государства

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: В Германии проходят военные операции 2020. Освобождение детей.

Европейский Суд, он ссылался на применение полицией пыток при допросе и на несоблюдение его прав на справедливое судебное разбирательство.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Немецкий вирусолог раскритиковал введённый в Германии карантин [Голос Германии]

93-летний экс-охранник нацистского концлагеря пойдет под суд в Германии

Европейский суд на защите интересов граждан.

Учитывая многочисленные обращения наших читателей, в этой статье нам хотелось бы осветить порядок обращения граждан, считающих, что их права и законные интересы со стороны государственных органов нарушены, в Европейский суд по правам человека.

Кто может обратиться в Европейский Суд.

В связи с тем, что соблюдение прав и свобод человека является не только внутренним делом каждого конкретного государства, но и должно стать заботой всего международного сообщества, 11 мая 1994 года члены Совета Европы подписали Протокол №11 к Конвенции «О защите прав и основных свобод человека». Этот документ наделил правом обращения в Европейский Суд отдельных граждан, группы (коллективы) граждан и общественные (неправительственные) организации. Суд был призван защищать права тех граждан (групп граждан) и организаций, кто полагает, что государство, в лице его органов, нарушает гражданские права лица, провозглашенные и гарантированные Конвенцией. Поэтому, если Вы считаете, что являетесь жертвой подобных нарушений, то смело можете лично сами или через адвоката (разумеется, второй вариант более предпочтителен), обратиться в суд.

Вопросы, которые рассматривает Европейский суд.

Не представляется возможным перечислить все дела, которые рассматривает и разрешает Европейский Суд. Их очень много и исчерпывающего перечня не существует. Но, прежде чем принять решение обратиться в Суд, настоятельно рекомендую нашим читателям вчитаться в текст Конвенции и определиться, какое именно право или какая свобода, по мнению заявителя, нарушена со стороны государства. Единственное, что надо учесть, Европейский Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или организацией. В качестве процессуального противника может выступать только государство (в лице его органов). Далее. Европейский Суд принимает к рассмотрению жалобы только тогда, когда заявитель исчерпал все доступные средства внутренней (внутри государства) правовой защиты. Другими словами, перед обращением в Европейский Суд, заявитель должен пройти все судебные инстанции Германии (вплоть до высшей судебной инстанции, которой подсудно дело), с помощью которых возможно устранить нарушения прав заявителя. В противном случае, заявитель в Суде должен доказать, что такое обращение малоэффективно, и все равно не принесло бы должного результата.

Сроки и язык обращения.

Заявитель располагает шестимесячным сроком для подготовки и направления жалобы в Суд. Течение этого срока начинается с момента получения заявителем или его представителем (адвокатом) негативного решения суда (или компетентного органа власти) по своему делу. Официальными языками Суда является английский и французский, но и жалоба, направленная заявителем на его родном языке, принимается Судом к производству. Жалоба и вся иная корреспонденция, относящаяся к ней, должна быть в обязательном порядке направлена по почте. Не допускается предъявление жалоб по телефону или посредством электронной почты, равно как и личное посещение Суда с устным изложением своих проблем. После получения жалобы Секретариат Суда направит Вам ответ, с указанием того, что по вашей жалобе заведено соответствующее дело с присвоением номера (с целью избежания недоразумений, при последующей переписке необходимо ссылаться на этот номер). Вполне возможно от Вас будет затребована дополнительная информация или документы по жалобе. Настоятельно рекомендую, как можно внимательнее относиться к поступающей из Суда корреспонденции. В противном случае, если Вы не ответили на какое-либо письмо из Суда в течение годичного срока, то Ваша жалоба будет отклонена, а дело — уничтожено. Содержание жалобы. В содержании жалобы в обязательном порядке должно быть отражено следующее: — краткое изложение фактов, на которых строится жалоба, а также существо жалобы, — указание на конкретные права, гарантируемые Конвенцией, которые Вы полагаете нарушенными, — перечень Ваших шагов, уже предпринятых Вами по решению проблемы, — перечень официальных решений (судебных, органов власти) с приложением соответствующих копий. Остается добавить, что жалоба должна быть подписана лично заявителем или же представителем (адвокатом). Лишь в исключительных случаях допускается предъявление анонимной (без подписи) жалобы. Если жалоба подается представителем (адвокатом), необходимо приложить соответствующую доверенность.

А судьи кто?

Судьи избираются из числа трех кандидатов, предоставленных каждым государством, на срок шесть лет. Количество судей соответствует количеству государств-участников Конвенции (в настоящее время – сорок три судьи). Срок их полномочий истекает по достижении ими 70 лет. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве и не представляют какое-либо государство. Они не вправе осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или постоянным характером их полномочий. Срок полномочий половины судей, избранных на время первых выборов, истекает через три года, чем обеспечивается обновление половины судейского корпуса каждые три года.

Порядок рассмотрения жалобы.

Механизм рассмотрения дел для всех жалоб, независимо от страны и содержания жалобы одинаков.

• Принятие жалобы в производство. Поступившая в Суд жалоба регистрируется, ей присваивается номер, о чем извещается заявитель. Ему же высылается формуляр заявления, инструкция по заполнению и текст Конвенции с просьбой прислать копии судебных решений на национальном уровне (которые обжалуются).

• Принятие жалобы к рассмотрению. Юрист Суда и секретарь Суда изучают документы (все ли в порядке) и направляют их судье-докладчику, который принимает решение о приемлемости документов. Палата, состоящая из семи судей, направляет запрос властям государства – ответчика. Только после наличия письменных ответов обеих сторон Суд и принимает окончательное решение о приемлемости жалобы.

• Рассмотрение по существу. Разбирательство в Суде является состязательным и публичным. Слушания, в принципе, открыты, но в исключительных случаях может быть принято решение о проведении закрытого слушания. При установлении признаков нарушения Конвенции Суд констатирует этот факт и присуждает потерпевшей стороне компенсацию (при определенных условиях).

• Исполнение постановлений Суда. Государства-участники Конвенции обязались выполнять решения Суда , вынесенного по спору, сторонами которого они были. Окончательное решение Суда направляется Комитету Министров Совета Европы, который и обеспечивает надзор за исполнением решения. Суд не вправе сам обеспечивать исполнение своих собственных решений.

Оплата судебных и адвокатских издержек.

Оплата услуг представителя (адвоката) по составлению первичной жалобы осуществляется заявителем самостоятельно. Лишь на более поздней стадии, после принятия жалобы к производству и возбуждения дела, Судом может быть принято решение об освобождении заявителя от дальнейшей оплаты услуг представителя (адвоката) на основании данных о его имущественном положении (получаемых им доходах). В то же время, само ведение судопроизводства для заявителя является бесплатным.

Практические наблюдения.

На основе анализа практики участия адвокатов нашей Канцелярии в судебных процессах, нами подмечена определенная «специфика» жалоб. Обращаются в Суд в основном, если имели место:

• процессуальные нарушения прав граждан в уголовных и гражданских процессах,

• применение пыток, а также оскорбления человеческого достоинства во время содержания граждан в следственных изоляторах временного содержания (СИЗО),

• неисполнение решений, принятых по конкретным судебным делам,

• нарушения прав собственности (в том числе неправомерного изъятия у собственников объектов недвижимости),

• отказ в принятии в Германию в качестве позднего переселенца (т.н. «немецкая» иммиграция), еврейского беженца (т.н. «еврейская» иммиграция), воссоединение семей, и некоторые другие. В заключении хотелось бы отметить, что, по моему глубокому убеждению, Европейский Суд по правам человека является надежной гарантией защиты права тех граждан, которые полагают, что государство, в лице его органов, нарушает гражданские права заявителя. На протяжении десятилетий лучшие умы Европы – политики, ученые, юристы, правозащитники – создали отлаженную правовую и судебную систему. Адвокаты, специализирующиеся в этой области права, и ведущие дела в Суде, накопили достаточную практику, которая может и, в случае необходимости, обязательно должна быть востребована Вами, дорогие читатели.

Принципы Европейской конвенции о правах человека.

Напомним, что практически все европейские страны в лице их властных органов обязались неукоснительно исполнять фундаментальный принцип всей европейской правозащитной системы, закрепленный в ст.3 Устава Совета Европы. А именно, принцип верховенства закона и принцип, в силу которого любое лицо, находящееся под юрисдикцией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, должно пользоваться правами человека и основными свободами. Кратко осветим основные принципы Европейской конвенции, являющиеся жизненно важными для российского государства и общества на современном этапе развития.

1. Права человека и основные свободы являются естественными и принадлежат каждому от рождения. Обязанность государства: закрепить их в национальном законодательстве и добиться их обеспечения.

2. Эти права и свободы гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией немецкого государства: гражданам, иностранцам, лицам без гражданства.

3. Государство обязано соблюдать законность и не допускать необоснованных ограничений прав и свобод на уровне национального законодательства (в том числе и со стороны подзаконных актов).

4. Государство обязано не допустить дискриминацию граждан по какому-то признаку (раса, пол, религиозные убеждения и пр.).

Нам кажется, нет нужды освещать все права и свободы, закрепленные в Конвенции. Тем более, в развитие Конвенции, приняты и подписаны дополнительные протоколы.

Типичные ошибки обращения в суд.

В последнее время количество подаваемых жалоб растет. Жаль только, что львиная их доля отклоняется Судом по формальным основаниям. Чтобы этого не случилось, необходимо иметь в виду следующее.

1. Обратиться за защитой в Суд можно лишь за защитой того права, той свободы которые гарантированы упомянутой выше Конвенцией. Поэтому, прежде чем принять решение обратиться в Суд, настоятельно рекомендую нашим читателям с помощью адвоката внимательно вчитаться в текст Конвенции и определиться, какое именно право или какая свобода нарушена со стороны государства.

2. Суд был призван защищать права тех граждан (групп граждан) и организаций, кто полагает, что их гражданские права, провозглашенные и гарантированные Конвенцией, нарушены государством в лице его органов. Разбирательством экономических споров между негосударственными субъектами предпринимательской деятельности Суд не занимается. Как не рассматривает и, к примеру, бытовые споры, требования к общественным организациям и пр. В противном случае, заявитель обречен сражаться с «ветряными мельницами».

3. Суд принимает к рассмотрению жалобы только тогда, когда заявитель исчерпал все доступные средства внутренней (внутри государства) правовой защиты. Другими словами, перед обращением в Суд, заявитель должен пройти все судебные инстанции Германии (вплоть до высшей судебной инстанции, которой подсудно дело), с помощью которых возможно устранить нарушения прав заявителя. Если же в силу определенных причин то сделать не представляется возможным, заявитель в Суде должен доказать, что такое обращение малоэффективно, и все равно не принесло бы должного результата.

4. Пропуск срока для подачи жалобы. Заявитель располагает шестимесячным сроком для подготовки и направления жалобы в Суд. Течение этого срока начинается с момента получения заявителем или его адвокатом негативного решения суда по своему делу.

5. Зачастую, после поступления жалобы, Суд требует от заявителя дополнительную информацию или документы по жалобе. Настоятельно рекомендуем, как можно внимательнее относиться к поступающей из Суда корреспонденции. В противном случае, если заявитель не отвечает на какое-либо письмо или запрос из Суда в течение годичного срока, то его жалоба отклоняется, а дело — уничтожается. Чтобы избежать подобных «ляпов», иногда сводящих на нет всю подготовительную работу и ставящих крест на возможности нахождения защиты на европейском уровне, настоятельно советуем обратиться за помощью к адвокату. В качестве примера слаженной работы адвокатов и заявителя, которая в результате привела к закономерному успеху, можем привести недавнее решение Суда по иску фирмы Nistas GmbH к Правительству Республики Молдова.

Основания для обращения.

В один из офисов нашей Канцелярии обратился владелец немецкой фирмы — гражданин Молдовы. Суть проблемы заключалась в том, что партнер заявителя – Молдавская железная дорога, не выполняла обязательства по оплате взятых в аренду железнодорожных вагонов – цистерн, вытекающих из заключенного сторонами договора аренды. Попытки заявителя решить вопрос в судах Молдовы оказались тщетными. Пройдя все инстанции – Экономический Окружной Суд, Апелляционную и Кассационные Коллегии, Гражданскую Коллегию Верховного Суда, Пленум Верховного Суда – истец не добился удовлетворения своих требований. Иск был удовлетворен лишь частично. Общая сумма задолженности составляла 63.047 долларов США. Может быть сказывался государственный статус ответчика? После ознакомления с материалами дела им была дана правовая оценка на предмет приемлемости и обоснованности иска в Европейском Суде.

• Было установлена, что Республика Молдова ратифицировала Конвенцию в 1997 году. С этого момента физические и юридические лица (в том числе иностранные) получили право обращаться в Европейский Суд на предмет оспаривания нарушений со стороны подписавшего Конвенцию государства — Молдовы (ст.1, 34 Конвенции). Вменяемые же события имели место, начиная с 31.12.1997 года.

• Суд не может рассматривать жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных организаций. В данном деле ответчик являлся государственным предприятием.

• Требование об исчерпании средств внутренней защиты, установленное ст. 35, п.1 Конвенции, соблюдено, так как оспариваемое заявителем решение было принято как на уровне Верховного Суд РМ (высшего судебного учреждения общей юрисдикции), так и Апелляционной коллегии Экономического Суда. Согласно правилам, установленным Судом для Молдовы, необходимости обращаться в Конституционный Суд нет.

• С точки зрения прав, гарантированных Конвенцией, был поставлен вопрос о необходимости анализа двух статей Конвенции:

I. Ст. 6 п.1 – Право на справедливое судебное разбирательство, которая гласит, что каждый в случае имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом. По целому ряду позиций имелись все основания считать, что обязательство Республики Молдовы в части обеспечения рассмотрения дела в соответствии с указанными требованими было нарушено. Это связано с тем, что истец и ответчик по многим моментам были поставлены в неравное положение по возможностям осуществления своих прав. В частности, вмешательство Генерального прокурора на стороне ответчика путем обжалования вступивших в законную силу решений судов подтверждает преобладание возможностей ответчика. Пленум Верховного Суда проявил предвзятость и односторонность, поставив на рассмотрение вопросы, которые ответчиком даже и не ставились.

II. Ст. 1 Протокола – Защита собственности, которая устанавливает, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и принципами международного права. Очевидно, что причитающиеся истцу арендные платежи в силу заклеченных договоров являются его собственностью. Государственные же органы Молдовы в лице ее высших судебных органов нарушили это право и лишили ответчика честно заработанных им средств.

Рассмотрение жалобы.

Надо сказать, что механизм рассмотрения дел для всех жалоб, независимо от страны и содержания жалобы одинаков. Он включает в себя следующие этапы.

1. Принятие жалобы в производство. Поступившая в Суд жалоба была зарегистрирована, ей был присвоен номер, о чем мы сразу же были извещены. Секретарь Суда выслал нам формуляр заявления, инструкцию по его заполнению и текст Конвенции с просьбой прислать копии судебных решений на национальном (молдавском) уровне (которые обжалуются).

2. Принятие жалобы к рассмотрению. После изучения документов юрист Суда и секретарь направили их судье-докладчику, который принял решение о приемлемости документов. После чего, Палата Суда, состоящая из семи судей, направила запрос по поводу требований, изложенных в жалобе, властям Молдовы. Получив письменный ответ Правительства Молдовы, Суд принял окончательное решение о приемлемости жалобы и назначении даты слушания на 21 ноября 2006 года.

3. Рассмотрение по существу. Разбирательство в Суде было состязательным и публичным. Слушания открыты, только в исключительных случаях может быть принято решение о проведении закрытого слушания. Стороны еще раз обозначили свои позиции. В результате Суд единогласно установил признаки нарушения Конвенции (ст. 6 п.1 – Право на справедливое судебное разбирательство и ст. 1 Протокола – Защита собственности). Принято решение присудить потерпевшей стороне – истцу компенсацию в сумме 60.597 евро, а также 2.000 евро в качестве возмещения неимущественного вреда и 2.400 евро в качестве возмещения косвенных издержек.

4. Исполнение постановлений Суда. Государства-участники Конвенции обязались выполнять решения Суда , вынесенного по спору, сторонами которого они были. Окончательное решение Суда в таких случаях направляется Комитету Министров Совета Европы, который и обеспечивает надзор за исполнением решения. Суд не вправе сам обеспечивать исполнение своих собственных решений. Срок для исполнения решения Суда – три месяца с момента вынесения решения.

В заключении хотелось бы отметить, что, по моему глубокому убеждению, Европейский Суд по правам человека является надежной гарантией защиты права тех граждан, которые полагают, что государство, в лице его органов, нарушает гражданские права заявителя. На протяжении десятилетий лучшие умы Европы – политики, ученые, юристы, правозащитники – создали отлаженную правовую и судебную систему. Адвокаты, специализирующиеся в этой области права, и ведущие дела в Суде, накопили достаточную практику, которая может и, в случае необходимости, обязательно должна быть востребована Вами, дорогие читатели.

Александр Денисов, юрист
Немецко-русская юридическая коллегия
Advokaten RF in Kooperation mit den deutschen RA
тел. 069 29 80 15 80
www.advokat-kanzlei.de

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: КАК ПРОХОДИТ КАРАНТИН,НА САМОМ ДЕЛЕ, В НАШЕМ ГОРОДЕ. ГЕРМАНИЯ .БАВАРИЯ.

Судебное разбирательство. Уголовные дела gto-sport.ruмости от тяжести совершенного преступления могут рассматриваться единолично участковым​.

Дело «Гефген против Германии». Германия в Европейском суде по правам человека

Бывший охранник концентрационного лагеря Штуттгоф предстанет перед судом в Гамбурге по обвинению в соучастии в убийстве 5230 человек в 1944 и 1945 годах.

Среди жертв числятся погибшие в результате эпидемии тифа в условиях отсутствия доступа к еде, воде и медикаментам, а также 200 человек, которые подверглись воздействию отравляющих веществ. 

Согласно версии прокуратуры, с августа 1944 года по апрель 1945 года ныне 93-летний гражданин Германии Бруно Дей , препятствовал побегу заключенных, в связи с чем его можно считать причастным к организации их массового убийства на территории концентрационного лагеря. Более того, в ходе следственных действий был поставлен вопрос о его роли в произошедших событиях, поскольку возникли обоснованные подозрения, что заявленная должность охранника является лишь попыткой найти смягчающее обстоятельство. 

При этом отмечается, что обвиняемый не признал свою вину, настаивая на инструментальном характере выполняемых им действий. «Какая была бы польза от моего ухода, они бы нашли кого-то другого?» — цитируют журналисты слова обвиняемого. 

В одном из интервью Дей, как сообщается, признался, что в те дни часто слышал крики и знал обо всех нюансах убийств в то время. 

«Я, наверное, знал, что это были евреи, которые не совершали преступления и ни в чем не были виноваты, но они были там, лишь потому, что они были евреями…И они имеют право жить и работать, как и любой другой человек», — сказал он. 

Поскольку на момент совершения инкриминируемого преступления фигурант был несовершеннолетним, судья должен будет учесть это обстоятельство. Как отмечает издание, немецкое законодательство в таком случае предполагает максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет. 

В ходе судебного разбирательства появилось порядка 20 потерпевших, часть из которых прилетела из Америки, Израиля и Польши для дачи показаний. 

«Это не вопрос мести. Подобное судебное разбирательство для них — это скорее про то, чтобы продемонстрировать, что случилось с ними, объявить о несправедливости в немецком суде и рассказать свою историю, чтобы ее не забыли», — цитирует издание Маркуса Хорстманна, адвоката одного из заявителей. 

В настоящее время прокуратура ФРГ проводит предварительное расследование по 23 схожим делам. При этом отмечается, что в связи с чрезвычайно преклонным возрастом подозреваемых, разбирательство может затянуться в силу объективных причин.

Источник: РАПСИ

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Коронавирус: страшные кадры из США и как помогают бизнесу в Германии и России. DW Новости (08.04.20)

Предварительное расследование | Прекращение разбирательства | Упрощенный в уголовно-процессуальном праве Германии. Уголовное разбирательство Судебное разбирательство проходит в присутствии следующих.