и (или) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним Государственная регистрация перехода права собственности на собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного.

Часто задаваемые вопросы в сфере земельного надзора

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 11 января 2001 года № 4

Об управлении землями сельскохозяйственного назначения

(В редакции Законов КР от 25 июля 2006 года № 129, 24 ноября 2006 года № 189, 12 июня 2007 года № 83,
26 января 2009 года № 28, 26 мая 2009 года № 174, 22 июля 2011 года № 120,
14 мая 2012 года № 50, 19 июня 2012 года № 88, 17 июня 2015 года № 132,
28 июля 2015 года № 198, 28 июля 2015 года № 199, 25 июля 2016 года № 137,
30 июля 2016 года № 156, 24 января 2018 года N 12
)

 

Настоящий Закон регулирует правовые отношения управления землями сельскохозяйственного назначения и направлен на обеспечение эффективного и безопасного использования земель в интересах народа Кыргызской Республики.

Глава I
Основные понятия

 

Статья 1.

Земли сельскохозяйственного назначения — земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей и используемые для ведения семеноводческого, племенного, товарного сельскохозяйственного производства, защитного лесоразведения, садоводства, огородничества, дачи, проведения научно-исследовательских и опытных работ, а также для других целей, связанных с сельскохозяйственным производством.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)

Статья 2.

Земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий — земельные участки, сформированные из сельскохозяйственных угодий (за исключением пастбищ) и находящиеся в государственной собственности.

Статья 3.

Земельная доля — земельный участок сельскохозяйственного назначения (в разрезе по угодьям), предоставленный в собственность гражданину Кыргызской Республики на безвозмездной основе в ходе земельно-аграрной реформы, право собственности на который удостоверяется свидетельством.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)

Статья 4.

Земельный участок — это единый контур земельной площади в натуре, имеющий фиксированную границу.

Право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом или свидетельством.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)

Глава II
Право собственности на землю сельскохозяйственного назначения

 

Статья 5.

Земля является национальным богатством Кыргызской Республики, достоянием народа, проживающего на ее территории.

Статья 6.

Право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения в Кыргызской Республике имеют государство, граждане Кыргызской Республики, кооперативы и юридические лица Кыргызской Республики, занимающиеся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции.

Банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, получившие лицензии или свидетельства Национального банка Кыргызской Республики, имеют временное право собственности на земли сельскохозяйственного назначения в течение двух лет в порядке, предусмотренном статьей 27 настоящего Закона.

(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50, 28 июля 2015 года № 199)

Статья 7.

Предоставление и передача в собственность земель сельскохозяйственного назначения в Кыргызской Республике запрещаются:

— иностранным гражданам, юридическим лицам и государствам, кроме случаев, предусмотренных Земельным кодексом Кыргызской Республики;

— лицам без гражданства, проживающим на территории Кыргызской Республики;

— супругам, если один из них является гражданином иностранного государства либо лицом без гражданства.

Действие лиц, нарушающих данную статью, подлежит к привлечению их к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

(В редакции Законов КР от 12 июня 2007 года № 83, 26 мая 2009 года № 174)

 Глава III
Государственная регистрация прав на землю сельскохозяйственного назначения

 

Статья 8.

Государственная регистрация прав на собственность, а также обмена, купли-продажи, дарения, залога и наследования земель сельскохозяйственного назначения осуществляется уполномоченным органом Правительства Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 19 июня 2012 года № 88)

Статья 9.

Государственная регистрация самостоятельно дробленных земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения не допускается.

Глава IV
Целевое использование земель сельскохозяйственного назначения

 

Статья 10.

Земли сельскохозяйственного назначения используются исключительно для сельскохозяйственного производства.

Статья 11.

Если собственник земельного участка (земельной доли) сельскохозяйственного назначения осуществляет на нем любое строительство, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Кыргызской Республики, или использует его для несельскохозяйственных целей, то уполномоченным государственным органом вносится предупреждение.

В случае невыполнения требований уполномоченного государственного органа уполномоченный государственный орган вправе начать процедуру изъятия земельного участка (земельной доли) в пользу государства в судебном порядке.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2016 года № 137)

 

 Глава V
Земли сельскохозяйственного назначения как объект аренды

 

Статья 12.

Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, кооперативов и юридических лиц Кыргызской Республики, занимающихся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции, могут быть переданы в аренду на условиях, определенных сторонами исключительно для сельскохозяйственного производства.

(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50)

Статья 13.

Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, передаются в аренду на условиях открытого торга, согласно утвержденному Правительством Кыргызской Республики положению, исключительно для сельскохозяйственного производства.

Субаренда земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, запрещается.

(В редакции Законов КР от 24 ноября 2006 года № 189, 17 июня 2015 года № 132)

Глава VI
Земли сельскохозяйственного назначения как объект мены

 

Статья 14.

Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, кооперативов и юридических лиц Кыргызской Республики, занимающихся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции, могут быть обменены только на другие земельные доли и участки в границах Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50)

 Глава VII
Земли сельскохозяйственного назначения как объект купли-продажи

 

Статья 15.

Собственник земельной доли сельскохозяйственного назначения имеет право продавать ее с учетом требований статьи 6 настоящего Закона, без уплаты госпошлины.

Земельная доля в размере до 5 га может быть продана только единым контуром земельной площади, без дробления.

Выделение земельной доли в самостоятельные земельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га.

При этом размеры выделяемых самостоятельных земельных участков не могут быть меньше 5 га.

(В редакции Закона КР от 30 июля 2016 года № 156)

Статья 16.

Собственник особо ценных сельскохозяйственных угодий имеет право отчуждать земельный участок в размере до 5 га только единым контуром земельной площади, без дробления.

Выделение собственником особо ценных сельскохозяйственных угодий в самостоятельные участки и их отчуждение допускаются только в пределах размеров, превышающих 5 га.

При этом размеры выделяемых самостоятельных участков не могут быть меньше 5 га.

(В редакции Закона КР от 30 июля 2016 года № 156)

Статья 17.

Покупателем земель сельскохозяйственного назначения может быть государство, граждане Кыргызской Республики, кооперативы и юридические лица Кыргызской Республики, занимающиеся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции.

При продаже земельных долей или земельных участков сельскохозяйственного назначения сельские жители Кыргызской Республики и сельскохозяйственные кооперативы, зарегистрированные и действующие на территории данного аильного аймака, имеют преимущественное право покупки продаваемой доли или земельного участка, кроме случая продажи с публичных торгов.

Продажа земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в неустановленных приграничных территориях, запрещается.

 (В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50, 24 января 2018 года N 12)

Статья 18.

(Исключена в соответствии с Законом КР от 26 мая 2009 года № 174

Статья 19.

Покупатель земель сельскохозяйственного назначения в случае перепродажи приобретенного земельного участка (земельной доли) в течение первого года госпошлину платит в размере 40 процентов, второго года 20 процентов, третьего года — 10 процентов от покупной стоимости земельного участка (земельной доли).

Статья 20.

Земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий не продаются. В исключительных случаях передача земельных участков Государственного фонда сельскохозяйственных угодий в собственность граждан Кыргызской Республики по предложению местных кенешей осуществляется на основании решения Правительства Кыргызской Республики, утвержденного Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

Статья 21.

Земли пастбищ находятся в собственности государства и передаются только в пользование согласно Закону Кыргызской Республики «О пастбищах».

(В редакции Закона КР от 26 января 2009 года № 28)

Глава VIII
Земли сельскохозяйственного назначения как объект залога

 

Статья 22.

Объектом залога могут быть земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, кооперативов и юридических лиц Кыргызской Республики, занимающихся выращиванием и (или) переработкой сельскохозяйственной продукции.

(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 14 мая 2012 года № 50)

Статья 23.

Право получить в залог земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения предоставляется исключительно банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям, получившим лицензии или свидетельства Национального банка Кыргызской Республики, а также лицам, отвечающим требованиям статьи 6 настоящего Закона.

(В редакции Закона КР от 26 мая 2009 года № 174)

Статья 24.

Банки и специализированные финансово-кредитные учреждения имеют право обращения взыскания на предмет залога в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 25 июля 2006 года № 129, 26 мая 2009 года № 174)

Статья 25.

Земельные доли или участки сельскохозяйственного назначения, временное право собственности на которые перешло банкам и специализированным финансово-кредитным учреждениям, продаются на открытых аукционных торгах лицам, указанным в статье 17 настоящего Закона.

Государственная регистрация проданных земельных долей осуществляется в соответствии со статьей 15 настоящего Закона.

(В редакции Законов КР от 25 июля 2006 года № 129, 26 мая 2009 года № 174)

Статья 26.

(Исключена в соответствии с Законом КР от 26 мая 2009 года № 174)

Статья 27.

Банки и специализированные финансово-кредитные учреждения, которые приобрели временное право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, обязаны осуществить отчуждение данных земельных участков в течение двух лет с момента возникновения временного права собственности в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Законов КР от 26 мая 2009 года № 174, 28 июля 2015 года № 198)

Глава IX
Земли сельскохозяйственного назначения как объект наследования и дарения

 

Статья 28.

Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности гражданина Кыргызской Республики, могут быть переданы по наследству. Наследник, при переходе к нему права владения земельными долями и участками, имеет право использовать их и распоряжаться ими по своему усмотрению, если он удовлетворяет требованиям, предъявляемым к покупателю земель сельскохозяйственного назначения.

Наследниками земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения по завещанию и по закону могут быть граждане Кыргызской Республики.

Если наследником земельной доли и/или земельного участка сельскохозяйственного назначения является иностранное лицо или лицо без гражданства, оно обязано в течение одного года с момента возникновения права на земельную долю и/или участок произвести их отчуждение гражданину Кыргызской Республики.

При этом размер земельной доли и/или участка сельскохозяйственного назначения, передаваемых по наследству, не может быть меньше среднехозяйственного размера земельной доли, установленного в соответствующей сельской управе (айыл окмоту) на момент проведения земельно-аграрной реформы.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)

Статья 29.

Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности гражданина Кыргызской Республики, могут являться объектами дарения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и могут быть подарены.

Размер земельной доли и/или участка сельскохозяйственного назначения, являющихся объектами дарения, не может быть меньше среднехозяйственного размера земельной доли, установленного в соответствующей сельской управе (айыл окмоту) на момент проведения земельно-аграрной реформы.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)

Глава X
Покупка земель сельскохозяйственного назначения для государственных целей

 

Статья 30.

Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, в случаях, необходимых для государственных целей (строительство стратегических объектов и инженерных сооружений), могут быть отчуждены по решению Правительства Кыргызской Республики путем выкупа после выплаты рыночной стоимости земель и расчетных затрат или предоставления равноценного участка из земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий.

Статья 31.

Собственники земельных долей и участков сельскохозяйственного назначения при неубедительных доводах отчуждения их земель для государственных целей имеют право обратиться в суд.

Статья 32.

Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности и переданные в аренду, отчуждаются для государственных целей после выплаты расчетных затрат и упущенной выгоды в момент отчуждения.

Статья 33.

Для наделения землей социально уязвимых слоев населения, молодых семей государство имеет право быть покупателем на рынке земель сельскохозяйственного назначения на основании специального решения Правительства Кыргызской Республики, утвержденного Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года № 129)

Глава XI
Отчуждение земель сельскохозяйственного назначения для уплаты долгов

 

Статья 34.

Земельные доли и участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности граждан Кыргызской Республики, не могут быть отчуждены за их долги, возникшие до вступления в силу настоящего Закона.

Глава XII
Порядок вступления настоящего Закона в силу

 

Статья 35.

Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования, кроме главы VII.

Опубликован в газете «Эркин Тоо» за 17 января 2001 года № 4

Статья 36.

Действие главы VII настоящего Закона вступает в силу с 1 сентября 2001 года.

Статья 37.

Правительству Кыргызской Республики внести предложения о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, вытекающие из настоящего Закона.

 

Президент

Кыргызской Республики

 

А.Акаев

 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Категории земель. Виды разрешенного использования. Юридическая помощь.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на устанавливающие, в частности, основания и порядок изъятия у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Особенности купли-продажи земельных участков.


Как уточнить арендную плату за земли государственной и коммунальной собственности
Как проверить, что стоимость земли не выросла
Варианты расчетов с владельцами паев: нюансы применения натуркоэффициента, бухучет
Изменяем вид угодий: была пашня – стали многолетние насаждения


С 01.01.19 г. вступает в силу Закон от 10.07.18 г. № 2498-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, усовершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» (далее – Закон № 2498). Как видно из названия, данный Закон касается широкого спектра вопросов. Поэтому проанализируем основные изменения, которые следует ожидать сельхозпредприятию с начала 2019 года.

Использование и обмен землями в массиве

Земельный кодекс (далее – ЗК) дополнен ст. 371, согласно которой:

1. Разрешается использовать земельные участки сельхозназначения (для ведения личного крестьянского хозяйства, фермерского хозяйства), которые расположены в массиве, для ведения товарного сельхозпроизводства без изменения их целевого назначения. Поэтому собственник или землепользователь получит возможность использовать земельные участки массива для ведения товарного сельхозпроизводства, которое фактически является сельхоздеятельностью (не для собственного использования, а в целях получения финансовой выгоды), без изменения целевого назначения. Ранее такая возможность предоставлялась относительно земель личного крестьянского хозяйства (ст. 33 ЗК).

2. Собственники земельных участков всех форм собственности, расположенных в массиве земель сельхозназначения, могут обмениваться такими участками. То есть с 2019 года осуществить обмен можно только земельными участками, расположенными в одном массиве. Поэтому, если вы планируете оформить обмен участков, расположенных далеко один от другого, поторопитесь и завершите заключение соглашения до окончания года.

3. Собственники и арендаторы сельхозземель, расположенных в одном массиве, на период действия договора аренды могут обмениваться принадлежащими им правами пользования путем заключения между собой договоров аренды, субаренды.

Обратите внимание! Обмен земельного участка государственной или коммунальной собственности, расположенного в массиве, на другой участок, расположенный в этом же массиве, осуществляется только в случае одинаковой нормативной денежной оценки этих участков или если разница между их оценками составляет не более 10 %. Таким образом, обменяться неравноценными земельными участками станет невозможно. Такой обмен на основании ст. 371 ЗК не подпадает под действие моратория (изменены пп. «б» п. 15 разд. Х ЗК).

4. Арендатор существенной части массива (аренда, эмфитевзис земель массива общей площадью более 75 % земель всего массива) имеет право арендовать или оформить в субаренду другие участки массива при условии передачи взамен собственнику/пользователю другой земли, если имеет место чересполосица неиспользования земельных участков и создаются препятствия в рациональном использовании земель. Поэтому в целях прекращения чересполосицы пользователь существенной части имеет право предложить другому собственнику/пользователю вместо участка, который препятствует рациональному использованию, другой участок. Каждый будет доволен. В любом случае для использования такой нормы стороны должны прийти к соглашению и оформить документально аренду/субаренду земельных участков.

Справочно: чересполосица – расположение между несколькими земельными участками, которые принадлежат на праве собственности одному лицу и расположены в одном массиве земель сельхозназначения, земельных участков, принадлежащих на праве собственности другому лицу.

Арендатору существенной части массива не нужно получать согласие арендодателя для передачи такого земельного участка в субаренду (п. 6 ст. 93 ЗК). Аналогичные нормы приводятся в ч. 1 ст. 8 Закона от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли» (далее – Закон № 161).

Имейте в виду! Закон № 161 дополнен ст. 82, которая раскрывает особенности приобретения и реализации права аренды на земельные участки, расположенные в массиве (об обмене, порядке его предложения и требованиях к обращению, субаренде, возмещении имущественного вреда, возможности признания договора аренды/субаренды заключенным по решению суда и т. п.).

5. Что касается участков под полевыми дорогами (государственной или коммунальной собственности), которые расположены в массиве, то:

  • они передаются в аренду без проведения земельных торгов собственникам/пользователям смежных земельных участков на срок 7 лет;
  • в аренду передаются дороги только при условии обеспечения бесплатного доступа всех землевладельцев и пользователей к принадлежащим им земельным участкам;
  • землевладелец/пользователь по собственному усмотрению использует полевую дорогу – для прохода (проезда) к другим земельным участкам или для выращивания сельхозпродукции.

Таким образом, наконец решена проблема полевых дорог. Обращаться для оформления пользования необходимо к распорядителю земель сельхозназначения согласно ст. 122 ЗК (за пределами населенных пунктов – в областной Госгеокадастр, в пределах – в сельский, поселковый, городской совет). Радует то, что передача будет осуществляться без земельных торгов. Кроме того, землепользователь самостоятельно решает, как использовать дорогу, ведь очень часто дорогу распахивают и засеивают. Принятой нормой исключается такое нарушение со стороны пользователя, как засев полевой дороги, – он имеет на это право.

Срочный сервитут

Несмотря на некоторые оставшиеся расхождения в нововведениях и нормах, изменения в ст. 98 ЗК наводят на мысль, что сервитут не будет бессрочным начиная с 2019 года. Срок действия земельного сервитута не может быть больше срока, на который участок передан в пользование (абзац второй ч. 2 ст. 98 ЗК). То есть сервитут будет иметь такой же предельный срок, как и аренда этого участка.

Пользователь соседнего земельного участка сможет требовать установления сервитута (ч. 2 ст. 100 ЗК). Ранее сервитут принадлежал только собственнику соседнего земельного участка.

Эмфитевзис частных земель ограничивают сроком действия

Все только привыкли к практическому применению эмфитевзиса частных земель, одним из весомых плюсов которого был беспредельный срок его действия. Зафиксированы даже случаи заключения договоров эмфитевзиса на 100 лет.

Однако начиная с 2019 года право пользования чужой сельхозземлей, в частности частной собственности, ограничивается 50 годами (ч. 4 ст. 1021 ЗК в новой редакции). Следовательно, при вероятности заключения соглашений эмфитевзиса со сроком действия более 50 лет рекомендуем завершить оформление до конца этого года. В следующем году зарегистрировать такое право однозначно будет возможно, но только со сроком действия менее 50 лет.

Примите во внимание! Договоры эмфитевзиса, заключенные до вступления в силу Закона № 2498, остаются действующими, необходимости вносить в них изменения нет, а срок их действия определен условиями самого договора. То есть ограничение срока действия эмфитевзиса частных земель распространяется на договоры, заключенные после вступления в силу Закона № 2498, то есть с 01.01.19 г.

Земли коллективной собственности получат распорядителя

Начиная с 2019 года земли прекращенных коллективных сельскохозяйственных предприятий (далее – КСП) считаются собственностью территориальных громад, на территории которых они расположены (п. 21 разд. Х ЗК). Сюда не относятся земельные участки, которые находятся в частной собственности. Такое новшество будет основанием для госрегистрации права коммунальной собственности на земельные участки, сформированные за счет земель, которые по Закону № 2498 переходят в коммунальную собственность.

Важный момент! Земельные участки, которые перешли в коммунальную собственность согласно п. 21 разд. Х ЗК, становятся подмораторными землями (запрет купли-продажи).

Уточнен статус земель КСП

Изложена в новой редакции ст. 10 Закона от 14.02.92 г. № 2114-XII «О коллективном сельскохозяйственном предприятии». Однако норма не подверглась существенным изменениям, и вот почему:

  • земля может принадлежать КСП на праве коллективной собственности, а также может быть предоставлена во временное пользование, в частности на условиях аренды. Ранее среди прав на землю содержалось постоянное пользование, теперь оно отсутствует;
  • право КСП на земельный участок или его часть может быть прекращено в порядке и на основаниях ЗК и Закона от 05.06.03 г. № 899-IV «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» (далее – Закон № 899). То есть к основаниям прекращения прав на земельный участок добавлен Закон № 899 (см. далее);
  • члену КСП, который пожелал выйти из его состава, земельный участок предоставляется из земель сельхозугодий КСП, пригодных для сельхозпроизводства, в части, которая приходится на одного члена предприятия. В сущности, так и происходило, однако норма содержала ссылку на земли запаса, а член КСП мог претендовать на получение участка только для организации собственного фермерского хозяйства. Теперь же не важно, по каким основаниям он покидает КСП, а получить земельный участок из земель сельхозугодий КСП он имеет право.

Новый порядок использования нераспределенных и невытребованных земельных участков и долей (паев)

Достаточно долго законодательство не конкретизировало порядок такого использования, и наконец изложена в новой редакции ст. 13 Закона № 899. Поэтому начиная с 2019 года будут действовать следующие нормы.

Нераспределенным является земельный участок, который согласно проекту землеустройства относительно организации территории земельных долей (паев) вошел в площадь земель, подлежащих распределению, однако в соответствии с протоколом о распределении не был выделен собственнику доли (пая). То есть нераспределенный – это сформированный земельный участок, имеющий установленные границы и кадастровый номер, информация о котором внесена в Госземкадастр, но не выделенный конкретному собственнику.

Невытребованной является земельная доля (пай), на которую не получен документ, удостоверяющий право на нее, или земельная доля (пай), право на которую удостоверено в соответствии с законодательством, но которая не была выделена в натуре (на местности). То есть участок не формировался, не имеет установленных границ и кадастровый номер, но на него получен сертификат на пай.

После формирования в отдельные земельные участки такие нераспределенные участки и невытребованные доли (паи) могут передаваться в аренду по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета для использования по целевому назначению. Срок использования определяется до дня госрегистрации права собственности на такой участок, на что указывается в договоре. Как видим, право передачи таких участков в аренду до момента оформления правоустанавливающих документов вроде бы осталось. Однако теперь нужно сформировать земельный участок (зарегистрировать в Госземкадастре) и только после этого заключать договор аренды. Тогда право аренды будет подлежать госрегистрации согласно Закону от 01.07.04 г. № 1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» (далее – Закон № 1952).

Владельцу сертификата на пай (невытребованной доли (пая)) или его наследникам устанавливается предельный срок для оформления права собственности на земельный участок – до 01.01.25 г. Неоформление такого права расценивается как отказ от получения земельного участка (ч. 4 ст. 13 Закона № 899). Тогда местный совет инициирует формирование земельного участка и обращающийся в суд с заявлением о признании имущества бесхозным. По решению суда такой участок передается в коммунальную собственность. Поэтому владельцам сертификатов необходимо успеть оформить право собственности на земельный участок до 01.01.25 г. (зарегистрировать вещное право согласно Закону № 1952).

Следует знать! Территориальной громаде в лице местного совета запрещается в течение 7 лет со дня госрегистрации права коммунальной собственности на участок, который сформирован из невытребованной доли (пая), передавать его в частную собственность. Исключение составляет передача такого участка собственнику невытребованной доли (пая) или его наследникам.

Таким образом, территориальная громада имеет шансы пополнить свои земли невытребованными земельными долями (паями), но только после 01.01.25 г. и в случае неоформления физическими лицами прав собственности на них.

Использование и распоряжение землями коллективной собственности действующего КСП

Закон № 899 дополнен ст. 141, которой определены особенности использования и распоряжения землями КСП, сельхозкооператива, сельскохозяйственного акционерного общества (далее – предприятия). Фактически собственники долей (паев) должны в срок до 01.01.19 г. принять решение о распределении других земель, которые остались в коллективной собственности действующего предприятия (не разделены на паи). Если до начала следующего года это не будет сделано, такие земли будут распределяться согласно требованиям ст. 141 с согласия большинства лиц. Такими лицами являются (абзацы второй – четвертый ч. 1 ст. 1 Закона № 899):

  • бывшие члены предприятия, которые получили сертификат на пай;
  • наследники права на пай, которое удостоверено сертификатом;
  • граждане, которые приобрели право на земельную долю (пай).

Организацией распределения коллективных земель занимается сельский, поселковый, городской совет, на территории которого они расположены. Для этого совет должен проинформировать лиц о распределении коллективных земель, разместив объявление о проведении собрания лиц в общедоступных местах населенного пункта, опубликовав его в печатном СМИ райгосадминистрации или райсовета и обнародовав на собственном официальном веб-сайте (при наличии). Требования к объявлению приведены в ч. 4 ст. 141 Закона № 899.

Для осуществления распределения земель необходима регистрация большинства лиц. В дальнейшем протокол передается местному совету, который его утверждает и принимает соответствующие землив коммунальную собственность. То есть в протоколе следует зафиксировать, какие земли передаются в коммунальную собственность (ч. 4 ст. 7 Закона № 899), а какие делятся на паи между членами (если остались до сих пор не разделенные на паи земли и члены, не получившие пай).

Предельный срок распределения земель коллективной собственности между собственниками паев и их наследниками – 01.01.25 г. Поэтому, если до 2025 года не будет оформлен протокол о распределении земель, оставшихся в коллективной собственности, и не будет подан на утверждение в орган местного самоуправления, то считается, что лица отказались от права коллективной собственности на землю. Такие земли передаются в коммунальную собственность в порядке признания имущества бесхозным (кроме невытребованных долей (паев) и сформированных за их счет земельных участков, а также нераспределенных участков), то есть по решению суда.

Земельные участки, переданные в коммунальную собственность на основании ст. 141 Закона № 899, подпадают под действие моратория и не могут быть отчуждены, кроме изъятия (выкупа) для общественных нужд, до вступления в силу закона об обороте земель сельхозназначения, но не ранее 01.01.19 г. (изменения в п. 15 разд. Х ЗК).

Полезащитные лесные полосы больше не лесные земли

Теперь к землям лесохозяйственного назначения не отностся земли, занятые, в частности, полезащитными лесными полосами на землях сельскохозяйственного назначения (новый п. «г» ч. 2 ст. 55 ЗК). И несмотря на то что полезащитные полосы покрыты лесной растительностью, которая присуща землям лесохозяйственного назначения, они исключаются из состава лесных земель. Следовательно, такие земли относятся к несельскохозяйственным землям сельхозназначения (п. «б» ч. 2 ст. 22 ЗК).

Предоставление в аренду полезащитных полос осуществляется без проведения аукциона (ч. 2 ст. 134 ЗК). Кроме того, они не включаются в земли, которые подлежат распределению между собственниками земельных долей (паев) в порядке ст. 141 Закона № 899, а должны быть переданы безвозмездно в коммунальную собственность территориальной громады села, поселка, города, на территории которой они расположены (ч. 4 ст. 7, ч. 7 ст. 141 Закона № 899)

землязаконпайземельный пайпользование землей

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Регистрация земель сельскохозяйственного назначения под дачное строительство или садоводство

33 ЗК). 2. Собственники земельных участков всех форм собственности, расположенных в массиве земель сельхозназначения, могут.

Два способа, как можно выделить долю из земель сельхозназначения

  • Акт (протокол, приказ) об избрании руководителя

    Оригинал и копия. Оригинал возвращается заявителю с результатом услуги
    В случае если заявителем является юридическое лицо и учредительные документы ранее не представлялись на государственную регистрацию прав в Росреестр

  • Акт приема-передачи земельного участка

    Представляется оригинал, в не менее чем в 2-х экземплярах
    Предоставляется гражданами (в том числе индивидуальными предпринимателями), в случае безвозмездной передачи в собственность земельного участка

  • Доверенность органа государственной власти

    Копия.
    В случае обращения представителя органа государственной власти

  • Доверенность органа местного самоуправления

    Копия.
    В случае обращения представителя органа местного самоуправления

  • Договор купли-продажи (мены, дарения) земельного участка

    Предоставляется при регистрации права собственности на основании договора купли-продажи (мены, дарения) земельного участка, заключенного между физическими или юридическими лицами.
    Предоставляется оригинал в 3-х экземплярах.

  • Договор купли-продажи земельного участка с приложениями

    Предоставляется при регистрации права собственности на основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного с органом государственной власти либо с органом местного самоуправления. В приложениях к договору в обязательном порядке должен быть расчет цены выкупа.
    Предоставляется оригинал не менее чем в 2-х экземплярах со всеми приложениями.

  • Договор купли-продажи земельного участка с приложениями (на 1 участок)

    Предоставляется при регистрации права собственности при разделе земельного участка по договору, заключенного с органом государственной власти либо с органом местного самоуправления. В приложениях к договору в обязательном порядке должен быть расчет цены выкупа.
    Предоставляется оригинал не менее чем в 2-х экземплярах со всеми приложениями.

  • Договор купли-продажи земельного участка с приложениями (на 2 участок)

    Предоставляется при регистрации права собственности при разделе земельного участка по договору, заключенного с органом государственной власти либо с органом местного самоуправления. В приложениях к договору в обязательном порядке должен быть расчет цены выкупа.
    Предоставляется оригинал не менее чем в 2-х экземплярах со всеми приложениями.

  • Документ, подтверждающий полномочия на подачу заявлений и иных необходимых для государственной регистрации прав документов

    Оригинал и копия. Оригинал возвращается после сверки с копией.
    Документ должен быть выдан нотариусом и скреплен его подписью и печатью. Может быть оформлен в виде приказа, распоряжения и т.д.

  • Заявление об уточнении вида назначения платежа

    Заполняется в случае, если государственная пошлина была оплачена не по КБК МФЦ
    Оригинал

  • Заявление органа государственной власти о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
  • Заявление органа местного самоуправления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
  • Заявление физического лица о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

    Оригинал
    От физического лица или индивидуального предпринимателя. Форма предоставляется ГАУ "МФЦ РС (Я)".

  • Заявление юр. лица о государственной регистрации прав на недвижимое имущество
  • Кадастровый паспорт земельного участка

    Оригинал и копия. Оригинал возвращается заявителю после сверки с копией.
    Документ может быть предоставлен по желанию заявителя. Сведения о данном документе потребуются при заполнении заявления.

  • Квитанция (платежное поручение) об оплате государственной пошлины

    При разделе земельного участка. Оплаченная квитанция может быть предоставлена по желанию заявителя.
    Оригинал и копия.

  • Квитанция о выплате цены выкупа

    Оригинал и копия. Оригинал возвращается заявителю с результатом услуги
    В случае возмездной передачи в собственность земельного участка

  • Лицензия на право нотариальной деятельности

    Оригинал и копия. Оригинал возвращается после сверки с копией.

  • Нотариальная доверенность на заявителя

    Оригинал и копия. Оригинал возвращается после сверки с копией
    В случае обращения представителя физического лица

  • Определение Арбитражного Суда Республики Саха (Якутия) о назначении внешнего (конкурсного) управляющего

    Надлежаще заверенные копии в 2-х экземплярах
    Предоставляется юридическими лицами в случае государственной регистрации на стадии банкротства. Копии документов должны быть заверены судом.

  • Письменный отказ ОМСУ от покупки земельного участка

    Предоставляется по желанию заявителя, так как может быть запрошен по межведомственному взаимодействию.
    Требуется при продаже участка из земель сельхоз назначения, кроме случая продажи земель сельскохозяйственного назначения под садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.

  • Приказ территориального органа Министерства юстиции РФ о назначении на должность нотариуса (помощника)

    Оригинал и копия. Оригинал возвращается после сверки с копией.

  • Соглашение о перераспределении земельных участков

    Предоставляется при регистрации права собственности на основании соглашения о перераспредлении земельных участков, заключенного с органом государственной власти либо с органом местного самоуправления.
    Предоставляется оригинал не менее чем в 2-х экземплярах со всеми приложениями.

  • ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Строительство на землях сельхозназначения. Полная инструкция

    Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения зачастую Отказ от права собственности на земельный участок из земель права в органах осуществляющих государственную регистрацию прав.