Иногда те, на кого в организации возложена ответственность за охрану на промышленных предприятиях, являются сотрудниками страховых фирм. помощь со стороны инспекторов, следящих за страхованием от убытков. и в соответствующие структуры Министерства труда США), либо уведомить о​.

Государственный надзор и контроль за охраной труда на предприятиях

12. Система управления охраной труда на предприятии. Органы управления, содержание и структура, средства и методы управления. Организация службы от на предприятии.

Организация службы охраны труда и природы на предприятии

Директор несет основную ответственность за охрану труда и природы.

Организационными работами, связанные с обеспечением охраны труда и природы занимается главный инженер.

Отдел охраны труда (подчиняется гл. инженеру) решает текущие вопросы, связанные с обеспечением безопасности труда.

Функции отдела охраны труда:

  1. контрольная (соблюдение приказов)

  2. обучающая

  3. представители отдела выступают в качестве экспертов при разработке тех. решений

  4. отчетность по вопросам травматизма и проф. заболеваниям.

Трехступенчатый контроль за охраной труда на предприятии

1 этап. Контроль на рабочем месте (за цехом контроль осуществляет мастер, за лабораторией — рук. группой). Ежедневный контроль.

2 этап. Уровень цеха, лаборатории (периодичность еженедельная).

3 этап. Уровень предприятия (один из цехов выборочно проверяется комиссией, в состав которой входят:

— гл. инженер;

— начальник отдела охраны труда;

— представитель мед. сан. части;

— гл. специалист (технолог или энергетик)

Организация работы службы охраны труда возложены непосредственно на руководителей министерств управления, предприятий, организаций и т. д.

Руководители перечисленных выше организаций обязаны:

  • обеспечить безопасные условия труда

  • обеспечить наличие, исправность и безопасное состояние помещений, инвентаря.

  • Систематически вести работу по дальнейшему улучшению условий труда

  • Организовывать обучение и инструктаж рабочих и проверку знаний по вопросам техники безопасности

  • Осуществлять надзор за соблюдением подчиненными инструкций, приказов и указаний по технике безопасности

  • Составлять планы работ и комплексных мероприятий по охране труда.

Рабочие и служащие обязаны

  • честно и добросовестно работать.

  • Строго выполнять требования техники безопасности

  • Знать и применять безопасные приемы труда.

  • Пользоваться выданной спец одеждой

Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

13. Методы анализа травматизма и заболеваемости на производстве. Показатели производственного травматизма и заболеваемости.

Травма — внешнее повреждение организма человека, которое произошло в результате действия опасного производственного фактора.

Проф. заболевание — заболевание, при котором происходит внутреннее изменение в организме человека в результате действия вредного производственного фактора.

Несчастные случаи подразделяются:

  • легкие;

  • средней тяжести;

  • групповые;

  • с инвалидным исходом;

  • со смертельным исходом.

Проф. заболевания подразделяются:

Совокупность производственных травм называется травматизмом.

Отчетность по производственному травматизму:

I. Коэффициент тяжести травматизма (средняя продолжительность одной травмы)

Кт = Д/Т, где

Д — кол-во (общее число) дней нетрудоспособности за отчетный период

Т — кол-во травм за отчетный период

II. Коэффициент частоты травматизма (количество травм, приходящихся на 1000 раб.)

Кч = (Т/Р)1000, где

Р — ср. списочное кол-во рабочих за отчетный период

  1. Статический метод. Представляет собой анализ происшедших несчастных случаев, накопление и обработку статического материала с последующими выводами и рекомендациями.

  2. Групповой метод. Является частным случаем статического метода, когда обработку изучаемых данных проводят после предварительной группировки несчастных случаев по видам работ, по однородному оборудованию и пр.

  3. Топографический метод. Заключается в изучении причин несчастных случаев по месту их происшествия.

Монографический метод. Состоит в углубленном исследовании выбранного объекта в совокупности со всей производственной обстановкой.

14. Экономический анализ эффективности мероприятий по обеспечению безопасности на производстве

Снижение уровня заболеваемости и числа несчастных случаев имеют экономические результаты:

  • увеличивается период профессиональной активности;

  • растет производительность труда;

  • сокращаются затраты, связанные с компенсацией за работу с вредными и тяжелыми условиями труда;

  • уменьшаются потери, связанные с травматизмом;

уменьшаются текучести кадров.

15. Органы надзора и контроля за соблюдением законов, норм и правил безопасности на производстве. Ответственность за нарушения законодательства по безопасности на производстве.

Надзор и контроль за охраной труда проводят по трем независящим друг от друга основным направлениям:

  • специальными государственными инспекциями;

  • ведомственными органами;

  • общественными организациями.

Надзор и контроль за состоянием охраны труда предусматривает:

  • создание надежной системы и органов контроля за состоянием охраны труда работающих;

  • метрологическое обеспечение;

  • наделение контролирующих органов соответствующими правами.

Виды контроля:

  • оперативный;

  • административно – общественный;

  • ведомственный;

  • контроль органов государственного надзора.

Существует пять видов ответственности:

  • общественная (меру ответственности определяют общественные организации и товарищеские суды);

  • дисциплинарная (мера зависит от типовых правил внутреннего трудового распорядка);

  • административная (предполагает ответственность в виде штрафа);

  • материальная (ответственность должностных лиц, предусматривающая возмещение ущерба предприятию);

уголовная (ответственность, предусмотренная уголовным кодексом).

25. Классификация несчастных случаев по их связи с производственной деятельностью. Сроки, порядок проведения и оформление результатов расследования несчастных случаев, связанных с производством.

К несчастным случаям на производстве относятся случаи происшедшие:

  • при выполнении трудовых обязанностей (в том числе во время командировки);

  • в пути на работу или с работы на транспорте предприятия;

  • на территории предприятия или в ином месте работ в течение рабочего времени

включая перерывы;

  • во время проведения субботника;

  • в рабочее время на общественном транспорте;

— в рабочее время на личном легковом транспорте, при наличии разрешения на его использование;

— в рабочее время из-за нанесения телесных повреждений другим лицом или преднамеренного убийства работника при использовании им трудовых обязанностей.

Администрация предприятия создает комиссию по расследованию несчастного случая, которая обязана в течении трех суток расследовать обстоятельства и причины происшедшего несчастного случая. Составляются акты о несчастном случае по форме Н-1 в четырех экземплярах.

Несчастный случай, происшедший в организации с работником, направленным другим предприятием, расследуется и учитывается организацией где он произошел.

Несчастный случай, происшедший с учащимися, проходящими производственную практику, расследует комиссия совместно с представителем учебного заведения и учитывает ????, если руководителем был персонал предприятия

17. Обучение персонала безопасности производственной деятельности. Виды, порядок и сроки проведения инструктажей по охране труда.

Важнейшим условием обеспечения безопасности труда является обучение, инструктаж и

проверка знаний по охране труда. Лица, принимаемые на работу или переведенные на другую работу проходят следующие виды инструктажа: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий.

Вводный инструктаж проводят в форме беседы в кабинете охраны труда инженер по охране труда в период оформления на работу.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится в форме беседы в начале первого дня работы и сопровождается показом безопасных приемов и методов труда.

Повторный инструктаж проводят с целью проверки и повышения уровня знаний правил и инструкций по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда, технологического процесса, замене оборудования и изменении других факторов, влияющих на безопасность труда.

Текущий инструктаж проводят с работниками перед производством работ, на которые оформляется наряд – допуск.

27. Понятие “Опасная зона”. Методы и средства защиты от механических опасностей (движущиеся машины, механизмы и их части; подъёмно-транспортное оборудование).

Опасная зона оборудования — производство, в котором потенциально возможно действие на работающего опасных и вредных факторов и как следствие — действие вредных факторов, приводящих к заболеванию.

Опасность локализована вокруг перемещающихся частей оборудования или вблизи действия источников различных видов излучения.

Размеры опасных зон могут быть постоянные, когда стабильны расстояния между рабочими органами машины и переменно.

Средства защиты от воздействия опасных зон оборудования подразделяется на: коллективные и индивидуальные.

  1. Коллективные

    1. Оградительные

      1. стационарные (несъемные);

      2. подвижные (съемные);

      3. переносные (временные)

Оградительные средства предназначены для исключения возможности попадания работника в опасную зону: зону ведущих частей, зону тепловых излучений, зону лазерного излучения и т.д.

  1. Предохранительные

    1. наличие слабого звена (плавкая вставка в предохранитель);

    2. с автоматическим восстановлением кинематической цепи

  2. Блокировочные

    1. механические;

    2. электрические;

    3. фото-электрические;

    4. радиационные;

    5. гидравлические;

    6. пневматические;

    7. пневматические

  3. Сигнализирующие

    1. по назначению (оперативные, предупредительные, опознавательные средства);

    2. по способу передачи информации

      1. световая;

      2. звуковая;

      3. комбинированная

Сигнализирующие средства предназначены для предупреждения и подачи сигнала об опасности в случае попадания работающего в опасную зону оборудования.

  1. Средства защиты дистанционного управления

    1. визуальная;

    2. дистанционная

Предназначены для удаления рабочего места персонала, работающего с органами, обеспечивающими наблюдение за процессами или осуществление управления за пределами опасной зоны.

Средства специальной защиты, которые обеспечивают защиту систем вентиляции, отопления, освещения в опасных зонах оборудования.

28. Принципы и средства обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных, грузозахватных и транспортных машин.

В соответствии с ГОСТ 12.3.020-80 перемещение грузов массой более 20 кг и на расстояние более 25 м должно быть механизировано. С этой целью используют грузоподъёмные машины (ГПМ) и особенно грузоподъёмные краны.

Разнообразие грузов, значительное количество их видов, многообразие свойств представляют серьёзную проблему обеспечения безопасности работы при их захватывании, транспортировании и выгрузке. Это требует применения в каждом конкретном случае соответствующих кранов и грузозахватных устройств, а также выработки наиболее правильных приёмов и технологий организации производства подъёмно-транспортных работ.

При эксплуатации грузоподъёмных кранов может произойти авария или инцидент.

Авария – разрушение или деформация несущих металлоконструкций крана, механизмов и систем крана в результате падения или иного воздействия. К авариям также принято относить повреждение, вызвавшее простой машины более смены.

Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, нарушение федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ.

Основными факторами, определяющими опасность грузоподъёмных кранов для людей и оборудования являются: движущиеся детали и механизмы, перемещаемые грузы, работа на высоте, эл. ток, пожароопасность и возможность отравления выхлопными газами, осадки, податливость почвы как опоры крана.

Подъёмные сооружения подвергаются обследованию не реже одного раза в три года. Проводится техническое обслуживание кранов: ежесменное (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе и сезонное (СО). Также краны подвергаются техническому освидетельствованию: частичному – не реже одного раза в 12 мес, полному – не реже одного раза в 3 года.

При полном техническом освидетельствовании кран дожжен подвергаться осмотру, статическим и динамическим испытаниям, при частичном статические и динамические испытания не проводятся.

При техническом освидетельствовании крана должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, приборы и устройства безопасности. Непосредственный надзор за безопасной эксплуатацией технических устройств на опасном производственном объекте осуществляют назначаемые приказом руководителя, специалисты: инженерно-технический работник или служба по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов, приспособлений и тары; инженерно-технический работник, ответственный за содержание кранов в исправном состоянии.

Проводится подготовка и аттестация инженерно-технического персонала, крановщиков, стропальщиков и др. работников, занятых на обслуживании грузоподъёмных машин. При первичной аттестации в комиссии участвует представитель органов Росгортехнадзора. Также проводится повторная проверка знаний периодически не реже 1 раза в год, при переходе работника на другое место работы или по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъёмных кранов.

29. Принципы и средства обеспечения безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

При эксплуатации электрооборудования систем электроснабжения предприятий, ТЭЦ, ГРЭС и электротранспорта применяются сосуды и системы, работающие под избыточным давлением.

Сосуд – это герметично закрытая ёмкость, предназначенная для ведения химических, тепловых и технологических процессов, а также для хранения и транспортирования газообразных, жидких и др. веществ.

К сосудам относятся баллоны, цистерны, бочки. Системы, работающие под избыточным давлением: компрессоры, ёмкости, паровые котлы, а также трубопроводы, по которым транспортируются вещества.

СРПД относятся к объектам повышенной опасности как с точки зрения техники безопасности, так и с экологической, так как при нарушении их герметичности и режимов эксплуатации возможны взрывы, пожары, разрушения зданий и сооружений, отравления и гибель людей.

Причинами этого являются нарушения при изготовлении, режимов работы и эксплуатации, перегрев, неисправность арматуры и контрольно-измерительной аппаратуры, коррозия, механические удары, превышение давления и др.

Системы, работающие под давлением свыше 70 кПа, подвергаются техническому освидетельствованию согласно Правил устройства и безопасной эксплуатации СРПД до начала эксплуатации, периодически и досрочно. Их подвергают гидравлическому или пневматическому испытанию повышенным давлением и внутреннему осмотру не реже 1 раза в 4 года – компрессоры, 1 раза в 5 лет – баллоны, 1 раза в 8 лет – сосуды, трубопроводы – через 3 года после ввода в эксплуатацию, а затем через каждые 5 лет. Правила не распространяются на: оборудование АЭС, воздушных, морских транспортных средств и ёмкости с радиоактивной средой, сосуды ёмкостью менее 25 л, если их произведение давления (кгс/см2, МПа) на объём (л, м3) не превышает 200 (0,02), сосуды из неметаллических материалов. Ответственность за аварии на этих системах несут специальные ведомства и предприятия.

Все СРПД обеспечиваются манометрами, приборами для измерения температуры, предохранительными клапанами и разрывными мембранами. В компрессорах также предусмотрено воздушное или водяное охлаждение. Если в сосуде находится токсичное вещество, то предохранительные клапаны и разрывные мембраны снабжаются устройствами по отводу токсичных веществ в нейтрализующие растворы. Такие системы обладают достаточной механической прочностью. Трубопроводы комплектуются регуляторами давления. Окраска сосудов под давлением зависит от находящегося в нем вещества, на них также имеется опознавательные полосы.

Наименование газа

Цвет окраски

Цвет надписи

Цвет полосы

Азот

Чёрный

Жёлтый

Коричневый

Аммиак

Жёлтый

Чёрный

Ацетилен

Белый

Красный

Водород

Зелёный

Красный

Воздух

Чёрный

Белый

Кислород

Голубой

Чёрный

Сероводород

Белый

Красный

Красный

Углекислота

Чёрный

Жёлтый

Коэффициент негерметичности – величина относительного падения давления при испытании оборудования в единицу времени, ч-1 . Является основным критерием при испытаниях СРПД.

Освидетельствованные сосуды маркируются с указанием на них: товарного знака, месяца и года изготовления или испытания, назначенного рабочего давления, ёмкости в л, веса в кг, даты следующего испытания, пробного гидравлического давления.

18. Микроклимат помещений. Понятие о состоянии теплового комфорта и терморегуляции организма. Параметры микроклимата иих нормирование. Приборы для контроля.

Человек постоянно находится в процессе теплового взаимодействия с окружающей средой. Нормальное протекание физиологических процессов в организме возможно лишь тогда, когда выделяемое организмом тепло непрерывно отводится в окружающую среду за счёт конвекции, излучения, испарения влаги с поверхности кожи и нагрева вдыхаемого воздуха.

Механизм терморегуляции — совокупность свойств человеческого организма поддерживающих температуру тела постоянной, при выполнении работ различной тяжести и различных сочетаниях параметров микроклимата.

Рабочая зона — пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на котором находятся места постоянного или временного (непостоянного) пребывания работающих.

Постоянное рабочее место — место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50% или более 2 ч непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Микроклиматом помещения называют климат внутренней среды этого помещения, который определяется действующими на организм человека сочетаниями параметров микроклимата.

К параметрам микроклимата относятся:

  • температура воздуха, t, С;

  • относительная влажность воздуха, , %;

  • скорость движения воздуха, V, м/с;

  • интенсивность теплового излучения окружающих поверхностей, W, Вт/м2;

  • барометрическое давление Р, мм рт. ст. (не нормируется).

Относительная влажность воздуха W(%) определяется зависимостью:

где: А — абсолютная влажность воздуха, т.е. количество водяного пара (г), содержащееся в одном кг сухого воздуха;

F — максимальная влажность, т.е. количество водяного пара (г), которое может содержаться в одном кг воздуха при данной температуре и давлении (растёт при увеличении температуры).

В соответствии с СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений, параметры микроклимата подразделяют на оптимальныеи допустимые.

Оптимальные параметры микроклимата — такие значения параметров микроклимата, сочетание которых при длительном и систематическом воздействии вызывает общее и локальное ощущение теплового комфорта при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывает отклонений в состоянии здоровья, создает предпосылки для высокого уровня работоспособности.

t = 22 — 24, С;  = 40 — 60, %; V  0,1 — 0,2 м/с.

Допустимые параметры микроклимата — такое сочетание параметров микроклимата, которое при длительном воздействии не вызывает повреждений или нарушений состояния здоровья, но может приводить к возникновению общих и локальных ощущений теплового дискомфорта, напряжению механизмов терморегуляции, ухудшению самочувствия и понижению работоспособности.

t = 22 — 27, С;   75, %; V = 0,2-0,5 м/с.

Для определения нормы микроклимата на рабочем месте, необходимо знать 2 фактора:

1.Период года (теплый, холодный). Граница + 10 С.

2.Категория выполняемой работы, которая подразделяется в зависимости от энергозатрат:

  • легкая (Iа — до 139 Вт; Iб — 140-174 Вт);

  • средней тяжести (IIа — 175-232 Вт; IIб — 233-290 Вт);

  • тяжелая (III — более 290 Вт).

Приборы для контроля: термометр, психрометр, секундомер + прибор измеряющий обороты.

Задачи, функции и права службы охраны труда в организации. соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением и труда. информирование и консультирование работников предприятия (организации), Структуру службы охраны труда и численность ее работников.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ОХРАНА ТРУДА ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ, ВИДЫ ИНСТРУКТАЖЕЙ. ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОСНЕФТЬ ГАЗПРОМ ЛУКОЙЛ

Служба охраны труда организации

Документ из ИПС "Кодекс"

ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: УСЛУГИ КОНСУЛЬТАНТОВ
     

Dan Petersen

Иногда те, на кого в организации возложена ответственность за охрану труда и технику безопасности, обращаются за помощью к таким внешним источникам, как профессиональные консультанты по вопросам охраны труда и техники безопасности, причем делают они это независимо от того, занимаются ли последние моделями поведения человека, системами охраны труда или физическими параметрами окружающей среды. Когда это происходит, важно иметь в виду, что ответственность за успешное выполнение задания по анализу и усовершенствованию данной системы не может быть переложена на плечи сотрудников чужих организаций. Штатные сотрудники (в противовес внешним консультантам), изучающие какую-нибудь систему, обычно получают более надежные данные в силу их более близкого знакомства с организацией. Тем не менее, помощь со стороны внешнего консультанта может стать особенно необходимой тогда, когда речь идет о заимствовании его большого опыта в анализе проблем охраны труда и выработке соответствующих решений.

Помощь со стороны

Если в организации нет никого, кто был бы знаком с законодательством по охране труда и национальными стандартами техники безопасности, то, вероятно, наступило время, когда Вам необходимо пригласить эксперта по вопросам правил техники безопасности. Часто бывает так, что в организационной структуре Вашей организации нет никого, кто мог бы проанализировать поведение системы. В случае возникновения такого непредвиденного обстоятельства Вам рекомендуется обратиться за помощью в этом деле к тому, кто мог бы её оказать. По мнению Кеннета Альберта (1978 г.), помощь со стороны может быть целесообразной в следующих шести случаях, а именно:
     
· Когда важно получить специальное заключение специалиста;

· Когда это заключение будет касаться политически чувствительной проблемы;

· Когда требуется сохранить беспристрастность в суждениях;

· Если время стало критической величиной, а внутренних ресурсов явно не хватает;

· Если необходимо сохранить анонимность;

· Когда может сработать престиж человека, приглашенного извне.

Хотя замечания Альберта были им сделаны по иному поводу и не касались проблемы охраны труда, вышеуказанные пункты тем не менее подтверждают необходимость приглашения внешнего консультанта по вопросам техники безопасности на производстве. Очень часто решение данной проблемы зависит от личных качеств связанных с ней менеджеров и поэтому бывает чрезвычайно трудно решить её изнутри. В таком случае решение может быть приемлемым для всех заинтересованных сторон именно потому, что оно предложено специалистом, не принадлежащим данной организации. Если организации нужен поспешный анализ, то внешний консультант может выполнить его значительно быстрее и, к тому же, его рекомендации могут оказаться более весомыми, чем мнение штатного специалиста. В области охраны труда помощь извне требуется оказывать многим организациям по вопросам отработки поведения системы, некоторым из них — только по проблеме системного анализа техники безопасности и совсем немногим — лишь в отношении физических параметров внешней среды. Тем не менее, говоря о консультантах по технике безопасности, следует заметить, что предложение и спрос на этих специалистов на рынках труда находятся в обратно пропорциональной зависимости друг к другу. Это ясно хотя бы из того, что почти полностью удовлетворен спрос на них в части отладки параметров внешней среды, в то время как их значительно меньше в области системного анализа техники безопасности и они почти полностью отсутствуют в классе отработки поведения системы.

Консультанты по вопросам охраны труда и техники безопасности
Хотя типы внешних консультантов по вопросам охраны труда и техники безопасности будут варьироваться от страны к стране, тем не менее, обычно их можно разбить на следующие категории, а именно:
     

· Инженеры и консультанты по правилам охраны труда и техники безопасности на производстве, работающие по конктрактам со страховыми обществами и компаниями;

· Консультанты по правилам охраны труда и техники безопасности, работающие в правительственных учреждениях (общегосударственного значения, в штатах или провинциях или на местах);

· Консультанты, работающие по контрактам с консультационными фирмами, и штатные профессиональные консультанты по вопросам охраны труда и техники безопасности;

· Нештатные частнопрактикующие консультанты;

· Консультанты советов или ассоциаций по вопросам охраны труда и техники безопасности;

· Консультанты промышленных ассоциаций и объединений.

Консультанты страховых обществ и компаний. Большинство консультантов и инженеров по вопросам охраны труда и техники безопасности в США, кто не работает в правительственных учреждениях или на промышленных предприятиях, являются сотрудниками страховых фирм. Многие другие профессиональные работники в этой области также начинали свои служебные карьеры с работы в страховых компаниях. Почти всем компаниям, за исключением самых больших и тех, которые в состоянии перестраховать собственные фонды, постоянно оказывается помощь со стороны инспекторов, следящих за страхованием от убытков.

Консультанты правительственных учреждений
. Поставщики консультационных услуг со стороны правительственных учреждений в различных странах различны. Они отличаются друг от друга по месту работы (в стране, штате, провинции или местном округе) и той категории производственных заданий, к которым они допущены как исполнители и профессионалы. В США в качестве декларируемой цели программы консультаций на местах, предлагаемой Управлением по безопасности и гигиене труда (УБГТ), объявлено создание "безопасных и здоровых рабочих мест для наемных рабочих и служащих". В соответствии с этим определением консультации могут касаться только физических параметров окружающей среды. Организация, желающая получить такого рода помощь, должна рассмотреть предложение услуг со стороны УБГТ. Если, однако, консультационная помощь требуется для анализа системы техники безопасности или отработки поведения этой системы, то обращение к УБГТ будет в данном случае некорректным.

В число обязанностей советников УБГТ по консультированию клиентов на местах входят следующие:
     

· Установить и правильно классифицировать риски и источники опасности;

· Рекомендовать мероприятия, за исключением мер инженерного воздействия, по исправлению ситуации на производстве;

· При наличии серьезных источников опасности на производстве согласовать даты их устранения;

· Уведомлять управляющих директоров о любых источниках повышенной опасности на производстве, по которым ещё не отреагировал должным образом работодатель;

· Расследовать меры, принятые в связи с действиями предпринимателя.

Получение консультационных услуг со стороны УБГТ таким образом будет, очевидно, не совсем обычным делом. Цель советников этой организации состоит в том, чтобы содействовать улучшению физических параметров окружающей среды. Однако в двух случаях на них могут быть возложены дополнительные обязанности, как-то:
     

· При обнаружении серьезного нарушения норм и стандартов УБГТ они должны взять его на контроль и проследить за тем, чтобы оно было  устранено  в строго определенные ими сроки;

· При обнаружении признаков нарушения норм и стандартов УБГТ они должны либо доложить о них своему руководству (следовательно, и в соответствующие структуры Министерства труда США), либо уведомить о них тех сотрудников в проверяемой ими организации, которые ответственны за соблюдение этих норм и стандартов для принятия ими неотложных мер реагирования.

Другими словами, консультационные услуги со стороны УБГТ правомочны только в тех случаях, когда ничего серьезного не выявлено. Если обнаруживается что-нибудь серьезное или представляющее непосредственную опасность, то в этом случае "клиент" теряет бразды правления и не знает, что и когда он должен сделать, чтобы исправить ситуацию к лучшему.

Частные консультационные фирмы. Третий канал для получения внешней помощи представляют (штатные) частнопрактикующие консультанты или частные консультационные фирмы. Если отсутствуют вышеназванные ограничения, то они могут обеспечить экспертизой любого заказчика, будь то речь идет об отработке поведения внедряемой системы техники безопасности, анализе рекомендуемых систем техники безопасности или изменении физических параметров окружающей среды. Единственная трудность состоит в том, чтобы подобрать такого консультанта, который владел бы требуемыми навыками и опытом для выполнения конкретного производственного задания.
     
Внештатные частные консультанты и другие
. Четвертый канал для получения услуг со стороны частнопрактикующих консультантов обеспечивают те, кто консультирует на непостоянной основе, чтобы пополнить свои доходы. Эти советники являются либо вышедшими на пенсию профессиональными специалистами по охране труда, которые продолжают активно работать в своей области, либо они числятся профессорами колледжей или университетов, которые подрабатывают к своему заработку и сохраняют живой интерес к тому, что происходит за пределами их учебных заведений. И тут снова проблема заключается в том, чтобы найти и отобрать нужных людей с требуемым уровнем профессиональной пригодности. Дополнительный интерес могут представлять также консультанты национальных или местных советов по охране труда или советники профессиональных ассоциаций.

Откуда приглашать консультанта
По первым из вышеназванных двух категорий внешней помощи (правительственные учреждения и страховые компании) найти консультанта нетрудно. Например, в США нужно всего лишь связаться с соответствующим страховым агенством по компенсационным выплатам рабочим или местным страховым офисом УБГТ и попросить их направить к Вам своего представителя. Во многих других странах предоставляются аналогичные услуги как правительственными учреждениями, так и страховыми обществами.

Более трудная задача найти консультанта по двум другим категориям. В США, например, несколькими организациями публикуются справочники консультационных услуг и тех, кто их оказывает. К примеру, Американское общество инженеров по технике безопасности (АОИТБ) издает один из таких национальных справочников, который включает сведения о 260 советниках. Однако, при работе с этим справочником возникают большие трудности. Анализ информации о 260 советниках, указанных в опубликованном списке, показывает, что 56% из них это те, кто заявили, что они ищут работу, но при этом не указали, работают ли они в компаниях и стремятся к дополнительному заработку, или являются штатными консультантами, или вышедшими на пенсию нештатными советниками по вопросам охраны труда. Ещё 32% — это те, кто указали, что они связаны с работой в консультационных фирмах, 5% из этого числа назвали себя сотрудниками университетов, 3% — страховыми агентами, 3% — работниками промышленных компаний и 1% — советниками соответствующих правительственных структур в отдельных штатах. Хотя этот справочник и рекламировался как издание, которое подскажет читателю, "где искать экспертов по технике безопасности и здравоохранению", на самом деле это всего лишь именной список тех, кто уже исполнил свой профессиональный долг и в настоящее время является членом реферативного отделения АОИТБ.

Весьма затруднительно найти консультанта, который соответствовал бы предъявляемым к нему требованиям. Вероятно, наилучшим способом решения данной проблемы, если не считать приглашения на работу представителей страховых обществ или советников правительственных учреждений, могут стать рекомендации типа: 1) свяжитесь с другими организациями, испытывающими такие же, как у Вас, трудности, и выясните, кого они приглашали и как он\она, по их мнению, справились с работой; 2) свяжитесь с профессиональной организацией национального уровня и 3) продолжайте пользоваться такими же, как было указано выше профессиональными справочниками, имея в виду все то, что мы уже Вам рассказали о них.

Консультационные услуги страховых обществ и компаний
Самой оперативной помощью со стороны внешних консультантов являются консультационные услуги, предоставляемые страховыми обществами и компаниями. С самого зарождения движения за охрану труда на промышленных предприятиях страхование было связано с правилами техники безопасности на производстве. В течение многих лет единственным источником внешней помощи для большинства компаний было страховое общество. Хотя положение дел с тех пор уже изменилось, но по-прежнему приглашают прежде всего страхового агента. На отделы техники безопасности в типичных крупных страховых компаниях возложено исполнение следующих трех специальных функций, как-то:
     

· Содействие обслуживаемым компаниям в сбыте продукции;

· Содействие гарантированному размещению ценных бумаг на рынке;

· Обслуживание клиентов.

Только одна треть из этих структурных подразделений представляет ценность для клиентов, нуждающихся в консультационной помощи по вопросам охраны труда и техники безопасности. Гарантированное размещение ценных бумаг возложено на местного представителя, который является "глазами и ушами" страховой компании, наблюдая за тем, как разворачиваются дела у держателей страхового полиса и докладывая обо всех нюансах дел страховщику, прикованному к инфраструктуре страховой компании. Третья функция состоит в том, чтобы оказывать содействие клиентам в мероприятиях по предотвращению потерь и охране труда, сокращая число тех, кто мог бы пострадать от аварий или телесных повреждений, и уменьшая их потенциальные финансовые убытки. Объем оказываемой помощи в различных компаниях различен.

С годами возникли различные толкования стоимости услуг, оказываемых страховыми компаниями. В некоторых компаниях отдел техники безопасности все ещё остаётся важной частью функций андеррайтера, и его обязанности сводятся к тому, чтобы наблюдать за развитием событий и докладывать об изменениях обстановки. В других компаниях инженерный отдел непосредственно подчинен отделу ценных бумаг. В некоторых страховых обществах отделы контроля за возможными убытками при страховании являются совершенно независимыми структурными подразделениями, которые существуют в основном для того, чтобы обслуживать клиентов, и уже затем содействовать сбыту и гарантированному размещению на рынке ценных бумаг. Когда главной задачей подразделения является содействие сбыту продукции, страдает служба по обслуживанию клиентов. Если отделы контроля за возможными убытками при страховании являются составной частью структуры андеррайтера, то в этом случае будет затруднительно получить от них помощь по вопросам техники безопасности, поскольку в их штате просто не будет грамотных и квалифицированных специалистов для оказания таких услуг. Если отделы контроля за возможными убытками при страховании не связаны напрямую с андеррайтерскими структурами, то тогда клиент вправе рассчитывать на хорошее обслуживание с их стороны. И, наоборот, эти подразделения могут утратить всякую эффективность, если начнут действовать многочисленные факторы, препятствующие эффективному противодействию факторам риска и развитию опасных ситуаций на производствах.

Если функции службы сводятся только к проведению проверок, что имеет место в большинстве случаев, то тогда легко упустить вопросы, связанные с выбором техники безопасности системы и отработкой различных режимов поведения данной системы. Когда служба безопасности поставляет только материалы и оборудование и не делает ничего другого, то в конечном счете она теряет всякий смысл. Когда деятельность службы сводится в основном к проведению у заказчика совещаний по технике безопасности, на которых рассматриваются преимущественно вопросы поставок "готовых программных продуктов", растиражированных в штаб-квартирах страховых обществ для последующего их использования во всех застрахованных компаниях, или она ограничивается только общей констатацией того, что все физические параметры окружающей среды находятся в полном соответствии с установленными нормами и правилами, то тогда ей вряд ли удастся активно развернуть свою деятельность.  

В зависимости от того, какая философия будет положена в основу деятельности страхового общества, могут возникнуть новые сверхплановые услуги, о которых расскажет представитель при посещении заказчика. На рисунке 60.1 показаны некоторые дополнительные услуги, которые могут быть особенно полезны для заказчиков. Наряду с другими услугами они включают в себя консультирование по объектам промышленной гигиены, курсы подготовки медсестер и специалистов (по инженерным и противопожарным средствам защиты). Курсы профессиональной подготовки не так широко распространены, но также представляют известную ценность.

———————————————————————————

Рис. 60.1 Дополнительные услуги консультантов

———————————————————————————

Консультанты из правительственных учреждений
Как и в случае с консультантами страховых обществ, необходимо хорошо взвесить некоторые соображения прежде, чем компания решит, приглашать или не приглашать для оказания помощи консультантов из правительственных учреждений. Соображения эти касаются следующих вопросов:
     

· Приемлемы ли условия, на которых предлагается помощь из правительственного учреждения;

· Уровень профессиональной компетентности тех, кто участвует в проекте;

· Неспособность управлять искусственными проблемами.

Вероятно, самое первое соображение будет касаться вопроса о том, желает ли вообще компания связываться с правительством. Приглашая к себе других консультантов (частнопрактикующих или тех, кого предложили страховые компании), мы можем быть уверенными в том, что независимо от того, какими бы ни были их выводы и заключения, они навсегда останутся только доверительной информацией, касающейся их лично и пригласившей их организации. Какое бы решение ни приняла компания, оно всегда будет решением только самой компании, за которой всегда остается право распоряжения информацией. Но это не совсем так, как только разговор заходит о консультантах из правительственных учреждений. Например, если консультанты обнаружат один или сразу два вида опасных ситуаций, — нарушение законодательства, в том числе с угрозой для жизни или здоровья, — то организация может утратить своё право решать, что и когда надо предпринять для того, чтобы противостоять такого рода опасностям.

Консультанты из правительственных учреждений могут оказать содействие в решении вопроса о том, соблюдает или нарушает организация установленные правила, инструкции и стандарты. Это очень узкий взгляд на проблему и к тому же вскрывающий очень много слабых мест, как заметил Питерс в своей статье "Почему только глупый человек полагается на стандарты техники безопасности". В 1978 году он написал: "Для тех, кто очень мало знаком с правилами техники безопасности, представляется вполне правдоподобным и разумным предположить, что обеспечение производственной безопасности зависит от качества этих стандартов и достаточной степени согласованности с ними производственных условий". Питерс считает, что такое предположение не только ошибочно, но и подрывает нашу веру в стандарты профессиональной деятельности, призванные минимизировать потери и убытки.

Консультационные услуги, заказываемые и получаемые в частном порядке
Когда мы имеем дело с частнопрактикующим консультантом, будь это свободно определяющийся гражданин или штатный или нештатный служащий консультационной фирмы, не существует никаких обязательных требований по представлению отчетности. Частный консультант не обязан придерживаться требования о передаче на рассмотрение других лиц тех материалов, которые он изучает. В этом смысле отношения между ним и организацией носят строго доверительный характер. Рамки и сфера его консультаций ограничены, и заказчик может самым непосредственным образом воздействовать на консультанта. Поэтому единственный вопрос, который должен обеспокоить клиента, состоит в том, чтобы выяснить для себя, компетентен или некомпетентен консультант в той области, по которой он приглашен для консультаций, и считает ли он справедливым то материальное вознаграждение, которое ему предложено за консультационные услуги. На рисунке 60.2
перечислены некоторые из самых главных функций консультанта.

———————————————————————————

Рис. 60.2 Основные функции консультанта по управлению технологическими процессами

———————————————————————————

Дж. Липпит (1969 г.), написавший много статей на тему о процессе консультаций и консультантах, выделил восемь специальных сфер деятельности для консультантов, а именно:
     
1. Консультант помогает руководству разобраться с организационными проблемами (например, организует совещание руководителей предприятия по проблеме взаимоотношений между своими сотрудниками и наемным персоналом на местах);
2. Консультант помогает руководству выяснить вклад каждого участника совещания в обсуждении данной проблемы ( например, касаясь проблемы взаимоотношений между своими сотрудниками и наемным персоналом на местах, он пытается совместно с представителями руководства выяснить, как обмен мнениями на совещании по вопросам взаимодействия сотрудников может способствовать решению поставленной проблемы);
3. Консультант оказывает помощь в анализе долгосрочных и краткосрочных целей возобновления производственной деятельности предприятия (т.е. вовлекает представителей руководства в работу по перенацеливанию производства и изменению производственных задач);
4. Консультант совместно с представителями руководства рассматривает альтернативные планы обновления производства
5. Консультант совместно с представителями руководства разрабатывает планы обновления производства (например, вместо представления на подпись руководству своего независимого плана работ обсуждает общие цели предстоящей работы и вместе с выделенной группой сотрудников предприятия разрабатывает модель самоконтролирующей системы);
6. Консультант изучает вопросы о выделении соответствующих ресурсов для осуществления планов обновления производства (например, представляет на рассмотрение руководства ряд предложений по изысканию соответствующих резервов как внутри предприятия, так и за его пределами; стремление к обновлению предприятия должно помочь руководству осознать, какие средства надо задействовать, чтобы достичь определенного эффекта в решении какой-нибудь проблемы на производстве);
7. Консультант консультирует руководство по вопросам переоценки средств производства и обновления производственного процесса (например, предоставляемая экспертиза должна соответствовать задачам решения возникшей проблемы; основываться на сотрудничестве с руководством; интерес к обновлению должен учитывать текущее состояние проблемы и не ограничиваться только проверкой исполнения тех или иных мероприятий);
8. Консультант вместе с руководством изучает дополнительные шаги, которые нужно сделать, чтобы гарантировать надежное решение проблемы и увеличить положительный эффект от процесса обновления производства (например, раскрывает для руководства значение предпринятых мер, сосредотачивая внимание на ещё нерешенных вопросах реорганизации производства).

Липпит в 1969 году выделил также пять различных служебных должностей, которые могут занимать консультанты, работая по заказам своих клиентов (Рис. 60.3).

———————————————————————————

Рис. 60.3 Пять подходов в консультировании.

———————————————————————————

Выбор консультанта
При выборе консультанта рекомендуется пройти путь, указанный на рис. 60.4.

———————————————————————————

Рис. 60.4 Выбор консультанта

———————————————————————————

Вопрос о том, использовать или не использовать в работе приглашенного консультанта, должен рассматриваться в зависимости от потребностей заказчика и с учетом практического опыта и знаний, которыми должен обладать консультант, чтобы оказать настоящую помощь. Если это условие выполняется, то будет логично выбрать среди кандидатов тех, кто в полной мере отвечает всем предъявляемым требованиям. В результате может быть принято решение о том, что предстоящую работу можно выполнить внутренними силами, например, вначале определив наличие требуемой экспертизы на предприятии, а затем применив все имеющиеся знания и опыт для решения конкретных вопросов охраны труда, возникших на производстве. И, напротив, может быть принято решение о том, что при определенных обстоятельствах необходимо обратиться за помощью извне.

Оценка работы консультанта
Проработав с консультантом некоторое время, компания может дать оценку его работе и высказать свое мнение о его достоинствах более определенно (рис. 60.5). В результате сделанного консультантом анализа может быть сделан вывод о том, что оставшуюся часть работы или аналогичное задание можно выполнить, используя собственные силы и средства. Сталкиваясь с различными проблемами охраны труда и другими вопросами, так поступают сейчас многие компании, а ещё больше компаний — стараются поступить таким же образом.

———————————————————————————

Рис. 60.5 Деятельность по охране труда и технике безопасности: оценка работы консультанта

———————————————————————————

Подходы, основанные на решении проблем
К.Альберт в своей книге "Как стать консультантом Вашего собственного руководителя" (1978 г.) называет четыре различных вида внутреннего контроля, ориентированного на решение проблем, а именно:

· Найм консультанта для работы в качестве штатного сотрудника;

· Временное назначение кого-нибудь на  специальную должность;

· Создание группы специалистов для решения возникшей проблемы;

· Сотрудничество между приглашенным консультантом  и штатным советником.

Более того, Альберт даже предлагает принять основные правила игры, не зависящие от избранного Вами подхода. Они сводятся к следующим положениям и призывам:

· Заручитесь полной поддержкой со стороны высшего руководства;

· Установите конфиденциальные отношения;

· Добейтесь признания со стороны оперативных подразделений;

· Избегайте политических вопросов, чувствительных для компании;

· Отчет о своей деятельности направляйте в руководящие органы;

· Не спешите с выводами и сохраняйте объективность.

Задача: иметь представление о безопасности и охране труда на и охраны труда на предприятии, внутрифирменные документы по безопасности и ОТ Формы и содержание организации УК, Текущий контроль (ТК) следящий Ответственность за нарушение законодательства о труде.

Организация работ по охране труда

Служба охраны труда – это  самостоятельное структурное подразделение организации, образованное с целью обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением и состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы охраны труда.

Основными задачами службы охраны труда в организации являются:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда.
  • контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, иных локальных нормативно-правовых актов организации.
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда.
  • информирование и консультирование работников предприятия (организации), в том числе ее работодателя, по вопросам охраны труда.
  • изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.

Для выполнения своих задач на службу охраны труда возлагаются следующие функции:

  1. Учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами.
  2. Оказание помощи подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений.
  3. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда.
  4. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда.
  5. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда.
  6. Согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части требований охраны труда.
  7. Разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий.
  8. Участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации.
  9. Оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными условиями труда.
  10. Организация расследования несчастных случаев на производстве; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда), в соответствии с установленными сроками.
  11. Участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями.
  12. Составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России.
  13. Разработка программ обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
  14. Организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда.
  15. Составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
  16. Оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организации Системы стандартов безопасности труда (ССБТ).
  17. Обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда.
  18. Организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготовка информационных стендов, уголков по охране труда в подразделениях.
  19. Организация совещаний по охране труда.
  20. Ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей внутреннего радиовещания, телевидения, видео- и кинофильмов, малотиражной печати, стенных газет, витрин и пр.
  21. Доведение до сведения работников действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда организации.
  22. Рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.
  23. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использования, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на проведение мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
  24. Осуществление контроля за:
  • соблюдением работниками требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
  • обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • расследованием и учетом несчастных случаев на производстве;
  • выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве (информация из акта по форме Н-1), выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда;
  • наличием в подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
  • проведением специальной оценки условий труда;
  • своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
  • эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
  • состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
  • своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
  • организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • санитарно-гигиеническим состоянием производственных и вспомогательных помещений;
  • организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
  • правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, бесплатной выдачей лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов.

Работники службы охраны труда организации имеют право:

  1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
  2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
  3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
  4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
  5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.
  6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.
  7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
  8. Представлять по поручению руководителя интересы организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда. 

В соответствии с требованиями трудового законодательства у каждого работодателя, осуществляющего производствен­ную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда, имеющего соответствую­щую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель сам принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики производственной деятельности.

При отсутствии штатного специалиста по охране труда в организации, численность работников которой не превышает 50 человек, работодатель либо сам может исполнять его функции, либо приказом возложить функции специалиста по охране труда на одного из работников организации, либо заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Структуру службы охраны труда и численность ее работников определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.01.2001 N 10 с учетом мнения Федерации Независимых Профсоюзов России и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек эти функции могут выполнять отдельные специалисты по охране труда.

В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников 3 – 5 единиц (включая начальника) или отдел – при штатной численности работников от 6 единиц.

Работодатель должен обеспечивать необходимые условия для выполнения работниками службы охраны труда своих полномочий. Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой и техническими средствами связи.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает закрепление за каждым из них определенных обязанностей и функций в их должностных инструкциях.

Должностные инструкции разрабатываются на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характери­стики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда».

Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю или по его поручению одному из его заместителей. Ответственность за деятельность службы несет работодатель.

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются трудовым законодательством, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации, соглашения­ми (генеральным, региональным, отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными норма­тивными правовыми актами организации.

Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия (организации), комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов.

Работодателю рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет руководитель организации, служба охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда и органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 

Работники службы охраны труда несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных Положением о Службе охраны труда и должностными инструкциями.

Основные мероприятия по охране труда в организации
Требования к системам управления охраной труда
Внедрение системы управления охраной труда в организации
Организация внутрифирменного (корпоративного) производственного контроля за охраной труда
Документирование и документация по охране труда

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Охрана труда на предприятии: создание службы

Управление охраной труда в России: проблемы и пути их решения Финансовая модель структуры страхового тарифа для управления предприятия иметь в штате специалистов по охране труда, следящих за выполнением.