Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет.

Объявление гражданина умершим

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Конституцией Российской Федерации закреплено право граждан на судебную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Государство, осуществляя заботу о своих гражданах, обязано гарантировать осуществление конституционных прав. Такое обеспечение возможно только посредством правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих государственных органов. Специфика производства по защите нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса зависит от конкретной категории дел. Конституционные установки не должны быть пустыми декларациями. Необходимо усиление взаимодействия практики применения норм процессуального права, выявляющей возникающие проблемы и науки гражданского процессуального права, призванной их эффективно разрешать.

Набирающий обороты мировой экономический кризис оказал влияние на усиление криминогенной обстановки в Российской Федерации, рост преступности, что соответственно привело к совершению в отношении значительного числа граждан различных преступлений, которые нередко выступают причиной их безвестного исчезновения. Немаловажным фактором, придающим указанной проблеме особую важность, являются локальные военные действия, происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, военные действия в Чечне и других регионах РФ), террористические акты (взрыв в школе 1 сентября 2004 г. в Беслане, варварская агрессия против Северной Осетии в августе 2009 г.), а также стихийные бедствия природного характера -землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин, например, сход снежной лавины в Кармадонском ущелье в 2002 г., в конце декабря 2004 года гибель огромного числа людей, в том числе и российских граждан на курортах Таїианда и Индонезии вследствие обрушения на побережье Цунами), разного рода катастрофы (авиационные, авто, на железнодорожном транспорте), а также безвестное исчезновение людей

при постоянно развивающихся миграционных процессах. В этой связи проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно значимой и актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим имеют исключительную подведомственность и рассматриваются в порядке особого производства в суде общей юрисдикции. До вступления в силу ГК РСФСР и ГПК РСФСР 1964 года дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим были подведомственны нотариату и только после вступления в силу ГК РСФСР и ГПК РСФСР закреплена судебная подведомственность данных категорий дел.

Теоретические и правовые проблемы, связанные с признанием гражданина безвестно отсутствующим или объявлением гражданина умершим, являются актуальными, имеющими важное теоретическое и практическое значение. К сожалению, в современных условиях при проведении судебной реформы в Российской Федерации институт)’ судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим законодателем не уделено должного внимания. Так, ГПК РФ лишь уточнил некоторые правила и термины в связи с положениями действующего материального законодательства. Ст. 277 ГПК РФ в соответствии с п. 2 ст. 45 ГК РФ дополнена положением о том, что военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не раньше, чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Соответственно заявитель обязан указать день окончания военных действий. По ранее действующему ГК РСФСР над имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, на основании решения суда устанавливалась опека. По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства мог назначить и до истечения одного года со дня получения последних сведений о местопребывании отсутствующего гражданина опекуна для охраны его имущества.

Согласно ст. 43 ГК РФ имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении с этим органом. ГПК РФ закрепил правило, согласно которому судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Соответствующие уточнения внесены и в ст.ст. 278, 279 ГПК РФ.

На протяжении почти сорока лет институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим на законодательном уровне не претерпел никаких изменений.

ГПК РСФСР 1964 года, затем ГПК РФ 2002 года установили порядок судебного признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим. Вступившее в законную силу решение является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений, связанных с реализацией и защитой прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций, которые состояли с гражданином, признанным безвестно отсутствующим, или гражданином, объявленным умершим, в каких-либо правоотношениях. Особая значимость вступивших в законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которых распространяется и на граждан, признанных безвестно отсутствующими, и на граждан, объявленных умершими, требует от судов полноты, четкости, тщательности на стадиях возбуждения, подготовки дела к судебному разбирательству и на стадии судебного разбирательства.

Новый этап развития правового регулирования судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, начатый с принятием ГПК РСФСР 1964 года, характеризуется закреплением судебной подведомственности указанной категории дел, ГК РСФСР регулирует материально-правовые

основания признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления
гражданина умершим, ГК РФ внес несколько изменений в материально-
правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или
объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по
действующему законодательству предшествует 5-летний срок отсутствия
сведений по месту его постоянного жительства, вместо ранее
установленного 3-летнего срока, ГПК РФ закрепил положение, согласно
которому заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим
или об объявлении умершим подается в суд по месту нахождения
заинтересованного лица, а не по месту жительства заявителя, как
предусматривал ГПК РСФСР. В соответствии с ГПК РФ суд после
принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим
или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки
и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом
такого гражданина, а в соответствии с ГК РФ орган опеки и
попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о
месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего
его имуществом. Законодатель принял меры к устранению пробелов в
правовом регулировании признания гражданина безвестно
отсутствующим и объявления гражданина умершим и созданию
механизмов, обеспечивающих гарантии защиты интересов

заинтересованных лиц и т.д.

Задачей института является защита интересов заинтересованного лица, при невозможности удовлетворить этот интерес во внесудебном порядке, путем вынесения законного и обоснованного судебного решения, направленного на устранение неопределенности в семейных, гражданских, жилищных и других правоотношениях, которыми безвестно отсутствующий гражданин связан с другими лицами и организациями.

Принцип законности гражданского процессуального права обязывает точно и неуклонно соблюдать и правильно применять нормы материального и процессуального права. Особую значимость в судопроизводстве по делам о признании гражданина безвестно

отсутствующим или об объявлении гражданина умершим имеет законная организация судопроизводства, соблюдение гражданской процессуальной формы всеми участниками судопроизводства.

Комплексное исследование теоретических и практических проблем судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим на современном этапе развития Российского общества имеет важное значение как для юридической науки, так и для правоприменительной практики судов.

Все вышеизложенное определило актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Выбор темы диссертационного исследования обусловлен не только актуальностью, но и недостаточно глубокой и всесторонней разработанностью данной проблематики в современной отечественной научной литературе.

Анализируя степень научной разработанности представленной темы диссертации, следует подчеркнуть, что проблема судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим не была предметом широкого круга комплексных диссертационных исследований ни во время действия ГПК РСФСР, ни после принятия ГПК РФ 2002 года. Имеющиеся научные работы и публикации отражали отдельные аспекты особого производства, которые в той или иной мере относятся к судопроизводству по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим: С.Н. Абрамова, М.Г. Авдюкова, В.В. Блажеева, А.Т. Боннера, Р.Е. Гукасяна, Н.Б. Зейдера, М.К. Треушникова, Д.М. Чечота, Р.Ф. Каллистратовой, А.А. Мельникова, Н.А. Чечиной, М.С. Шакарян, А.К. Юрченко, В.В. Яркова и др.

При всей значимости проблемы судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим исследованию особенностей судопроизводства уделялось недостаточное внимание. Это подтверждается малочисленностью публикаций по исследуемой теме. Имеются две

научные работы А.К. Юрченко «Безвестное отсутствие по советскому гражданскому праву», выполненная в 1954 году и Ю.А. Поповой «Признание граждан безвестно отсутствующими и объявление умершими в порядке гражданского судопроизводства» (1977). В 2005 году Р.В. Ихсановым в диссертационном исследовании на тему «Рассмотрение судами дел о безвестном отсутствии и объявлении умершими сотрудников органов внутренних дел», рассмотрен исторический аспект проблемы и уделено основное внимание признанию безвестно отсутствующими или объявления умершими сотрудников органов внутренних дел, социальной помощи их семьям.

Диссертация на тему «Судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в суде первой инстанции» не претендует на первенство, однако в ней предлагается совершенно новый подход в исследовании теоретических и практических вопросов судопроизводства по указанным категориям дел.

Учитывая современное состояние законодательства и судебной практики по применению норм ГПК РФ, представляется необходимым проведение глубокого комплексного теоретико-правового исследования особенностей судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим в современных условиях. Тем более, что в отечественной юридической науке до настоящего времени отсутствуют монографические исследования по данной проблематике.

Указанные выше обстоятельства обосновывают важность избранной темы диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, возникающие при признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Предмет исследования — правовое регулирование судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Цель диссертационного исследования — комплексное изучение теоретических и правовых основ судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим на основе анализа теоретических положений и норм отечественного законодательства, практики их применения.

Поставленная цель определила следующие задачи:

рассмотрение теоретических основ института признания гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

— изучение современного состояния института признания
гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина
умершим;

рассмотрение предпосылок и условий реализации права на судебную защиту по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

исследование проблем теории и практики судопроизводства по указанной категории дел;

— изучение особенностей реализации отдельных принципов
гражданского процессуального права при отправлении правосудия по
делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об
объявлении гражданина умершим;

— анализ механизма правового регулирования судопроизводства по
указанной категории дел;

— определение путей оптимизации законодательных норм о
судопроизводстве по указанной категории дел;

— исследование теоретических понятий и их авторское обоснование:
«заявитель» и «заинтересованное лицо», «момент окончания военных
действий», а также раскрытие их содержания на основе теоретических
положений и действующего законодательства;

_ выявление противоречий и пробелов в действующем законодательстве, регулирующем судопроизводство по делам о признании

гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

_ выработка научных, практических выводов и предложений по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего судопроизводство по признанию гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Методологическая база и методы исследования. В теоретико-
методологической основе диссертационного исследования лежит
диалектический метод анализа, научно-познавательные возможности
которого позволяют исследовать гражданско-процессуальное
законодательство, а также комплекс общенаучных, частных и
специальных методологических принципов познания социально-правовых
явлений, конкретизирующихся в виде таких методов, как историко-
нравовой, сравнительно-правовой, системный, логический,

лингвистический, структурно-правовой, социологический и других.

Исходной методологической конструкцией диссертационного исследования выступает диалектический метод, обосновывающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех социальных процессов, в том числе протекающих в судопроизводстве при признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим.

На основе социологического метода обоснованы выводы, предложения и рекомендации с учетом конкретной информации, полученной из официальных сборников, материалов опросов практических работников судебных и правоохранительных органов, материалов периодических изданий т.д. Лингвистический метод дал возможность выявить и принять во внимание основные смысловые аспекты анализируемых понятий для максимально конкретного их употребления. На основе прогностического подхода определены тенденции развития исследуемых отношений.

Теоретическую основу исследования составили научные работы в области гражданского процессуального права: С.Н. Абрамова, С.Ф. Афанасьева, Е.В. Васьковского, В.В. Блажеева, А.Т. Боннера, М.А. Викут,

А.Х. Гольмстена, M.A. Гурвича, A.A. Добровольского, B.M. Жуйкова, И.М. Зайцева, Н.Б. Зейдера, О.В. Исаенковой, А.Ф. Клейнмана, А.Г. Коваленко, А.Ф.Козлова, СВ. Курылева, Е.А. Нефедьева, Г.Л. Осокиной, Ю.А.Поповой, Н.А. Рассахатской, И.В. Решетниковой, Н.И. Ткачева, М.К. Треушникова, А.С. Фединой, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота, М.С. Шакарян, В.Н. Щеглова, И.Е. Энгельмана, К.С. Юдельсона, А.К. Юрченко, В.В. Яркова и других.

Нормативную базу исследования составляют нормы ГПК РСФСР, регулировавшие до вступления в законную силу ГПК РФ судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим, нормы ГПК РФ, регулирующие судопроизводство по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, Постановления Пленумов ВС РФ, нормы ГК РСФСР и ГК РФ, закрепляющие материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим.

Автором изучен большой объем общетеоретической и специальной литературы, связанной с объектом и предметом исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является одной из первых в современной отечественной науке работой, посвященной комплексному, системному исследованию теоретико-правовых проблем судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

После принятия ГПК РФ 2002 г. комплексного исследования теоретических и практических проблем судопроизводства по указанным категориям дел, таких как: предпосылки и условия реализации права на обращение в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, действие отдельных функциональных принципов в различных стадиях гражданского судопроизводства по указанным категориям дел, особенности доказывания, особенности свойств законной силы судебного решения, правовые последствия явки или обнаружения гражданина,

признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, процессуальный способ отмены судебного решения — до настоящего времени глубокому и комплексному исследованию учеными не подвергались. Нестандартный метод исследования судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим так же свидетельствует о научной новизне. На основе изученного законодательства, обобщения материалов судебной практики районных судов г. Саратова и теоретических разработок выявлены особенности судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Настоящая работа является всесторонним, комплексным исследованием, посвященным анализу наиболее важных вопросов, связанных с отправлением правосудия по делам о признании гражданина безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершим по ГПК РФ 2002 г., имеющим серьезную теоретическую и практическую значимость. В результате проведенного исследования сформулированы выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ, выражающие и конкретизирующие научную новизну настоящего диссертационного исследования. Автором разработана теоретическая база и механизм правового регулирования судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. В работе дано теоретическое обоснование внесения дополнений и изменений в ГПК РФ, ГК РФ и СК РФ. Выявлены особенности предпосылок и условий реализации права на обращение в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, а также исследованы сущность и содержание заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Автором выявлены особенности действия некоторых функциональных принципов на различных стадиях судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об

объявлении гражданина умершим, а также проведен анализа содержания понятий «заявитель», «заинтересованное лицо». Предлагается авторская классификация заявителей, что является приращением научных знаний.

В рамках проведенного автором исследования сформулированы выводы и предложения, представляющие научный интерес для теории гражданского процессуального права и практики его применения. В частности автор полагает, что теория гражданского процессуального права должна быть дополнена формулировкой дефиниции «момент окончания военных действий», что также является приращением научных знаний.

На защиту выносятся теоретические положения и научные выводы, сформулированные автором, имеющие прикладное значение, а также рекомендации практического характера.

На защиту выносятся следующие положения и выводы диссертации:

  1. В качестве предпосылки права для предъявления требования в суд о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим не учитывается такая предпосылка как отсутствие вступившего в законную силу решения суда по тождественному делу, поскольку и после вступления в законную силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим, гражданин может вновь без вести пропасть, а заинтересованное лицо снова может окажется в неопределенном правовом положении, и у него появится необходимость вновь обратиться в суд с тождественным требованием для удовлетворения своего охраняемого законом интереса.

  2. Специфическим условием реализации права на обращение в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим является отрицательный результат розыска органа внутренних дел безвестно пропавшего гражданина.

Наличие справки органа внутренних дел позволит суду получить достоверную информацию о безвестно исчезновении гражданина. Только при наличии справки органа внутренних дел Российской Федерации суд правомочен вынести определение о возбуждении гражданского судопроизводства по делу и о подготовке дела к судебному разбирательству.

  1. Отсутствие понятия «момент окончания военных действий» отрицательно сказывается на развитии совершенствования правового регулирования судопроизводства по указанной категории дел. При этом, автором сформулировано и аргументировано авторское понятие дефиниции «момент окончания военных действий». Момент окончания военных действий является точкой отсчета периода времени, по истечении которого заинтересованное лицо может обратиться в суд с соответствующим требованием. Моментом окончания военных действий следует считать день официального объявления компетентным органом об окончании военных действий.

  2. Для обеспечения интересов лица, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, для поддержания процессуального баланса, соблюдения принципа состязательности, автором обосновывается вывод о том, что суд должен назначить и ввести в процесс судебного представителя.

5. Лицом, участвующим в деле по рассматриваемым категориям дел
может выступать прокурор. Согласно ч.З ст.278 ГПК РФ дела о признании
гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина
умершим рассматриваются с участием прокурора для дачи заключения по
делу. Не могут участвовать в судопроизводстве два прокурора, хотя и
выполняющие несовпадающие функции в гражданском судопроизводстве.
Неявка прокурора для дачи заключения по делу не является препятствием
к разбирательству дела (ч.З ст. 45 ГПК РФ). Поэтому обосновывается
вывод о необходимости освобождения от дачи заключения по делу
прокурора, как лица, участвующего в деле, в судопроизводстве по делам о

признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что в ней обоснован комплексный межотраслевой подход к теоретико-правовой проблеме судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Исследуемые в диссертации проблемы института признания гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим не только восполняют пробел в изучении гражданского процессуального права Российской Федерации, но и являются фундаментальными в современной юридической науке, а их новое осмысление обусловливает теоретическую ценность проведенного исследования. Положения и выводы диссертационной работы представляют значимость для уточнения, а в ряде случаев и пересмотра существующих в современной юридической науке понятий «заявитель» и «заинтересованное лицо», «момент окончания военных действий», что, несомненно, будет способствовать их более глубокому осмыслению и изучению.

Результаты диссертационной работы позволяют расширить теоретические представления судей и практических работников органов внутренних дел Российской Федерации об институте признания гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Результаты исследования могут послужить основанием для дальнейших, более глубоких научных исследований отдельных теоретических и практических проблем особого производства в целом.

Практическая значимость настоящего исследования определяется отчетливо выраженным прикладным характером предложенных рекомендаций, рассчитанных на получение теоретических знаний и практических навыков сотрудников судебных органов и органов внутренних дел, влияющих на повышение профессиональных качеств сотрудников, а также на эффективность работы судебных и

правоохранительных органов по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных автором результатов в практике применения законодательства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Содержащиеся в работе рекомендации могут быть использованы судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, практическими работниками органов государственной власти и управления, а также научно-исследовательскими организациями и учебными заведениями в учебном процессе.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обусловлены использованием современной методологии, базирующейся на системном и комплексном подходах к предмету исследования и результатах научных исследований по проблемам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, аргументированностью положений и выводов диссертации, полным и всесторонним изучением источников, в первую очередь фундаментальных работ ученых, изучением монографических и диссертационных исследований, посвященных различным аспектам данной проблемы.

В диссертации представлен фактический материал, собранный в
ходе исследования теоретических и практических проблем

судопроизводства по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, который использовался в обобщенном виде:

1) опрос более 200 практических работников — сотрудников органов
внутренних дел Российской федерации и Саратова в 2004-2008 году;

2) отчетные, аналитические справочные материалы ГУВД г.
Саратова за период с 2004 — 2008 год;

3) официальные статистические данные Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Саратовской области за период с 2004 — 2008 год.

Большинство выводов и положений диссертации основано на документальных материалах — текстах нормативных актов, официальных документах, официальных статистических данных и судебных решениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических семинарах и конференциях: Международной научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации и современное законодательство: проблемы реализации и тенденции развития (к 10-летию Конституции России)» (ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет», ГОУ «Саратовский юридический институт МВД РФ», Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, г. Саратов, 1-3 октября 2003 г.); Международном научно-практическом семинаре «Деятельность милиции и полиции в переходном обществе» (ГОУ «Саратовский юридический институт МВД РФ», Совет Европы, февраль 2004 г.); Международной научно практической конференции «Толерантность и межэтнические отношения в России» (ГУК МВД России, Правительство Саратовской области, Совет Европы, МККК, УВКБ ООН, ГОУ «Саратовский юридический институт МВД РФ», г. Саратов, 19-23 апреля 2004 г.); Международной научно-практической конференции «Гражданское судопроизводство в изменяющейся России», ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия нрава», г. Саратов, 14-15 сентября 2007 г.

Теоретические положения и выводы диссертации использованы при подготовке учебных программ, учебно-методических пособий и иных методических материалов по гражданскому процессуальному праву, гражданскому праву, а также при чтении лекций и проведении семинарских и практических занятий по курсам «Гражданское процессуальное право», «Гражданское право».

Достоверность выводов, полученных в результате диссертационного исследования, его основных научных положений подтверждается актами о внедрении результатов настоящей работы.

Структура работы. Структура и объем диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографии.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Полезно знать!!! Признание должника по алиментам безвестно отсутствующим

Гражданского кодекса РФ соответственно. Процессуальные особенности признания граждан безвестно отсутствующим и объявление умершим.

17.4. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим

действуетРедакция от 28.12.2013Подробная информация

Наименование документ «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 10.01.2014)
Вид документа гражданский процессуальный кодекс, кодекс
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 138-ФЗ
Дата принятия 01.02.2003
Дата редакции 28.12.2013
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • (в ред. от 14.11.2002 — «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, N 46, ст. 4532
  • «Российская газета», N 220, 20.11.2002
  • «Парламентская газета», N 220-221, 20.11.2002
  • «Официальные документы» (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»), N 44, 2002)
Навигатор Примечания

Глава 30 ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ИЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА УМЕРШИМ

Статья 276. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

Статья 277. Содержание заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Статья 278. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

2. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.

Статья 279. Решение суда по заявлению о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

1. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им.

2. Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

Статья 280. Последствия явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

  • Главная
  • «ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 10.01.2014)
Заинтересованные лица в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим Особенности процессуального порядка разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. / Качалов.

шпаргалки на телефон

4871 1

  1. Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

В соответствии со ст.38 ГК гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц – первое января следующего года.

 

  1. Основания объявления гражданина умершим

В соответствии со ст. 41 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение 3 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев (п. 1 ст. 41 ГК).

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий (п.2 ст.41 ГК).

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (п. 3 ст. 41 ГК).

Объявление гражданина умершим влечет в отношении прав и обязанностей такого гражданина те же последствия, которые повлекла бы его смерть (п. 4 ст. 41 ГК).

 

  1. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Статьей 39 ГК предусмотрены следующие последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.
  2. Доверительный управляющий имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, принимает исполнение его обязательств, погашает за счет имущества отсутствующего его долги, управляет этим имуществом в его интересах. По заявлению заинтересованных лиц выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан был содержать.
  3. Орган опеки и попечительства может и до истечения одного года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.
  4. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законодательством.

 

  1. Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим

 

Статьей 40 ГК предусмотрены следующие основания для отмены решения о признании гражданина безвестно отсутствующим:

  1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о признании его безвестно отсутствующим. На основании решения суда отменяется доверительное управление имуществом этого гражданина.
  2. Если по истечении трех лет со дня назначения доверительного управляющего решение о признании гражданина безвестно отсутствующим не было отменено и не было обращения в суд об объявлении гражданина умершим, орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с заявлением об объявлении гражданина умершим.

 

  1. Последствия явки гражданина, объявленного умершим

 

Статьей 42 ГК предусмотрены следующие последствия явки гражданина, объявленного умершим:

  1. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд отменяет решение об объявлении его умершим.
  2. Независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу после объявления гражданина умершим, за исключением случаев, предусмотренных п. 3ст.283 ГК.

Лица, к которым имущество гражданина, объявленного умершим, перешло по возмездным сделкам, обязаны возвратить ему это имущество, если доказано, что, приобретая имущество, они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых. При невозможности возврата такого имущества в натуре возмещается его стоимость. Если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к государству как выморочное и было реализовано им с соблюдением условий, предусмотренных настоящей статьей, то после отмены решения об объявлении гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации имущества.

 

6. Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления умершим предусмотрена ст.ст.361, 368 –372 ГПК.

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заявителя.

Производство о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим возбуждается по заявлению заинтересованных лиц.

Суд приступает к производству по делу о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим по истечении сроков, установленных ГК.

В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, дающие основания предполагать смерть гражданина.

Суд при подготовке дела к судебному разбирательству выносит определение о публикации за счет заявителя в местной и республиканской газете объявления о поступившем в суд заявлении с просьбой ко всем гражданам и юридическим лицам, имеющим сведения о гражданине, в отношении которого ставится вопрос о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, сообщить их суду.

Публикация должна содержать:

1) наименование суда, в который поступило заявление;

2) фамилию, собственное имя, отчество, дату и место рождения гражданина, последнее место его жительства и последнее известное место его пребывания;

3) предложение в течение 2 месяцев с момента публикации сообщить о данном гражданине имеющиеся сведения.

На срок, указанный в публикации, производство по делу приостанавливается. Суд выясняет также, какие граждане (родственники, соседи, сослуживцы и др.) могут дать сведения об отсутствующем, и разрешает вопрос о вызове их в качестве свидетелей, запрашивает сведения о нем у юридических лиц по последнему известному месту его жительства и месту работы.

О времени рассмотрения дела суд извещает прокурора, участие которого в этих делах обязательно. Суд возобновляет производство по делу по истечении 2 месяцев со дня публикации в газетах объявления и приступает к его рассмотрению, если не получит в этот срок достоверных сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина. Рассмотрев дело, суд выносит мотивированное решение о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим или об отказе в этом. Решение суда должно содержать фамилию, собственное имя, отчество гражданина, дату и место его рождения, последнее известное место жительства.

При удовлетворении требования суд указывает в решении начало безвестного отсутствия или дату смерти гражданина, если установлены обстоятельства, угрожающие ему смертью или дающие основания предполагать его гибель от определенного несчастного случая.

При наличии обстоятельств, указанных в ч.5 ст.370 ГПК, одновременно с признанием гражданина безвестно отсутствующим суд может поставить вопрос о назначении опекуна над его имуществом, если этот вопрос не был решен при подготовке дела. Копия решения суда в этом случае в 3-дневный срок после вступления решения в законную силу направляется в соответствующий орган опеки и попечительства. В этот же срок после вступления решения суда в законную силу в случае объявления гражданина умершим суд извещает орган, регистрирующий акты гражданского состояния по месту нахождения суда, для регистрации смерти гражданина и при наличии имущества у такого лица извещает государственную нотариальную контору, нотариальное бюро по месту открытия наследства для принятия при необходимости мер по охране наследственного имущества.

Суд не позднее следующего дня после принятия решения о признании гражданина безвестно отсутствующим либо об объявлении гражданина умершим, если дети указанного лица остаются без попечения родителей, уведомляет об этом управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту жительства родителей (родителя) для обеспечения государственной защиты детей.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как признать безвестно отсутствующим / Юридическая помощь /

Гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение Для заявлений такого рода Гражданским процессуальным признание безвестно отсутствующим или объявление умершим влечет Особенности рассмотрения дел особого производства состоят в том.