банку остановить распространение долгового кризиса путем крупномасштабную реструктуризацию долговых обязательств.

Банкротство и реструктуризация задолженности

Услуги по сопровождению реструктуризации долговых обязательств и активов всегда были и будут оставаться актуальными и востребованными во всех сферах бизнеса.

Для компаний это возможность урегулировать имеющуюся у них задолженность перед кредиторами. Для банков, финансовых учреждений и других кредиторов это возможность очистить свой баланс от проблемных активов и высвободить резервы, сформированные под эти активы.

 

Реструктуризация долга: определение

Реструктуризация долга – изменение условий договора с целью облегчения для кредитора процесса обслуживания долга.

При нарушении любого из условий договора, задолженность становится проблемной, на остаток долга начисляются пеня и штрафы, и со временем долг становится «неподъемным».

Существуют следующие преференции для выплаты долга:

Пролонгация срока задолженности – наиболее частый вариант, на который идут кредиторы, чтобы все-таки добиться погашения долга. Обычно срок погашения задолженности увеличивают для тех проблемных должников, по которым задолженность составляет более полугода.
Рефинансирование (в случае займов и кредитов банка) – перевести кредит в другой финансовый институт.
Отсрочка платежа – так называемые «кредитные каникулы».

Необходимо помнить, что в любом случае реструктуризация долга приведет к увеличению размера выплат, по сравнению с теми процентами, которые были выплачены, если бы четко были соблюдены условия и начального соглашения с кредитором. Реструктуризацию долга может инициировать как сам кредитор, так и предложить кредитодатель.

 

Что мы предлагаем

HLB Ukraine предоставляет услуги по комплексному сопровождению сделок реструктуризации долговых обязательств корпоративного бизнеса.

Постановление главы администрации области «О программе реструктуризации долговых обязательств» от г. № 20 считать утратившим силу.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Реструктуризация долговых обязательств

О мероприятиях по реструктуризации долговых обязательств администрации Липецкой области

Наблюдательный совет ПАО "Укрзализныця" совместно с Министерством инфраструктуры и комитетом Верховной Рады по вопросам транспорта считают необходимым провести реструктуризацию долговых обязательств ПАО с целью увеличить количество заимствований, структурированных в национальной валюте, отмечается в сообщении на сайте Мининфраструктуры по итогам проведенного совещания по работе предприятия.

"Заимствование, структурированное в национальной валюте, в отличие от срочных валютных кредитов, которые сейчас составляют большую часть кредитного портфеля общества, позволит повысить прогнозируемость затрат такого заимствования, снизить валютные риски, оптимизировать долговую нагрузку, что в свою очередь повлияет на повышение качества структуры кредитного портфеля и стабилизацию финансово экономического состояния железнодорожной отрасли", — отмечается в сообщении.

Набсовет "Укрзализныци" также согласился с необходимостью разработать стратегию развития ПАО, которая будет учитывать положения Национальной транспортной стратегии Украины до 2030 года и Соглашения об ассоциации Украины и ЕС; провести структурную реформу ПАО, разделив виды бизнеса на прибыльные и убыточные; усовершенствовать тендерные процедуры.

Помимо того набсовет предприятия намерен уделить повышенное внимание развитию железнодорожного сообщения Украина-ЕС; активизировать сотрудничество с местными органами власти по погашению задолженности за перевозку льготных категорий пассажиров в пригородном сообщении; рассмотреть возможность создания независимой "Пригородной пассажирской компании" с учетом европейского опыта и опыта других стран и начать совместную с Мининфраструктуры разработку подзаконных актов для имплементации нового закона "О железнодорожном транспорте Украины" (подразумевает разработку более 50 актов).

Как сообщалось, "Укрзализныця" планирует размещение облигаций на международных рынках к концу 2018 года. Ранее в апреле "Укрзализныця" заявила, что рассматривает возможность осуществления нового выпуска еврооблигаций с привязкой к гривне объемом от 500 млн до 1 млрд грн на срок от трех до пяти до конца текущего года, а также уже получила согласование министерств для осуществления выпуска внутренних облигаций общим объемом 2 млрд грн.

"Укрзализныця" в 2018 году предусмотрела привлечение заимствований в сумме 18,7 млрд грн, в том числе выпуск внутренних облигаций на 2 млрд грн и возврат займов в сумме 14,4 млрд грн, исходя из расчета по курсу 29,2 грн/$1.

Согласно финплану предприятия, по состоянию на 1 января 2018 года остаток по финансовым обязательствам ожидается в размере 39,1 млрд грн по тому же курсу, а к концу 2018 года остаток планируется в сумме 44,2 млрд грн по курсу 30,1 грн/$1. Таким образом кредитный портфельПАО в гривне за год возрастет на 13%.

"Укрзализныця" также планирует погашение долгосрочных кредитов в сумме 12,5 млрд грн, из которых 2,5 млрд грн — согласно графикам погашения, 10 млрд грн – в рамках рефинансирования действующих обязательств. Помимо того, планируется погасить беспроцентный заем ГП "Фининпро" на 0,5 млрд грн и обязательства по финансовому лизингу на 1,4 млрд грн.

Теги: #укрзализныця#долг#уз

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Совещание у Президента по вопросам реструктуризации долговых обязательств в экономике. Панорама

Услуги по сопровождению реструктуризации долговых обязательств и активов всегда были и будут оставаться актуальными и востребованными во​.

Реструктуризация долгов

Условия новой реструктуризации, которые, впрочем, еще неизвестны, могут обернуться ростом долга для ее участников или финансированием регионами проектов, далеких от реальных потребностей того или иного региона. Полное же списание долга в рамках предлагаемой процедуры не представляется реалистичным.

Закон о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов предусматривает очередную возможность пролонгирования до 2029 года срока возврата субъектами РФ бюджетных кредитов, привлеченных ими из федерального бюджета в целях финансирования дефицита своих бюджетов.

В соответствии с текстом закона, воспользоваться такой возможностью смогут субъекты РФ, которые возьмут на себя обязательства по финансированию объектов инфраструктуры (реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, которые высвободятся в результате снижения ежегодного объема погашения задолженности по бюджетным кредитам.

Стоит отметить, что условия реструктуризации 2017 года* уже предусматривали возможность повторной отсрочки возврата кредитов еще на пять лет, то есть тоже до 2029 года**.

* В конце 2017 года срок возврата бюджетных кредитов был пролонгирован до 2024 года. Для участия в этом этапе реструктуризации регионам было необходимо взять на себя обязательства по снижению долговой нагрузки относительно собственных доходов в соответствии с графиком Минфина России и по непревышению предельного уровня дефицита, равного 10% собственных доходов. Реструктуризация, фактически означавшая списание части задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом в терминах приведенной стоимости, снизила риски рефинансирования регионального долга и отчасти способствовала сокращению долговой нагрузки регионов: с 1 ноября 2017 года к 1 ноября 2019 года совокупная задолженность субъектов РФ снизилась на 9%, с 2 173 до 1 984 млрд руб., в том числе по бюджетным кредитам — на 6%, с 1 049 до 991 млрд руб.   

** Для продления срока возврата бюджетных кредитов до 2029 года в 2018 и 2019 годах субъектам РФ было необходимо достигнуть роста ННД консолидированного бюджета темпами, превышающими фактический уровень инфляции. По оценкам АКРА, в 2018 году практически все регионы смогли выполнить указанное условие, в 2019 году выполнить указанное условие смогут более 60 регионов. При этом отметим, что в реструктуризации бюджетных кредитов в 2017 году участвовали не все субъекты РФ, а у семи регионов по состоянию на 1 ноября 2019 года задолженность по бюджетным кредитам отсутствовала.

Из закона неясно, идет речь о новой реструктуризации бюджетных кредитов, не отменяющей предыдущих договоренностей, или же об изменении условий реструктуризации 2017 года и продления сроков возврата бюджетных кредитов до 2029 года. По мнению АКРА, поскольку закон не предусматривает внесения изменений в нормативные правовые акты, устанавливающие условия реструктуризации 2017 года, регионам будет предложена новая реструктуризация. Такое предложение будет интересно прежде всего регионам, не сумевшим нарастить налоговые и неналоговые доходы (ННД) в достаточном объеме для продления срока возврата бюджетных кредитов до 2029 года (полагаем, что таких регионов будет не более 15–20).

Однако условия новой реструктуризации могут способствовать росту расходов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки субъектов РФ вразрез с установленными Минфином России в 2017 году требованиями. Если регион не имеет возможности погасить бюджетные кредиты за счет роста доходной части бюджета или сокращения своих расходов, он осуществляет коммерческие заимствования на рыночных условиях с целью рефинансирования бюджетных кредитов. В результате совокупный долг региона не меняется. Чтобы изыскать средства на новый инвестпроект (объем которых будет равным «экономии» от уменьшения ежегодного платежа по бюджетному кредиту вследствие увеличения срока его возврата), такой регион привлечет для осуществления проекта долговое финансирование на рынке. То есть вместо замещения одних долговых обязательств другими произойдет рост совокупного долга региона и его расходов.

В настоящее время нет информации ни о критериях отбора инвестиционных проектов, ни о возможных последствиях для регионов в случае, если проект окажется убыточным (и, как следствие, не будет генерировать стабильного потока налоговых доходов). Также непонятно, смогут ли регионы финансировать за счет высвобождающихся средств проекты, которые уже были запланированы, но их финансирование еще не было начато. Такая возможность, с одной стороны, позволила бы субъектам РФ выполнить условия новой реструктуризации без наращивания коммерческого долга, что является положительным фактором, с другой — не привела бы к росту инвестиций относительно планового уровня. Возможно, рост инвестиций в региональную инфраструктуру и является целью предлагаемой меры. Если регионы решат воспользоваться предложением в рамках новой реструктуризации, не проанализировав все потенциальные последствия, может возникнуть риск инвестирования средств не для реализации действительно необходимых регионам проектов, а лишь для выполнения новых условий реструктуризации.

Регионам, которые смогут продлить срок возврата бюджетных кредитов до 2029 года по условиям реструктуризации 2017 года, участие в новой реструктуризации позволит вдвое сократить платежи по погашению основной задолженности по бюджетным кредитам в 2021–2024 годах, но в 2025–2029 годах размер платежей будет расти. Средний срок погашения задолженности по бюджетным кредитам в случае участия в новой реструктуризации увеличится приблизительно на один год. Предполагаем, что для таких регионов новая реструктуризация может представлять интерес лишь при возможности полного списания задолженности по бюджетным кредитам, однако по факту размер списания будет равен сумме фактических налоговых поступлений от реализации новых проектов. Порядок определения проектов, в реализацию которых субъекты РФ будут должны инвестировать высвобождаемые средства, и порядок списания задолженности будут установлены Правительством РФ.

Поскольку объемы списания задолженности будут определяться исходя из поступивших в федеральный бюджет налогов, это подразумевает вложения в коммерчески успешные проекты, способные в короткий срок начать генерировать денежный поток и налоговые выплаты. Однако даже таким проектам необходимо время на разработку проектно-сметной документации, строительство, запуск в эксплуатацию. В связи с тем, что график погашения реструктурируемой задолженности предполагает использование амортизационной схемы, как и в текущих условиях, к моменту, когда проект начнет приносить налоговые поступления в бюджетную систему РФ, оставшаяся задолженность по бюджетным кредитам уже может быть возвращена регионом в полном объеме. Кроме того, при оценке эффективности проектов только с точки зрения налоговых поступлений ряд социально ориентированных проектов (например, строительство школ, детских садов и больниц) и проектов, операционная деятельность которых начинается лишь спустя несколько лет, могут стать безынтересными для регионов. Мониторинг исполнения обязательств, принимаемых на себя регионами в рамках новой реструктуризации, представляется довольно сложным, особенно в части учета налоговых поступлений от новых инвестиционных проектов.  

Потенциал роста долга при участии в новой реструктуризации

Источник: расчеты АКРА

По оценке АКРА, общая сумма задолженности регионов по бюджетным кредитам, реструктурированным в 2017 году, могла составить порядка 0,7 трлн руб. В наиболее консервативном сценарии, предполагающем финансирование только новых (ранее не запланированных) проектов исключительно за счет коммерческого долга (если ни один регион не сможет изыскать резервы собственных средств на реализацию новых проектов), совокупная задолженность российских регионов может увеличиться к концу 2024 года на 0,5 трлн руб.  

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Реструктуризация кредита: что это такое и как происходит реструктуризация долга по кредиту + виды 🏦

Реструктуризация долговых обязательств. А. Кожахметова, специалист. Специализированного финансового суда г. Алматы. Мировой финансовый.