Учёная сте́пень — степень квалификационной системы в науке, позволяющей Для получения учёной степени требуется подготовить диссертацию и.

Как получить ученую степень в Украине?

Добрый день. Я думаю, многие видели приставки MD, PhD, Dr. hab и другие приставки перед или после имени и фамилии у зарубежных учёных, врачей и других специалистов с учёными степенями.

Также я думаю, что многие задавались вопросом, что же значат эти приставки. Кроме того, многих интересует, как зарубежные учёные степени соотносятся с отечественными и являются ли наши учёные степени эквивалентами вышеуказанных. Попробуем в этом разобраться.

Поскольку я являюсь врачом и молодым учёным, то в данном посте мы рассмотрим именно особенности научных степеней в области медицинских наук.

Дисклеймер: все ниже сказанное является моими личными наблюдениями и не претендует на истину в последней инстанции. На некоторые материалы я предоставлю ссылки, но некоторые ссылки я потерял, так что если кому-то это будет очень нужно, я попробую их найти.

Для начала следует чётко понять, что «там, на западе» — это неправильное определение. Обобщенно можно выделить американскую и европейскую научно-медицинские традиции. Если же углубляться сильнее, то в европейской следует рассматривать британскую, немецкую, скандинавскую и другие традиции, чего я коснусь дальше. Сейчас же скажу лишь, что британская система очень сильно отличается от европейской (настолько, что в Европе британские дипломы, как правило, не признаются автоматически, и необходимо проходить процедуру легализации или нострификации, что зависит от стран и договоров между ними), поэтому её я вообще не буду рассматривать.

Итак, начнём.

В Америке и Европе наука и медицина достаточно сильно отдалены друг от друга, и даже биомедицинскими науками типа фармакологии, физиологии человека или молекулярной медицины у них занимаются биологи без медобразования, в отличии от пост-советского пространства, где этим, как правило, занимаются выпускники медицинских вузов (за некоторым исключением). Также в европейской научной традиции до недавних пор вообще не существовало понятие клинической науки в принципе (в Америке это до сих пор так).

Так что же со степенями, спросите Вы? Начнём с американской традиции.

В Америке MD (Medecinæ Doctor) — это доктор медицины, профессиональная (и последняя) степень врачей. По уровню подготовки приблизительно соответствует магистратуре, даётся после окончания медицинского университета, но позволяет занимать врачебные и преподавательские должности в медицине вплоть до профессорских. Важным является факт, что особенности медицинского образования в Америке включают большую долю самостоятельной исследовательской работы студента, поэтому присвоение степени выпускнику, в целом, оправдано.

PhD (Philosophiæ Doctor) в Америке — научная степень, получаемая биологами и другими естественно-научными и некоторыми техническими направлениями на основе степени магистра после выполнения независимого исследовательского проекта в течение 4-5 лет и защиты PhD Thesis. По уровню подготовки, и что самое интересное, по объему диссертации и вкладу в науку ближе к нашему доктору наук, чем к кандидату, но, насколько я знаю, в России и Украине соответствует кандидату наук. Ссылку мне тут давать некуда, однако я видел диссертации коллег отечественных и читал диссертации на похожую тематику у коллег зарубежных: начиная от объема и заканчивая методологическими подходами и вкладом в науку американские диссертации на 3 головы выше наших и на 1 голову выше европейских.

Как правило, прямое поступление выпускника медицинского ВУЗа в PhD-аспирантуру невозможно, поэтому существует сдвоенная MD-PhD степень для врачей, которые решили продолжить свой путь в науке. Обычно это 2-3 позиции на университете в год. Учитывая огромный объем post-graduate / doctoral students в американских ВУЗах (в самых крупных — до нескольких тысяч), MD-PhD является очень большой редкостью. Подробнее ищите хотя бы и в английской википедии по запросу MD-PhD.

Перейдем к европейской традиции. Следует отметить, что PhD имеет американское происхождение и лишь последние несколько десятков лет европейские ВУЗы стали выдавать эту степень. Проблемами реформирования и унификации PhD-программ по биомедицинским наукам занимается организация ORPHEUS — www.orpheus-med.org. Она непрофитная, так что это не реклама.

В Германии, Австрии и Швейцарии MD (или его национальный эквивалент Dr.med) является не профессиональной, а академической степенью; это что-то среднее между магистратурой и кандидатской, делается в виде клинического исследования отдельно после сдачи Staatsexamen (или получения Master of Medicine в Швейцарии). В целом, имеет свойства как у американского MD. При этом в научной среде MD рассматривается всё таки как магистратура, несколько свысока, так сказать. В CV европейских учёных, занимающихся биомедицинскими исследования, есть графа Supervision, в которой MD как правило группируются с Master of Science, а PhD — с MD-PhD. Для интересующихся данной темой интересно будет узнать, что поскольку MD является клиническим исследованием, оно выполняется на немецком языке и требует разрешение на работу врачом.

PhD и его национальные эквиваленты Dr.rer.nat (Doctorum rerum naturalium — доктор естественных наук) и Dr.rer.med (Doctorum rerum medicinalium- доктор медицинских наук) в Европе — то же, что и в Америке, только короче (3-4) года, объемы чуть меньше, но всё равно ближе к нашей докторской, чем к кандидатской (для тех, у кого есть возможность, в интернете можно найти европейские диссертации целиком и сравнить их с нашими кандидатскими и докторскими). Кроме того не стоит забывать, что PhD — это образовательная программа, подразумевающая посещение занятий в довольно большом количестве (35-40 кредитов из расчёта 5 кредитов в месяц), а не та порнография под названием «кандидатский минимум», которая «преподаётся» у нас.

Как и в Америке, прямое поступление врачей в PhD-аспирантуру невозможно (лично пытался, прошёл все собеседования в Университетской клинике Техническом университете Дрездена вплоть до финального, когда выбирали из 2-х человек). Мне ответили, что я отлично подхожу на эту должность и у меня есть все необходимые навыки и публикации, однако я врач и поэтому либо должен работать врачом, либо искать врачебную аспирантуру, потому что им своих биологов девать некуда.

Стоит отметить, что в Европе в последние пару десятков лет стали появляться как MD-PhD программы (сдвоенные, как в Америке), вот [пример](https://www.gpneuro.uni-goettingen.de), так и MD/PhD программы, позволяющие врачам сделать PhD по биологии без написания биологической магистерской, вот [пример](http://www.izkf.ukw.de/en/research-funding/promotion-of-youn…). Но их тоже мало.

Подробнее с этим вопросом можно ознакомится в статье в журнале [Science](http://www.sciencemag.org/careers/2003/10/overview-german-md…)

Кроме того, начали появляться PhD программы по клиническим наукам с присвоением степени PhD (Dr.rer.med).

Немного коснёмся скандинавской традиции.

MD в Скандинавии выдаётся выпускникам медицинских вузов после получения степени мастера медицинских наук и прохождения местного аналога интернатуры и получения врачебной лицензии (Швеция) либо после окончания медицинского ВУЗа (Дания, Норвегия). После этого врач имеет право подаваться во врачебную аспирантуру по клинической медицине или в биомедицинскую аспирантуру для получения PhD (в последнем случае предъявляются высокие требования к опыту проведения лабораторных исследования). При этом в скандинавских странах существует учёная степень Лицензиат (Litentiate), коротая представляется собой урезанную PhD (как правило, до 1,5 лет). Значение и смысл её мне не ясны, да и эквивалент среди наших степей подобрать будет сложно.

Дабы как то подытожить этот раздел, немного коснусь пост-советской системы на примере России и Украины.

У нас действует двухступенчатая система последипломного образования, а именно есть научная степень кандидата наук (соответствует научному званию старшего научного сотрудника, это важно) и степень доктора наук (как правило, делается на основе научного звания доцента с последующим присвоением научного звания профессора).

В Украине с 2014 года кандидат наук был заменен на доктора философии PhD, а доктор наук —  на доктора наук Dr.habil. (Евроинтеграция, все дела). По факту, значимых изменений не произошло, просто переименовали учёные степени и «типа» создали образовательные программы, по факту практически не отличающиеся от кандидатских и докторских минимумов. Кроме того, по требованию студента медицинского ВУЗа, в дополнение к его диплому может быть вписано, что он получил квалификацию Physician (M.D.). Зачем это надо — будет дальше.

В некоторых странах Европы сохранилась 2-х ступенчатая система последипломного образования  (Дания, Швеция и некоторые другие) или её аналог (Польша, немецкоговорящие страны). В частности, через 10 лет после защиты докторской диссертации (PhD, да, это докторская диссертация) учёные имеет право провести хабилитацию (что является аналогом присвоения учёной степени доктора наук по совокупности опубликованных работ в пост-советских странах), после чего, в случае первых стран, он получает учёную степень Dr.habil., а в случае вторых — научное звание приват-доцент, что является аналогом научного звания профессор у нас и позволяет занимать должности профессора, зав.лаборатории, кафедры, отделения и т.д.

Регламенты признания пост-советский степеней эквивалентными европейским или американским в каждой стране свои. Например, Дания приравнивает российские и украинские кандидатские диссертации к PhD, а Германия — нет. Вместо этого пишется Kandidat nauk и название университета, где была получена степень. В данный момент дискутабельным остаётся вопрос признания украинского PhD за рубежом, так пока еще никто не получал такого звания. Через пару-тройку лет посмотрим.

Важным также является факт, что использование MD или PhD без наличия соответствующего документа (типа все же знают что к.мед.н. или PhD — это одно и тоже, а MD — это значит врач) на территории США и Евросоюза является преступлением. Так что украинские врачи после 2014 года выпуска могут писать себе MD, а до 2014 — нет.

Ну и самое весёлое: наличие степени MD или PhD меняют обращение к носителю с Мистер/Мисс/Миссис на Доктор.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как монетизировать ученую степень?

Как бы ни было тяжело и мучительно во время выполнения любой задачи – это необходимо делать, потому что так делает вся страна! –.

620 тысяч рублей — и ты кандидат наук!

Большинство обладателей ученой степени гордятся своим достижением, однако половина их коллег придерживается мнения, что компетентнее защитившиеся сотрудники не становятся. К таким выводам пришла Служба исследований HeadHunter в ходе опроса, проводившегося на сайте hh.ru среди 3420 работников и 235 работодателей в феврале 2012 года.

Анализ базы резюме HeadHunter показал, что представленность докторов и кандидатов наук на рынке труда невысока. Чаще всего обладатели ученой степени встречаются в сферах «Наука/Образование» (12%), «Консультирование» (6%), «Медицина/Фармацевтика» (5%) и «Добыча сырья» (5%). 5% всех директоров и руководителей, представляющих «Высший менеджмент», также могут похвастаться степенью кандидата или доктора наук. Таким образом, можно говорить о том, что это явление достаточно редкое, и предполагать, что «корочка» может стать преимуществом при трудоустройстве.

Кандидаты и доктора наук претендуют на более высокие зарплаты (в среднем на 20-30%), чем соискатели, не имеющие ученой степени. Наиболее высокие ожидания представлены у работников сферы «Медицина/Фармацевтика»: кандидаты и доктора медицинских наук рассчитывают получать там на 54% больше (в 1,5 раза), чем специалисты, не имеющие степени. У работников госсектора и представителей сферы «Искусство/Развлечения/Масс-медиа» значимой разницы в притязаниях соискателей с ученой степенью и без нее нет (менее 1%).

*при расчетах учитывался опыт работы кандидатов

Большинство работодателей отмечают, что ученая степень является плюсом в пользу кандидата. Не обращают внимания на ее наличие 22% компаний при рассмотрении резюме менеджера среднего звена или топа, а 36% — при трудоустройстве специалиста.

17% компаний готовы увеличить предполагаемый размер компенсации для соискателя, представляющего топ- или мидл-менеджмент, при наличии у него ученой степени. Повысить зарплатный лимит кандидату на позицию специалиста готовы 14% компаний. В большинстве случаев работодатели не желают выходить за пределы зарплатной вилки на данную позицию (37% — при трудоустройстве специалиста, и 30% — при трудоустройстве мидл/топ-менеджмента).

В любом случае около 20% компаний увеличивают зарплату постоянным сотрудникам, ставшим кандидатами или докторами наук.

Примечательно, что больший вес ученая степень имеет в компаниях с численностью до 100 сотрудников.

Может ли ученая степень быть основанием для увеличения зарплатной вилки кандидату при трудоустройстве?

До 10 сотрудников От 10 до 100 сотрудников От 101 до 500 сотрудников От 501 до 1 000 сотрудников Больше 1 000 сотрудников
В большинстве случаев да 14% 22% 13% 11% 5%
Нет 32% 40% 50% 46% 48%

Если Ваш постоянный сотрудник получает ученую степень, увеличивает ли компания ему зарплату?

До 10 сотрудников От 10 до 100 сотрудников От 101 до 500 сотрудников От 501 до 1 000 сотрудников Больше 1 000 сотрудников
Как правило, да 29% 26% 9% 4% 11%
Как правило, нет 71% 74% 91% 96% 89%

Каждому второму ученая степень помогла добиться значимых результатов в работе и карьере (52%). Таким образом, получив, ученую степень кандидата или доктора наук, шансы добиться весомых успехов в карьере у работника составляют примерно 50 на 50.

Примерно четверть всех опрошенных, имеющих степень, отметили, что благодаря ей они устроились работать в привлекательную им компанию (23%). Каждый пятый получил повышение в должности, а у 18% увеличилась зарплата. Среди других вариантов ответа респонденты отметили большее уважение к себе окружающих, уверенность в себе, возможность заниматься преподавательской деятельностью и пр.

Помимо каких-либо значимых результатов ученая степень развила в работниках полезные в работе и жизни качества – умение доводить дело до конца, выдержку, умение мыслить и пр. Практически каждый второй приобрел новые знания (46%). Примерно 40% опрошенных получили моральное удовлетворение, связанное с профессиональной реализацией.

Три четверти всех обладателей степени гордятся этим фактом. Для четверти респондентов степень не является чем-то особенным.

45% тех, кто ученой степени не имеет, задумывались о ее получении, 5% учатся в данный момент в аспирантуре, докторантуре или являются соискателями, а 10% опрошенных не смогли завершить начатое.

Примерно половина тех, кто не смог довести дело до конца и получить ученую степень, отметили, что поступили так в связи со сменой приоритетов. 13% поняли, что не могут себе это позволить по материальным соображениям, а 12% посчитали степень бесполезной.

Большинство тех, кто задумывался об ученой степени, но так и не решился учиться, оттолкнула дороговизна (32%) и отсутствие свободного времени (32%). 11% отметили бесполезность получения ученой степени.

Интересно, что 55% тех, кто степень не получал, считают, что им она могла бы пригодиться.

Была бы Вам полезна ученая степень?

Проф.область Да Нет
Начало карьеры/Студенты 76% 24%
Добыча сырья 71% 29%
Юристы 68% 32%
Производство 62% 38%
Строительство/Недвижимость 62% 38%
Банки/Инвестиции/Лизинг 62% 38%
Продажи 58% 42%
Бухгалтерия/Управленческий учет/Финансы предприятия 57% 43%
Наука/Образование 55% 45%
Туризм/Гостиницы/Рестораны 53% 47%
Искусство/Развлечения/Масс-медиа 53% 47%
Автомобильный бизнес 52% 48%
Медицина/Фармацевтика 52% 48%
Маркетинг/Реклама/PR 51% 49%
Высший менеджмент 50% 50%
Безопасность 50% 50%
Транспорт/Логистика 50% 50%
Закупки 49% 51%
Административный персонал 47% 53%
Информационные технологии/Интернет/Телеком 46% 54%
Управление персоналом/Тренинги 45% 55%

По мнению большинства опрошенных, ученая степень была бы полезной в первую очередь с точки зрения повышения образовательного уровня (60%). 41% считают, что кандидатская или докторская поспособствовала бы продвижению по карьерной лестнице. В том, что наличие степени позволит устроиться в более привлекательную компанию, уверены 36% опрошенных, столько же считают, что степень поможет им профессионально реализоваться. Практически каждый третий (30%) уверен, что степень позволила бы получать большую зарплату.

Лишь четверть опрошенных считают, что ученая степень говорит о большей компетентности работника в сравнении с теми, кто диплом доктора или кандидата не защищал.

Результаты предыдущих исследований

Если вы желаете получить диплом доктора наук поскорее и без ненужного перечень формальностей, тогда сможете получить ученую степень. Сложнее проявлять себя в гуманитарных или общественных.

Сложно ли стать кандидатом науки?

Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание. Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Также рекомендуем: Как молодому кандидату наук переехать в Канаду

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук. Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Также рекомендуем: Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  1. Ассистент
  2. Преподаватель
  3. Старший преподаватель
  4. Доцент
  5. Профессор

Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  3. Член-корреспондент Академии наук.
  4. Действительный член Академии наук.

Как получить должность доцента и профессора

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл. I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

Также рекомендуем: Зачем писать докторскую диссертацию

Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

Как получить ученое звание доцента

Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий. Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

  1. Ученая степень кандидата наук.
  2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
  3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
  4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
  5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.

Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

Как получить ученое звание профессора

Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

  1. Наличие ученой степени доктора наук.
  2. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
  3. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
  4. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
  5. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
  7. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
  8. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
  9. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.

С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

Также рекомендуем прочитать

Катерина Денисова 21 октября 2019 г.вузстуденты

Основные виды учебных заведений в России

Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений. Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Елена Глубко 2 августа 2017 г.лучшеешколадети

Как научить ребенка заниматься наукой

Чтобы увлечь ребенка наукой, не обязательно штудировать с ним научно-популярную литературу и энциклопедии, хотя это тоже не помешает. Гораздо важнее отыскивать математическую начинку в повседневных привычных вещах, «открывать» физические законы дома и на прогулках.

Лариса Дрибас 12 сентября 2016 г.вуз

Резюме преподавателя вуза

Успешный активный поиск работы невозможен без резюме. Резюме — это визитная карточка соикателя, представляющая информацию об его образовании, опыте работы, личных качествах и достижениях. Правильно составленное резюме — залог того, что вас заметят и пригласят на собеседование. В нашей сегодняшней статье мы поговорим от том, каким должно быть резюме и каковы особенности резюме преподавателя вуза.

Опубликовать статью в журналеИнформация о журнале «Молодой ученый»

Степень кандидата наук – начальная ученая степень, которая присваивается соискателю в РФ. Наибольшие сложности вызывает.