Скачать Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов (к СНиП ). Пособия к СНИП.

Пособие по производству работ при устройстве оснований и фундаментов (к СНиП 3.02.01-83)

действуетРедакция от 20.08.1985Подробная информация

Наименование документ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. СНиП 3.06.03-85» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 20.08.85 N 133)
Вид документа постановление, нормы, правила
Принявший орган госстрой ссср
Номер документа СНИП 3.06.03-85
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 20.08.1985
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ЩЕБЕНОЧНЫХ И ГРАВИЙНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

7.23. При температуре воздуха от 0 до минус 5 °С продолжительность работ по распределению, профилированию и уплотнению каменного материала влажностью до 3 % не должна превышать 4 ч, а при более низкой температуре — 2 ч. При влажности материала свыше 3 % его следует обрабатывать растворами хлористых солей в количестве 0,3 — 0,5 % по массе.

7.24. Уплотнение каменного материала при отрицательной температуре следует производить без увлажнения.

Движение транспортных средств по основанию (покрытию) допускается только после полного его уплотнения.

7.25. Основание из активных доменных шпаков следует устраивать из щебни фракций размером не более 70 мм. Перед укладкой верхнего слоя по уплотненному нижнему слою следует открыть движение транспортных средств на 15 — 20 дней для окончательного уплотнения нижнего слоя.

7.26. Во время оттепелей, а также перед весенним оттаиванием основание (покрытие), устроенное при отрицательной температуре, следует очищать от снега и льда и обеспечивать отвод воды.

Досыпку материала и исправление деформаций основания (покрытия), устроенного при отрицательной температуре, следует производит только после просыхания земляного полотна и основания (покрытия).

  • Главная
  • «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. СНиП 3.06.03-85» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 20.08.85 N 133)

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Стяжка от А до Я. Ровный пол. Тонкости работы. Все этапы.

— устройство щелевых (шлицевых) фундаментов. Инъекционное закрепление грунтов различными растворами применяют для: усиления оснований при.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Выбор несущего слоя основания и типа фундамента по Геологии

Вы точно человек?

УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ
НА АЭРОДРОМАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФРЕЗ

СОДЕРЖАНИЕ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на строительном объекте.

Технологическая карта разработана на строительство цементогрунтового основания взлетно-посадочной полосы, устраиваемого по готовому земляному полотну.

В настоящей технологической карте предусмотрены:

сменная производительность — 200 м основания (1500 м2);

ширина устраиваемого ряда — 7,5 м;

толщина слоя основания — 15 см.

При других условиях выполнения работ необходима корректировка карты и привязка ее к конкретным условиям производства работ.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

До устройства цементогрунтового основания должны быть завершены все предшествующие работы (прокладка коммуникаций, дренажные работы, водоотвод и др.). Перед вывозкой грунта для укрепления грунтовое основание должно быть в законченном виде, поверхность его должна быть спланирована под проектные отметки, грунтовое основание должно быть освидетельствовано и принято представителем технической инспекции.

Основания устраивают в сухую погоду при температуре воздуха не ниже +5 °С. При пониженных температурах (от +5 °С до -10 °С) основание устраивают с учетом требований «Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов», СН 25-74, М., Стройиздат, 1975.

При устройстве цементогрунтовых оснований аэродромов работы по устройству маячных рядов выполняют на всей ширине ряда, а по устройству промежуточных рядов — на ширине 7 м и затем перемешанный грунт распределяют на ширину 7,5 м, планируют и уплотняют.

При устройстве оснований аэродромов продольными рядами с примыканием к ранее уложенным смежным ряды, кроме маячного, устраивают на ширине 7 м и затем перемешанный грунт распределяют на ширину 7,5 м, планируют и уплотняют.

При устройстве основания выполняют следующие работы (рис. 1):

подготовка участка работ (профилирование автогрейдером и уплотнение катком грунтового основания), разбивочные работы;

разработка и перемещение укрепляемого грунта скрепером (или завоз укрепляемого грунта автомобилями-самосвалами);

удаление из грунта посторонних включений, разравнивание и планировка укрепляемого грунта автогрейдером;

размельчение грунта фрезами;

укрепление грунта цементом (введение цемента в грунт распределителем цемента), перемешивание смеси фрезами с одновременным увлажнением водой;

уплотнение цементогрунтовой смеси катком на пневматических шинах, обрезание автогрейдером кромки готового основания;

уход за свежеуложенным основанием розливом пленкообразующих материалов.

Рис. 1. Технологическая схема устройства цементогрунтового основания аэродромов с применением фрез (длина захваток I, II, III и IV указана в метрах):

1 — автогрейдер ДЗ-31-1 с системой «Профиль-1»; 2 — каток ДУ-16 (Д-551Б); 3 — скрепер ДЗ-11 (Д-357М); 4 — фрезы ДС-18 (Д-530А) на тракторах Т-100М; 5 — распределитель цемента Д-343В в сцепе с трактором Т-7409; 6 — автомобиль-цементовоз; 7 — поливомоечная машина ПМ-130Б; 8 — автогудронатор ДС-39А (Д-640А); I — подготовка участка работ: профилирование автогрейдером и уплотнение катком грунтового основания; II — разработка и перемещение укрепляемого грунта скрепером, разравнивание и планировка укрепляемого грунта автогрейдером; III — размельчение грунта фрезами; IV — укрепление грунта цементом: введение цемента в грунт распределителем цемента, перемешивание смеси фрезами с одновременным увлажнением водой, уплотнение цементогрунтовой смеси катком на пневматических шинах, обрезание автогрейдером кромки готового основания, уход за свежеуложенным основанием розливом пленкообразующих материалов

Подготовка участка работ

Перед вывозкой грунта верхний слой грунтового основания профилируют автогрейдером за четыре круговых прохода и уплотняют самоходным катком Д-551 на пневматических шинах за четыре прохода по одному следу. На готовом грунтовом основании выполняют разбивочные работы.

Разработка и перемещение укрепляемого грунта скрепером

Грунт для укрепления разрабатывают в карьерах или боковых резервах, вывозят на земляное полотно скреперами или автомобилями-самосвалами.

Применяемый для укрепления грунт должен отвечать требованиям «Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов» СН 25-74 (М Стройиздат, 1975) и СНиП II-Д.5-72.

Грунт выгружают на земляное полотно захватками длиной 200 м на всю ширину ряда параллельными продольными рядами равномерным слоем, постепенно разгружая ковш скрепера.

Грунт из автомобилей-самосвалов выгружают в шахматном порядке.

Удаление из грунта посторонних включений, разравнивание и планировка укрепляемого грунта автогрейдером

Завезенный грунт разравнивают автогрейдером по разбивочным отметкам на проектную толщину с учетом коэффициента разрыхления грунта, уточняемого на месте работ. После каждого разравнивания грунта удаляют камни, корни и другие предметы, которые могут вызвать поломку лопаток фрезы.

В тех случаях, когда после прохода автогрейдера обнаруживаются участки с недосыпками грунта, на эти участки дополнительно завозят грунт.

Для более точного объемного дозирования грунт планируют.

Объем грунта должен соответствовать расчетному с учетом запаса на уплотнение.

Разравнивание и планировка грунта достигается за 3 — 4 прохода автогрейдера.

Размельчение грунта фрезами

Перед размельчением грунт увлажняют водой с применением поливомоечной машины до 0,8 — 0,4 влажности на границе текучести. Норму розлива воды определяет представитель лаборатории.

Грунт на заданную глубину размельчают тремя дорожными фрезами ДС-18 (Д-530А), движущимися уступом друг за другом на третьей скорости, за три прохода по одному следу.

Перед началом размельчения фрезу устанавливают на ровной площадке, опускают ротор на заданную глубину, устанавливают гайки ограничителя заглубления ротора на этом уровне до упора и закрепляют их контргайками. После проверки лопаток в держателях включают ходоуменьшитель и опробуют работу на холостом ходу.

Движение фрезы по участку начинают от краев подготовленного слоя. Достаточное число проходов фрезы по одному следу устанавливают на месте работ производитель работ или мастер на основании лабораторных испытаний (ситовой анализ).

Размельчение считается достаточным, если во взятой пробе грунта количество частиц размером более 5 мм не превышает 25 % массы грунта. Число комков размером более 10 мм не должно превышать 10 % массы грунта.

Размельчение грунта должно быть закончено на всем протяжении сменной захватки до начала распределения вяжущего материала.

При этом толщина обрабатываемого слоя основания должна быть не более 20 см для легких суглинков и 16 см для тяжелых суглинков и глин.

Укрепление грунта цементом

Цементом при помощи дорожных фрез грунт укрепляют в такой последовательности: в грунт распределителем цемента вводят цемент, затем тремя проходами дорожных фрез грунт перемешивают с цементом с одновременным увлажнением смеси.

Цемент распределителем цемента вводят в грунт за один проход по следу с перекрытием следов на 10 — 20 см.

Норму распределения цемента регулируют дозатором, имеющимся на распределителе.

При распределении цемента все сошники должны быть заглублены в грунт на 6 — 8 см и должны распределять цемент одновременно. При прекращении подачи цемента в каком-либо сошнике необходимо немедленно остановить распределитель и прочистить сошник. В конце участка распределитель цемента делает разворот с поднятыми сошниками.

Во время распределения цемента по грунту на захватке должен находиться автомобиль-цементовоз с наполненной цементом цистерной, из которой подают цемент в бункер распределителя.

Грунт с цементом перемешивают за три прохода фрезы по одному следу на четвертой скорости с разворотами в конце участка.

За первый проход фрезой перемешивают сухой грунт с цементом. После первого прохода фрезы определяют влажность цементогрунтовой смеси прибором конструкции инж. Ковалева и устанавливают количество воды, необходимое для дополнительного увлажнения смеси до оптимальной влажности.

За второй проход фрезы одновременно с перемешиванием смесь увлажняют до оптимальной влажности через распределительное устройство фрезы. Воду подвозят поливомоечной машиной.

Для получения необходимой дозировки воды на промежуточный вал фрезы устанавливают сменную звездочку, затем подключают шланг для подвода воды из поливомоечной машины в распределительное устройство фрезы, соединяют толкающую штангу с поливомоечной машиной и при трогании с места включают насос.

Воду вводят в смесь грунта с цементом в полной норме за один проход фрезы по следу. При этом по ширине ряда делают три прохода фрезы. До окончания увлажнения поливомоечную машину перемещают параллельно перемещению фрезы. В конце участка поливомоечную машину и фрезу с поднятыми рабочими органами разворачивают для выполнения следующего прохода.

За третий проход фрезы смесь перемешивают окончательно. Смесь должна быть хорошо перемешанной, равномерной по составу, одинаковой по цвету.

Если при контроле обнаруживают неравномерность перемешивания смеси, то назначают дополнительные проходы фрезы.

Окончательное число проходов фрезы по одному месту и оптимальную рабочую скорость устанавливают на месте работ после пробных проходов фрезы.

При работе тремя фрезами грунт размельчают, а цементогрунтовую смесь перемешивают одновременно по всей ширине полосы. При этом фрезы перемещают друг за другом на расстоянии 20 — 30 м.

Разравнивание и планировка смеси автогрейдером

Цементогрунтовую смесь разравнивают на всю ширину ряда автогрейдером ДЗ-31-1, оборудованным системой «Профиль-1».

Систему автоматического регулирования настраивают следующим образом. Автогрейдер устанавливают в начале участка на ровной площадке и устанавливают отвал в горизонтальное положение по уровню.

Указатель уклона на блоке управления устанавливают на нулевое деление и включают контрольную цепь автоматической системы. Если при этом загорается контрольная лампочка маятникового датчика углового перемещения, то, ослабив болты крепления, поворачивают датчик до тех пор, пока не погаснет лампочка, после чего болты снова завинчивают.

При установке автогрейдера с автоматической системой «Профиль-1» в рабочее положение выполняют следующие операции:

тумблер питания блока управления ставят в положение «включено», при этом загорается сигнальная лампочка;

ручкой задатчика углового положения устанавливают заданный угол наклона отвала и включают контрольную цепь автоматической системы, при этом лампочка должна погаснуть;

устанавливают рукояткой «загрубление» степень точности планировки, тумблером режима «настройка» включают рабочую цепь.

После окончания выполнения этих операций проверяют правильность установки отвала автогрейдера при помощи реек и линейки. Затем рычагом управления левым гидроцилиндром опускают или поднимают отвал на уровень заданной отметки и начинают планировку поверхности.

Разравнивают и планируют смесь автогрейдером за три цикла, применяя челночный способ работы — рабочий ход вперед, холостой — назад на повышенной скорости.

За первый цикл одним-двумя проходами по одному следу грубо разравнивают смесь на всей ширине ряда на ручном режиме управления.

Толщину срезаемого слоя регулируют левым и правым цилиндрами подъема и опускания отвала.

Все проходы первого цикла осуществляют при движении автогрейдера на второй передаче.

За второй и третий циклы окончательно разравнивают и планируют смесь с приданием проектного поперечного профиля и учетом припуска на уплотнение.

Эту работу выполняют автогрейдером на автоматическом режиме управления отвалом на второй и третьей передачах.

Толщину срезаемого слоя регулируют только левым (неавтоматизированным) гидроцилиндром подъема и опускания отвала.

После планировки смеси контролируют поперечный уклон шаблоном, а толщину слоя — металлическим мерником.

Толщина неуплотненного слоя (в рыхлом состоянии) должна быть на 15 — 20 % больше проектной толщины при супесчаных грунтах и на 20 — 30 % — при суглинистых грунтах, но не более 20 см. Окончательную толщину неуплотненного слоя определяют после пробной укатки.

Уплотнение смеси катком на пневматических шинах, обрезание автогрейдером кромки готового основания

Уплотнение смеси катком на пневматических шинах типа Д-551 или ДУ-31 (Д-627), ДУ-29 (Д-624), загруженным балластом, начинают сразу же после планировки автогрейдером и осуществляют не более трех часов после перемешивания смеси, а при температуре воздуха ниже +10 °С — не более пяти часов.

Укатку начинают двумя продольными проходами катка по краю ряда. Последующие проходы смещают к противоположному краю с перекрытием полос на 20 — 30 см.

Для достижения плотности не ниже 0,98 максимальной стандартной, которую определяют прибором конструкции инж. Ковалева, назначают ориентировочно 12 — 16 проходов по одному следу. Окончательно необходимое число проходов устанавливают после пробной укатки.

Скорость движения катка при первых двух и двух последних проходах принимают 2 — 3 км/ч, скорость остальных проходов увеличивают до 12 — 15 км/ч.

При укатке необходимо регулировать величину давления воздуха в шинах. Рекомендуется поддерживать следующее давление:

при первых проходах — 4 — 5 кгс/см2;

при последующих проходах давление увеличивают на каждые два прохода на 1 кг/см2;

при завершающих проходах — максимальное, допускаемое шинами.

Влажность смеси во время уплотнения должна быть оптимальной.

Если в процессе укатки верхний слой основания высыхает, необходимо его слегка доувлажнить и продолжать укатку.

Укатку заканчивают после достижения требуемой плотности, которую определяет представитель лаборатории.

После укатки проверяют ровность основания и поперечный уклон.

Отдельные дефектные места исправляют вручную.

После уплотнения основания ножом автогрейдера обрезают боковые грани основания маячных рядов на ширину 7,5 м.

Уход за свежеуложенным основанием розливом пленкообразующих материалов

Сразу же после чистовой планировки на поверхность основания наносят автогудронатором 0,8 — 1 л/м2 пленкообразующих материалов — помароль ПМ-86 или ПМ-100А сначала на одной полосе захватки, а затем — на второй за два раза. При отсутствии этих материалов при температуре воздуха не выше 20 °С можно применять лак этиноль или быстро- или среднераспадающиеся битумные эмульсии 25 — 30 %-ной концентрации.

При отсутствии пленкообразующих материалов их можно заменить песком. В этом случае песок рассыпают по поверхности цементогрунтового основания слоем толщиной 5 см, который необходимо поддерживать во влажном состоянии 10 дней.

Движение по цементогрунтовому основанию в период его твердения запрещается, открывают движение построечного транспорта не ранее чем через 10 суток со времени его устройства.

Требования к качеству работ

При устройстве оснований из грунтов, укрепляемых цементом, не реже раза в смену проверяют плотность и влажность грунтового основания.

Все просадки грунтового основания должны быть устранены.

Не реже раза в смену контролируют свойства укрепляемого грунта, при этом на каждые 200 — 300 м3 грунта берут 3 — 4 пробы.

При приемке работ мастер должен руководствоваться картой операционного контроля.

При строительстве основания из грунта, укрепленного цементом, следует выполнять требования «Указаний по производству и приемке аэродромно-строительных работ», СН 121-73 (М., Стройиздат, 1974), «Инструкции по применению грунтов, укрепленных вяжущими материалами, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов», СН 25-74 (М., Стройиздат, 1975), «Технических указаний по уходу за свежеуложенным бетоном дорожных и аэродромных покрытий с применением пленкообразующих материалов», ВСН 35-70 (М., Оргтрансстрой, 1970).

Указания по технике безопасности

При производстве работ по устройству оснований из грунтов, укрепленных цементом, следует выполнять требования «Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (М., «Транспорт», 1969) и СНиП III-А.11-70 «Техника безопасности в строительстве» (М., Стройиздат, 1970), «Типовой инструкции по охране труда для машинистов грейдеров, автогрейдеров и грейдер-элеваторов» (М., Оргтрансстрой, 1975), «Типовой инструкции по охране труда для машинистов грунтоуплотняющих машин» (М., Оргтрансстрой, 1975), «Типовой инструкции по охране труда для рабочих, занятых на укрытии бетона пленкообразующими материалами» (М., Оргтрансстрой, 1973).

Рабочие, обслуживающие дорожные фрезы и распределители цемента, во время работы должны соблюдать следующие требования:

при распределении цемента по обрабатываемой полосе и перемешивании его с грунтом необходимо учитывать направление ветра. Машины должны двигаться так, чтобы машинисты, водители и рабочие меньше находились с подветренной стороны, содержащей пыль;

укрепляющие добавки с грунтом следует перемешивать машинами, оснащенными хорошо подогнанными герметизирующими кожухами рабочих органов. Запрещается снимать и поднимать кожухи во время работы;

запрещается заменять лопатки на валах при поднятой смесительной камере. Камера должна быть поставлена на прочные подкладки;

запрещается находиться на расстоянии менее 15 м от рабочего органа дорожной фрезы во время работы.

К работе на автогрейдере, оборудованном автоматической системой «Профиль-1», допускаются машинисты, прошедшие специальный курс обучения.

При работе автогрейдера с системой «Профиль-1» включать системы автоматического управления разрешается только при подключенном заряженном аккумуляторе.

Не разрешается использовать в качестве источника электропитания тракторный генератор (без аккумулятора).

При включении автоматической системы необходимо принимать меры предосторожности и удалять посторонних лиц от машины.

В то время, когда не используется автоматическая система, следует держать тумблер питания выключенным, а тумблер настройки — включенным.

При работе с пленкообразующими материалами рабочие должны быть в комбинезонах, брезентовых рукавицах, головных уборах и очках.

Запрещается курить или зажигать огонь вблизи емкостей с пленкообразующими материалами.

При попадании на кожу рук или лица пленкообразующих материалов их следует смыть керосином, кожу рук или лица вымыть теплой водой с мылом и насухо протереть полотенцем.

III. УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работу по устройству цементогрунтового основания организуют в две смены. В темное время суток участок должен быть освещен.

До начала работ по устройству цементогрунтового основания необходимо выполнить подготовительные работы:

очистить полосу от посторонних предметов;

сосредоточить на участке работ необходимые машины, оборудование, инструменты;

оградить участок работы шлагбаумами, сигнальными знаками.

Технологическая карта предусматривает организацию работ по устройству цементогрунтового основания взлетно-посадочной полосы (ВПП), когда работы выполняют продольными полосами (рядами) шириной 7,5 м на всю длину ВПП с примыканием к ранее устроенным смежных полосам или «маячными» полосами с последующим заполнением цементогрунтом межмаячных рядов.

Организацией работ предусмотрено применение трех ведущих машин — дорожных фрез.

Работы по устройству цементогрунтового основания выполняют одновременно на четырех сменных захватках длиной по 200 м:

I захватка — подготовка участка работ: профилирование автогрейдером и уплотнение катком грунтового основания, разбивочные работы.

II захватка — разработка и перемещение укрепляемого грунта скрепером, удаление из грунта посторонних включений, разравнивание и планировка укрепляемого грунта автогрейдером.

III захватка — размельчение грунта фрезами.

IV захватка — укрепление грунта цементом: введение цемента в грунт распределителем цемента, перемешивание смеси фрезами с одновременным увлажнением водой, разравнивание и планировка смеси автогрейдером, уплотнение цементобетонной смеси катком на пневматических шинах, уход за свежеуложенным основанием розливом пленкообразующих материалов.

Для выполнения работ на каждую смену организуют бригаду рабочих в следующем составе:

Машинист автогрейдера6 разр. — 1

Машинист катка6»- 1

Машинисты фрез6»- 3

Машинист распределителя цемента5»- 1

Дорожные рабочие:4»- 1

2»- 1

Для выполнения кратковременной работы в бригаду привлекают машиниста автогудронатора с помощником, машинистов цементовоза и поливомоечных машин.

Число скреперов или автомобилей-самосвалов определяют расчетным путем и уточняют в процессе работы.

В перерывах, при отсутствии фронта работ машинистов автогрейдера, катка и распределителя цемента используют для выполнения работ на других участках.

Машинисты дорожных фрез в начале смены готовят машины к работе, устраняют мелкие неисправности, заправляют машину горючим и водой. В процессе работы они управляют машинами при размельчении вывезенного на полосу грунта, следят за правильностью перемешивания грунта с цементом, увлажняют и перемешивают смесь.

Дорожные рабочие 4 и 2 разр. в начале смены выполняют разбивочные работы, обозначая границу ряда колышками через 20 — 30 м, удаляют из завезенного грунта посторонние включения (крупные комья и др.), проверяют толщину и поперечный профиль цементогрунтового основания и устраняют отдельные дефекты, а также переставляют ограждения участка работ.

При введении цемента в грунт дорожный рабочий 4 разр. работает у распределителя цемента. Для этого он должен пройти курс обучения для работ на распределителе.

Работу бригады рекомендуется выполнять по методу бригадного подряда.



V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА УСТРОЙСТВО ЦЕМЕНТОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ НА ЗАХВАТКЕ ДЛИНОЙ 200 м (1500 м2)

Шифр норм

Описание работы

Состав бригады

Единица измерения

Объем работ

Норма времени, чел-ч

Расценка, руб.-коп.

Нормативное время на полный объем работ, чел-ч

Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.

ТНиР, § Т1-1, № 1

Профилирование поверхности земляного полотна автогрейдером за четыре прохода

Машинист автогрейдера

6 разр. — 1

100 м2

15

0,062

0-04,9

0,93

0-74

ТНиР, § 16-7, т. 1, № 1б

Уплотнение спланированной поверхности земляного полотна на глубину 0,2 м катком Д-551 на пневматических шинах при четырех проходах по одному следу на захватке длиной 200 м

Машинист катка

6 разр. — 1

100 м3

3

0,45

0-35,6

1,35

1-07

ЕНиР, общая часть, п. 4

Разбивочные работы

Дорожный рабочий

3 разр. — 1

чел-ч

2

1

0-55,5

2

1-11

ЕНиР, § 17-8, № 1, т. 1, тех. часть, гл. 1, К = 1,25

Разравнивание и профилирование грунта автогрейдером

Машинист автогрейдера

6 разр. — 1

100 м2

15

0,039

0-03

0,59

0-45

ЕНиР, общая часть, п. 4

Удаление с проезжей части крупных комьев глины, камней, корней и других посторонних включений

Дорожный рабочий

2 разр. — 1

чел-ч

6

1

0-49,3

6

2-96

ЕНиР, § 17-6, п. 3б

Размельчение грунта фрезой Д-530 за три прохода по одному следу на третьей скорости

Тракторист

6 разр. — 1

100 м2

15

1,05

0-83,1

15,75

12-47

ТНиР, § Т92-1-4, № 2

Распределение цемента распределителем цемента Д-343А с разворотами распределителя и заполнением бункера цементом

Машинист распределителя цемента

5 разр. — 1

Дорожный рабочий

3 разр. — 1

»

15

0,56

0-35,2

8,4

5-28

ЕНиР, § 17-6, п. 4б

Перемешивание с одновременным увлажнением цементогрунтовой смеси фрезой Д-530 за три прохода по одному месту на четвертой скорости

Тракторист

6 разр. — 1

»

15

0,75

0-59,4

11,25

8-91

ЕНиР, § 17-8, п. 8, т. 1, тех. часть, гл. 1, К = 1,25

Разравнивание и планировка цементогрунтовой смеси автогрейдером с повторным планированием после проверки профиля по шаблону

Машинист автогрейдера

6 разр. — 1

»

15

0,121

0-09,6

1,82

1-44

ЕНиР, § 17-7, т. 3, № 2

Проверка поперечного профиля спланированной цементогрунтовой смеси по шаблону

Дорожные рабочие:

4 разр. — 1

3»- 1

»

15

0,165

0-09,7

2,47

1-45

ЕНиР, общая часть, п. 4

Исправление отдельных дефектных мест вручную

Дорожные рабочие:

4 разр. — 1

2»- 1

чел-ч

6

1

0-55,9

6

3-35

ТНиР, § Т1-4, п. 4б

Уплотнение цементогрунтовой смеси самоходными катками Д-551 на пневматических шинах при 12 проходах по одному следу

Машинист катка

5 разр. — 1

100 м2

15

0,145

0-10,2

2,17

1-53

ЕНиР, § 17-4, № 2

Розлив битумной эмульсии по поверхности цементогрунтового основания автогудронатором

Машинист автогудронатора

5 разр. — 1

Помощник машиниста

4 разр. — 1

1 т

1,5

0,48

0-31,8

0,72

0-48

Итого: на 1500 м2, чел-ч

59,45

41-24

на 1000 м2, чел-ч

39,63

27-49

на 1000 м2, чел-дн

4,95

Примечания. 1. Срезка кромок готового основания маячных рядов автогрейдером калькуляцией не учтена и оплачивается отдельно по фактическим затратам.

2. Доставка воды, грунта и цемента калькуляцией не учтены и оплачиваются отдельно.

VI. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Наименование показателей

Единица измерения

По калькуляции А

По графику Б

На сколько процентов показатель по графику больше (+) или меньше (-), чем по калькуляции

Трудоемкость работ на 1000 м2 основания

чел-дн

4,95

4,3

-13,1

Средний разряд рабочих

разряд

4,89

5,12

+4,7

Среднедневная заработная плата рабочего

руб.-коп.

5-55

6-39

+15,1

VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

А. Основные материалы

Расход материалов определяется по рецепту на основе данных подбора цементогрунтовой смеси, составленной лабораторией строительной организации.

Наименование материалов

Марка, ГОСТ, СН

Единица измерения

Количество

на 1000 м2 основания

на 200 м (1500 м2 основания)

Грунт суглинистый

СН 25-74

М-500

м3

185,4

278

Цемент

ГОСТ 10178-62

т

30,9

46,4

Помароль

ПМ-86, ПМ-100А

л

1030

1545

Вода

ГОСТ 2874-73

м3

по расчету

по расчету

Примечания. 1. Количество материалов определено с учетом потерь в размере 3 %: цемента ориентировочно при норме расхода 30 кг/м2; грунта с учетом коэффициента уплотнения Ку = 1,2.

2. В данной таблице приведен примерный расход материалов.

Б. Машины, оборудование, инструмент, инвентарь

Наименование

Марка, ГОСТ

Количество

Фрезы дорожные на тракторе Т-100М

ДС-18 (Д-530А)

3

Распределитель цемента в сцепе с трактором Т-7409

Д-343В

1

Автогрейдер с системой «Профиль-1»

ДЗ-31-1

1

Скрепер емкостью 9 м3

ДЗ-11 (Д-357М),

по расчету

Каток самоходный на пневматических шинах

ДУ-16 (Д-551Б)

1

Автогудронатор

ДС-39А (Д-640А)

1

Поливомоечная машина

ПМ-130Б

по расчету

Цементовоз

ТЦ-4 (С-927)

по расчету

Плотномер-влагомер

Конструкции инж. Ковалева

1

Нивелир

ГОСТ 10528-76

1

Визирки (комплект)

Изготовляются в мастерских

1

Рейки нивелирные

ГОСТ 11158-76

2

Лопаты стальные строительные

ГОСТ 3620-76

2

Рейка трехметровая

Изготовляется в мастерских

1

Мерник толщины слоя

То же

1

Вешки деревянные

»

10

Рулетка

ГОСТ 7502-69

1

Лента землемерная

ГОСТ 10815-64

1


VIII. КАРТА ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА РАБОТ ПРИ УСТРОЙСТВЕ ЦЕМЕНТОГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ НА АЭРОДРОМАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФРЕЗ

№ пп

Контролируемые параметры

Предельные отклонения

1

Ширина основания

D1 = ±10 см

2

Толщина слоя

D2 ±5 %, но не более 20 мм

3

Поперечный уклон

D3 = +0,002

4

Ровность поверхности основания

D4 = ±7 мм (просвет под трехметровой рейкой)

5

Высотные отметки по оси

D5 = ±2 см

6

Физико-механические показатели укрепленного грунта

±25 %

7

Степень размельчения грунта:

пылевато-глинистых частиц размером более 5 мм

25 %

то же размером более 10 мм

10 %

Схема цементогрунтового основания с указанием предельных отклонений

Примечания. 1. Плотность основания должна быть не менее 0,98 значения максимальной стандартной плотности.

2. Равномерность распределения пленкообразующего материала контролируют розливом по пленке раствора фенолфталеина или соляной кислоты. Количество точек вспенивания или покраснения на площади 100 см2 не должно быть более 2.

3. Цементогрунтовая смесь должна быть равномерно окрашена, не должна иметь отдельных неперемешанных комков.

СНиП III-Д.5-73; СН 25-74; СН 121-73

I

Основные операции, подлежащие контролю

Разбивочные работы

Разравнивание и планировка грунта перед размельчением

Размельчение грунта фрезой

Укрепление грунта цементом

Планировка смеси автогрейдером

Уплотнение смеси катком

Уход за основанием с применением пленкообразующих материалов

II

Состав контроля

Ширина основания, высотные отметки по оси

1. Толщина слоя. 2. Ширина спланированного слоя грунта

Степень размельчения грунта

Однородность сухой и влажной смеси

1. Ровность основания. 2. Толщина слоя. 3. Ширина основания. 4. Поперечный уклон

1. Плотность основания. 2. Ровность основания. 3. Поперечный уклон. 4. Физико-механические свойства укрепленного грунта

Равномерность распределения пленкообразующего материала по основанию

III

Метод и средства контроля

Инструментальный, нивелир, землемерная лента, стальная рулетка

Инструментальный. 1. Мерник толщины. 2. Стальная рулетка

Инструментальный, лабораторный, сита с отверстиями диаметром 5 и 10 мм

Визуальный

Инструментальный. 1. Трехметровая рейка. 2. Мерник толщины. 3. Стальная рулетка. 4. Шаблон

Инструментальный, лабораторный. 1. Метод стандартного уплотнения (метод режущих колец, влагомер-плотномер конструкции инж. Ковалева, радиометрический прибор ПГП-2). 2. Трехметровая рейка. 3. Шаблон. 4. Взятие кернов из уплотненного основания

Визуальный, лабораторный, розлив по пленке раствора фенолфталеина или соляной кислоты на площади 20´20 см

IV

Режим и объем контроля

На прямых участках через 20 — 30 м, на криволинейных — через 5 — 10 м

1. Через 100 м в трех точках по ширине. 2. Через 30 м

После каждого прохода фрезы в трех точках по ширине на двух поперечниках на захватку

Постоянно

1, 2. Через 200 м. 3. 4. Через 100 м

1. В трех точках (по оси и в 0,5 м от кромок) через 200 м. 2, 3. Через 200 м. 4. Через 500 м

Одно испытание в смену

V

Лицо, контролирующее операцию

Мастер

Мастер, лаборант

Мастер, бригадир

Мастер

Мастер, лаборант

VI

Лицо, ответственное за организацию и осуществление контроля

Прораб

VII

Привлекаемые для контроля подразделения

Лаборатория

Лаборатория

VIII

Где регистрируются результаты контроля

Общий журнал работ

Общий журнал работ, журнал лабораторных работ

Общий журнал работ

Общий журнал работ, журнал лабораторных работ

Общий журнал работ, журнал лабораторных работ, акт приемки

 

Вернуться в «Каталог СНиП»

При выбораметодов производства работ и средств механизации Подбор составов смесей для устройства оснований и покрытий.

Технологические карты на устройство земляного полотна и дорожной одежды

действуетРедакция от 20.08.1985Подробная информация

Наименование документ «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. СНиП 3.06.03-85» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 20.08.85 N 133)
Вид документа постановление, нормы, правила
Принявший орган госстрой ссср
Номер документа СНИП 3.06.03-85
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 20.08.1985
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

6. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ КРУПНООБЛОМОЧНЫХ, ПЕСЧАНЫХ И ГЛИНИСТЫХ ГРУНТОВ И ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, УКРЕПЛЕННЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ И ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

6.1. Смещение грунтов и отходов промышленности с вяжущими материалами следует осуществлять:

на дороге, специальной площадке или в карьере, используя однопроходные грунтосмесительные машины и дорожные фрезы;

в смесительных установках, как правило, с принудительным перемешиванием.

Крупнообломочные грунты и отходы промышленности, а также, смеси крупнообпомочных грунтов или отходов промышленности (в количестве не менее 20 — 30 %) с мелким песком допускается смешивать с вяжущими материалами в установках со свободным перемешиванием.

6.2. Укрепленные грунты при устройстве дорожных одежд следует укладывать в один или несколько слоев в зависимости от толщины основания или покрытия и применяемых машин.

При этом верхний слой основания и покрытия следует устраивать из смесей. приготовленных, как правило, в установках.

6.3. При смешении крупнообломочных грунтов с вяжущими материала­ми в смесительных установках грунты не должны содержать зерен крупнее 40 мм; при отсутствии в крупнообломочных грунтах зерен крупнее 25 мм суммарное количество зерен размером от 2 до 25 мм не должно быть более 70 % массы грунта. Для грунтовых частиц размером менее 0,5 мм, входящих в состав крупнообломочных грунтов, число пластичности должно быть не более 12. При смешении крупнообломочных грунтов с вяжущими на дороге размер зерен в грунте не должен превышать 25 мм.

6.4. Глинистые грунты с числом пластичности более 12 перед смешением с вяжущими материалами должны быть размельчены.

После размельчения содержание в грунте частиц размером более 5 мм должно составлять не свыше 25 % массы, в том числе содержание частиц размером более 10 мм — не свыше 10 %.

При измельчении тяжелых суглинков и глин влажностью менее 0,3 влажности на границе текучести грунта в сухую погоду при температуре воздуха свыше 20 °С в грунт необходимо вводить добавки поверхностно-активных веществ: сульфитно-дрожжевую бражку, смачиватель ОП-7 или ОП-10, гидрофобизирующую жидкость ГЖ-136-41, гудрон нейтрализованный ГНД, количество которых следует принимать в соответствии с табл. 2.

Растворимые добавки следует вводить в грунт в виде водных растворов, нерастворимые — в виде эмульсий.

Таблица 2

Добавки Количество добавок, % к массе цементогрунтовой или иной смеси
Гидрофобизирующая жидкость (ГЖ-136-41) 0,1 — 0,2
Сульфитно-дрожжевая бражка (СДБ) 0,05 — 0,5
Смачиватель ОП-7 пни ОП-10 0,05 — 0,5
Гудрон нейтрализованный (ГНД) 0,015 — 0,03

6.5. Укладку смеси грунта с вяжущими и ее уплотнение следует выполнить при влажности, близкой к оптимальной, с учетом требований п. 0.15. Плотность укрепленного материала должна быть не менее 0,98 максимальной по ГОСТ 22733-77.

При использовании в качестве вяжущего материала цемента в сочетании с органическими вяжущими или при применении только органического вяжущего количество воды, соответствующее оптимальной влажности смеси, должно быть уменьшено на количество используемого органического вяжущего или на количество воды в эмульсии, если органический вяжущий материал эмульгирован.

При укреплении известью или активной золой уноса вводят дополнительную добавку воды (2 — 4 %) сверх оптимальной влажности.

Для достижения требуемой плотности и ровности слоев грунтов, укрепленных вяжущими материалами, следует применять уплотнение, сочетающее предварительное вибрирование смеси вибробрусом укладчика и укатку самоходными катками вибрационными или на пневматических шинах.

ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

6.6. Устройство оснований и покрытий из грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами, следует осуществлять преимущественно при температуре не ниже 5 °С. При более низких температурах работы следует проводить, выполняя требования пп. 6.31 — 6.37.

6.7. При укреплении грунтов неорганические вяжущие материалы следу­ет вводить а грунт с использованием весовых или объемных дозаторов независимо от метода приготовления смеси.

6.8. При укреплении грунтов неорганическими вяжущими материалами необходимо учитывать количество воды, вводимой с раствором солей или щелочей.

6.9. При смешении на дороге крупнообломочных, песчаных или тинистых грунтов с цементом и добавками в виде битумных эмульсий, жидкого битума, нефтяного гудрона или сырой нефти следует сначала ввести в грунт органическое вяжущее, перемещать его с грунтом и затем последовательно вводить в смесь цемент и воду.

6.10. При укреплении грунта цементом с добавками золы уноса, золошлаковых смесей или других несвязных дисперсных материалов добавки следует распределить по грунту, перемешать их с грунтом, спланировать смесь и затем последовательно вводить в нее цемент и воду.

6.11. При укреплении грунта цементом с добавкой молотой негашеной извести грунт с цементом следует смешивать через сутки после введения извести и воды.

6.12. При укреплении отходов промышленности (золошлаковые смеси, отсевы дробления горных пород и др.) неорганическими вяжущими материалами следует руководствоваться требованиями пп. 6.6 — 6.11.

6.13. При укреплении глинистых грунтов неорганическими вяжущими материалами следует использовать, как правило, способ смешения грунта с вяжущими на дороге. Движение транспортных средств по слою глинистых грунтов, предназначенному для укрепления, не допускается.

6.14. При укреплении грунтов известью совместно с добавками зол уноса или золошлаковых смесей следует ввести в грунт добавки и перемешать их с ним до однородного состояния, затем ввести известь, увлажнить грунт до оптимальной влажности и через сутки спланировать и уплотнить смесь.

6.15. Влажность смеси грунтов с неорганическими вяжущими перед уплотнением должна соответствовать оптимальной, но в зависимости от погодных условий во время производства работ допускается не более чем на:

2 — 3 % выше оптимальной при сухой погоде без осадков и температуре воздуха выше 20 °С;

1 — 2 % меньше оптимальной при температуре ниже 10 °С и при наличии осадков.

При температуре воздуха выше 20 °С для замедления процесса схватывания смеси и обеспечения оптимальных условий уплотнения следует вводить в смесь добавку СДБ (в виде водного раствора) или ГЖ-136-41 (в виде эмульсии) в количестве не более 0,5 % массы цемента при укреплении несвязных грунтов и 1 — 1,5 % при укреплении связных грунтов или добавки органических вяжущих в виде битумных эмульсий, жидкого битума, нефтяного гудрона или сырой нефти в количестве, как правило, 1 — 3 % массы грунта.

6.16. Уплотнение смеси грунта с цементом до максимальной плотности должно быть закончено не позднее чем через 3 ч, а при пониженных температурах (ниже 10 °С) — не позднее чем через 5 ч после введения в смесь воды или раствора солей.

При укреплении грунтов цементом совместно с добавками поверхностно-активных веществ (СДБ, ГЖ-136-41, гудрона нейтрализованного и других) или совместно с добавками битумных эмульсий, жидкого битума, гудрона или сырой нефти смесь следует уплотнить не позднее чем через 8 ч после введения воды. При укреплении грунтов известью или активными золами уноса, используемыми в качестве самостоятельного вяжущего, уплотнение следует заканчивать не позднее чем через 14 — 18 ч. после введения в смесь воды.

6.17. Для ухода за свежеуложенным грунтом, укрепленным неорганическими вяжущими, следует распределять по поверхности грунта 50 %-ные быстрораспадающиеся или среднераспадающиеся эмульсии с использованием битума или других органических вяжущих из расчета 0,5 — 0,8 л/м2.

Для ухода за свежеуложенным слоем укрепленного грунта можно распределять также нефтяной гудрон или нейтрализованный гудрон (ГИД) из расчета 0,5 — 0,6 л/м2 или слой песка толщиной 5 см с поддержанием его во влажном состоянии.

6.18. Движение построечного транспорта по слою укрепленного основания или покрытия разрешается через 5 сут. после его устройства в случае применения укрепленного материала, удовлетворяющего требованиям I класса прочности при толщине укрепленного слоя не менее 15 см, а так­же применения укрепленного материала, удовлетворяющего требованиям II класса прочности при толщине укрепленного слоя не менее 20 см. При толщине укрепленного слоя меньше указанных, а также при применении укрепленного материала, удовлетворяющего требованиям III класса прочности, движение построечного транспорта следует открывать через 7 сут после устройства слоя.

Допускается открывать движение построечного транспорта и укладывать вышележащие слои на следующий день после устройства укрепленного слоя грунта в случае укрепления неорганическими вяжущими связных грунтов, а также в течение первых двух суток в случае укрепления грунтов цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с добавками в виде поверхностно-активных веществ, битумных эмульсий. жидких битумов, гудронов, сырой нефти или при использовании медленнотвердеющих вяжущих как без цемента, так и в сочетании с ним.

6.19. При укреплении переувлажненных грунтов цементом, известью или другими неорганическими вяжущими влажность обрабатываемого грунта не должна превышать значений, приведенных в табл. 3.

Таблица 3

Вид грунта Допускаемая влажность (в долях от оптимальной) при коэффициенте уплотнения 1 — 0,98
Пески пылеватые 1,35
Супеси легкие крупные, супеси легкие 1,25
Супеси пылеватые, супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие 1,15
Суглинки тяжелые, глины песчанистые и пылеватые 1,1

6.20. Осушать переувлажненный грунт следует путем укладки его в валы, бурты (пески, супеси), многократного рыхления (при солнечной погоде), а также обработки его известью (порошкообразной негашеной, молотой комовой и пушонкой) или активной золой уноса.

Количество добавок вяжущих материалов, осушающих грунт, назначают по табл. 4.

Таблица 4

Вид грунта Количество добавок молотой негашеной извести или активной золы уноса сухого отбора, % к массе грунта при влажности его в относительных единицах от оптимальной влажности
1,2 1,4 1,6
Пески и супеси пылеватые 0,5 1,0
Суглинки легкие 0,5 1,5
Суглинки тяжелые 1,0 2,0
Глины песчанистые и пылеватые 1,5 3,0

Примечание. Добавка молотой негашеной извести приведена в пересчете на CaO + MgO, добавка активной золы уноса — в пересчете на содержание свободной СаО.

ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ, УКРЕПЛЕННЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

6.21. При подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов, укрепленных:

жидкими битумами, — следует применять известь, сланцевую золу, золы уноса сухого отбора, золошлаковые смеси гидроудаления с добавками или без добавок извести, молотый известняк, молотую опоку с известью;

сланцевыми битумами, битумными эмульсиями, каменноугольными вяжущими, — известь, известковую пыль, цемент, золы уноса;

органическими вяжущими (кроме смолы карбамидоформальдегидной), — катионактивные и анионактивные вещества (типа Э-1, кубовые остатки СЖК, второй жировой гудрон, госсиполовую смолу и др.).

6.22. Основания и покрытия из грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами, разрешается устраивать в сухую погоду при темпера­туре воздуха не ниже 10 °С. Смешение грунтов с битумной эмульсией допускается при температуре воздуха не ниже 5 °С. Влажность крупнообломочных и песчаных грунтов перед введением органического вяжущего должна находиться в пределах 2 — 5 %, а влажность глинистых грунтов — в пределах 0,2 — 0,4 влажности на границе текучести грунта.

6.23. При смешении в стационарных смесительных установках крупно-обломочных и песчаных грунтов или супесей с жидким битумом, битумной эмульсией, каменноугольным дегтем и активными добавками, а также грунтов с битумной эмульсией или жидким битумом совместно с цементом вяжущие вещества, добавки (кроме молотой негашеной извести) и вода должны вводиться в грунт одновременно и в полном объеме.

6.24. При использовании в качестве активных добавок молотой негашеной извести ее необходимо распределить по грунту и перемотать с ним. Последующую обработку грунта органическими вяжущими в смесительной установке следует производить не ранее чем через 12 ч и не позднее чем через 24 ч после внесения извести.

Влажность грунта перед внесением негашеной извести должна обеспечивать гидратацию (гашение) извести.

6.25. При смешении на дороге крупнообломочных и песчаных грунтов или супесей с органическими вяжущими материалами вяжущее должно вводиться в грунт за один проход грунтосмесительной машины; влажность грунта при этом должна удовлетворять требованиям п. 6.22, а влажность смеси перед уплотнением должна быть оптимальной с учетом требований пп. 6.5 и 6.15.

6.26. При смешении глинистых грунтов с органическими вяжущими материалами следует применять метод приготовления смеси на дороге с помощью однопроходных или многопроходных грунтосмесительных машин.

6.27. При укреплении грунтов жидкой карбамидоформальдегидной смолой с добавкой эмульгированных битума или нефтяного гудрона следует предварительно смешать их в смесителях с принудительным перемешиванием без подогрева. Смолобитумное вяжущее может храниться без отвердителя не более 3 сут. Готовое вяжущее с добавкой отвердителя необходимо вводить в грунт не позднее чем через 3 ч после смешения.

При использовании смолы со сроком хранения более 2 мес. (если она отвечает техническим требованиям), а также при работе при температурах воздуха свыше 25 °С следует вводить сначала смолобитумное вяжущее, затем отвердитель.

При укреплении грунтов карбамидоформальдегидными смолами с использованием в качестве добавки сырой нефти или СДБ порядок их введения определяется применяемыми средствами механизации.

6.28. Грунты, укрепленные органическими вяжущими материалами совместно с известью или цементом, следует уплотнять не позднее чем через 2 ч после окончания перемешивания смеси. При температуре воздуха ниже 15 °С разрыв между окончанием перемешивания смеси и началом ее уплотнения допускается до 4 ч.

Уплотнение грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами. должно заканчиваться в течение смены. Если в процессе работ по уплотнению выпадали атмосферные осадки и температура воздуха была ниже 15 °С, допускается повторное уплотнение смеси, но не позднее чем через 2 сут для грунта с добавкой цемента и 4 сут — для смеси грунта с добавкой извести.

6.29. За уплотненным слоем грунта, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом с цементом при температуре воздуха выше 15 °С и отсутствии осадков, необходимо осуществлять уход путем розлива битумной эмульсии из расчета 0,6 — 0,8 л/м2. В случае устройства вышележащего конструктивного слоя не позднее чем через сутки уход не требуется.

6.30. Движение построечного транспорта по слою из грунтов, укрепленные органическими вяжущими, допускается в соответствии с требованиями п. 6.18.

УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ ПОНИЖЕННОЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

6.31. При отрицательной температуре воздуха следует предусматривать меры против смерзания укрепляемых грунтов.

6.32. При отрицательной температуре воздуха в грунт необходимо вводить добавки, понижающие температуру замерзания воды (противоморозные добавки), в количестве 0,5 — 1,5 % массы грунта.

6.33. Добавки, связывающие воду (известь, цемент, гипс и др.), следует вносить в грунт в порошкообразном состоянии перед введением растворов противоморозных добавок.

6.34. Крупнообломочные и песчаные грунты с вяжущими материалами следует смешивать в смесительных установках, а глинистые грунты — на дороге с использованием однопроходных или многопроходных грунтосмесительных машин.

6.36. Уход за уплотненным слоем грунта, укрепленного цементом, следует осуществлять с помощью слоя песка толщиной не менее 6 см.

Движение транспортных средств по укрепленному слою основания или покрытия разрешается не ранее чем через 20 сут. В период оттепелей и весеннего таяния движение транспортных средств по слою не допускается.

6.36. При температуре воздуха ниже минус 10 °С в районах с устойчивой отрицательной температурой и коротким строительным сезоном при необходимости обеспечения высоких годовых темпов строительства допускается приготовление цементогрунтовых смесей только из несвязных грунтов путем смешения их с цементом без введения воды. При отсутствии задела земляного полотна приготовленная смесь должна храниться в штабелях до наступления положительных температур, после чего смесь следует распределить, увлажнить с перемешиванием и уплотнить. При наличии задела готового и принятого земляного полотна приготовленная смесь хранится в виде конструктивного слоя дорожной одежды до наступления положительной температуры, после чего смесь следует увлажнить с перемешиванием и уплотнить. Цементогрунтовые смеси при температуре воздуха ниже минус 10 °С следует приготовлять не ранее чем за 3 мес до наступления плюсовых температур.

6.37. В районах с суровыми климатическими условиями при необходимости ускорения открытия движения по дороге допускается в зимнее время укладывать на основание из предусмотренных п. 6.3 смесей покрытия из сборных железобетонных плит. На участках, не имеющих после оттаивания земляного полотна деформаций покрытия, следует омоноличивать швы. При наличии деформаций покрытия следует демонтировать плиты, выровнять и уплотнить основание, уложить плиты и омонолитить швы.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

6.38. При устройстве оснований и покрытий из укрепленных грунтов следует дополнительно к п. 1.13 контролировать:

не реже одного раза в смену

гранулометрический состав крупнообломочных и песчаных грунтов по ГОСТ 12536-791;

число пластичности глинистых грунтов — по ГОСТ 5180-84;

степень размельчения глинистых грунтов путем рассева проб на ситах с отверстиями 5 и 10 мм;

температуру органического вяжущего перед использованием; однородность эмульсии — отсутствие расслоения; качество смеси путем определения прочности образцов на сжатие; при хранении сухих смесей в штабеле дополнительно определяют температуру смеси на глубине 0,2 — 0,4 м;

не реже чем через 200 м

влажность обрабатываемых грунтов и готовой смеси перед ее уплотнением и плотность материала в уплотненном слов в трех точках на поперечнике (по оси и на расстоянии 0,5 м от кромки слоя) в соответствии с требованиями п. 4.79.

не реже одного раза в 5 смен

содержание легкорастворимых солей в засоленных грунтах по ГОСТ 25100-82;

пригодность зол уноса и золошлаковых смесей;

постоянное соблюдение требований по уходу.

6.39. Пригодность зол уноса и золошлаковых смесей или молотого известняка для использования их в качестве добавок в несвязные грунты следует определять по содержанию в них частиц размером мельче 0,071 мм (не менее 60 %) и крупнее 2 мм (не более 5 %). Потери при прокаливании материалов должны быть не свыше 10 %. Для связных грунтов могут быть использованы более крупные фракции золошлаковых смесей.

6.40. Для контроля прочности отбирают смесь и готовят три образца на 250 м3 смеси.

Отклонение от требуемых показателей прочности допускается:

при приготовлении смесей в карьерных смесительных установках — не более ± 8 %;

при приготовлении смесей однопроходной грунтосмесительной машиной — не более ± 15 %;

при приготовлении смесей дорожной фрезой — не более ±25 %.

6.41. Коэффициент уплотнения грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами, следует определять как отношение плотности высушенного образца укрепленного грунта, взятого из уплотненного слоя, к плотности высушенной смеси грунта с вяжущими, уплотненной по ГОСТ 22733-77.

Коэффициент уплотнения для грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами без добавок портландцемента, следует определять как отношение плотности высушенного образца укрепленного грунта, взятого из уплотненного слоя. к плотности смеси грунта с вяжущими, уплотненной при оптимальной влажности под нагрузкой 30 МПа; при добавке в смесь грунта с органическим вяжущим портландцемента или карбамидной смолы образцы следует уплотнять под нагрузкой 15 МПа.

7. УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ, ГРАВИЙНЫХ, ШЛАКОВЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ И МОСТОВЫХ

7.1. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок.

Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в табл. 5.

Таблица 5

Вид материала Максимальная толщина уплотненного слоя, см, при применении катков
с гладкими вальцами массой 10 т и более решетчатых и на пневматических шинах массой 15 т и более вибрационных и комбинированных массой, т
до 10 16 и более
Трудноуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности 1000 и более, гравий прочный, хорошо скатанный, шлаки остеклованной структуры) 18 24 18 24
Легкоуплотняемый (из изверженных и метаморфических пород марки по прочности менее 1000, осадочные, гравий неокатанный, шпаки с пористой структурой) 22 30 22 30

7.2. Объем каменного материала в насыпном виде следует определять с учетом коэффициента запаса на уплотнение. Для песчано-гравийных (щебеночных) смесей оптимального зернового состава и щебня фракций 40 — 70 и 70 — 120 мм марки по прочности 800 и более коэффициент запаса материала на уплотнение следует ориентировочно принимать 1,25 — 1,3, а для щебня марок по прочности 600 — 300 — 1,3 — 1,5. Коэффициент запаса шлака на уплотнение в зависимости от его плотности следует ориентировочно принимать 1,3 — 1,5.

7.3. Разрешается вывозить щебень и гравий и укладывать их в штабель на земляном полотне или промежуточном складе для последующего использования при устройстве дорожной одежды.

УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ

7.4. Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки следует производить в два этапа:

распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинивание);

распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.

Доуплотнение при необходимости следует осуществлять регулированием движения построечного транспорта по ширине основания (покрытия).

7.5. На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6 — 0,8 МПа, прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми массой не менее 10 т и комбинированными массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 на первом этапе и 20 на втором), комбинированных типов — не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа — не менее 12 (4 и 8).

Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, Пл3 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброплитами.

7.6. Для уменьшения трения между щебенками и ускорении взаимозаклинивания укатку следует производить, поливая щебень водой (ориентировочно 15 — 25 л/м2 при уплотнении шлакового щебня — 25 — 35 л/м2 на первом этапе и 10 — 12 л/м2 по расклинивающей фракции).

7.7. На втором этапе следует производить расклинцовку слоя щебня фракциями мелкого щебня с последовательно уменьшающимися размерами.

При использовании трудноуплотняемого щебня слой щебня перед распределением расклинивающего материала следует обрабатывать органическим вяжущим материалом из расчета 2 — 3 л/м2.

Расход расклинивающих фракций щебня следует принимать по табл. 6.

7.8. После окончания уплотнения покрытия по его поверхности следует распределять каменную мелочь из изверженных пород марки по прочности не ниже 800 (из осадочных пород — не ниже 600) в количестве 1 м3 на 100 м2 и уплотнять ориентировочно за 4 — 6 проходов катка.

По окончании уплотнения шлакового слон из активных и высокоактивных шлаков и случае, если сразу не устраивается вышележащий слой, следует производить поливку его водой в течение 10 — 12 дней из расчета 2 — 2,5 л/м2.

Таблица 6

Размер основной фракции щебня, мм Расход расклинивающих фракций, м3, на 1000 м2 при их размерах, мм
20 — 40 10 — 20 5 — 10
40 — 70 15 10
70 — 120 10 10 10

Примечание. При строительстве оснований из щебня фракции 40 — 70 мм методом заклинки допускается применять одноразовую расклинку смесью щебеночных и песчано-щебеночных фракций 5 — 20, 0 — 20, 0 — 10 мм, а при применении щебня 70 — 120 мм использовать фракции 5 — 40 мм. Расход смесей должен соответствовать суммарным требованиям табл. 6.

УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ИЗ ПЕСЧАНО-ГРАВИЙНЫХ И ПЕСЧАНО-ЩЕБЕНОЧНЫХ СМЕСЕЙ

7.9. Песчано-гравийную или песчано-щебеночную смесь оптимального гранулометрического состава по ГОСТ 25607-83 разрешается приготавливать непосредственно на дороге.

Смесь в момент укладки должна иметь влажность, близкую к оптимальной с отклонением не более 10 %. При недостаточной влажности смесь следует увлажнять за 20 — 30 мин до начала уплотнения.

7.10. Слой смеси следует уплотнять в соответствии с требованиями п. 7.5. Ориентировочно количество проходов катков следует уменьшить на 30 %.

УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ (ГРАВИЙНЫХ) ОСНОВАНИЙ, ОБРАБОТАННЫХ НЕ НА ПОЛНУЮ ГЛУБИНУ ПЕСКОЦЕМЕНТНОЙ СМЕСЬЮ МЕТОДОМ ПЕРЕМЕШИВАНИЯ

7.11. После распределения щебень следует увлажнить (расход воды 10 л/м2) и прикатать 2 — 3 проходами катка по одному следу.

7.12. Приготовление пескоцементной смеси, предназначенной для обработки верхней части щебеночного слоя, следует осуществлять в смесителях принудительного перемешивания.

7.13. Доставленную на трассу пескоцементную смесь следует укладывать на поверхность распределенного щебня профилировщиком или автогрейдером.

7.14. Перемешивание пескоцементной смеси со щебнем выполняют фрезой профилировщика, многостоечным рыхлителем или кирковщиком.

Полученную смесь при необходимости следует увлажнить до оптимальной влажности и произвести вторичное перемешивание и планировку и уплотнение 12 — 16 проходами катка на пневматических шинах по одному следу.

По окончании уплотнения основания следует произвести чистовую отдел­ку профилировщиком и окончательно уплотнять поверхностный слой катком с гладкими вальцами массой 6 — 13 т за 1 — 2 прохода по одному следу.

После отделки основания следует выполнять уход за ним путем розлива битумной эмульсии с расходом 0,6 — 0,8 л/м2 или россыпи песка (супеси легкой) слоем 4 — 6 см и поддержания его во влажном состоянии в течение 20 сут.

УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ (ГРАВИЙНЫХ) ОСНОВАНИЙ. ОБРАБОТАННЫХ НЕ НА ПОЛНУЮ ГЛУБИНУ ПЕСКОЦЕМЕНТНОЙ СМЕСЬЮ МЕТОДОМ ПРОПИТКИ (ВДАВЛИВАНИЯ)

7.15. Пескоцементная смесь должна иметь влажность на 20 — 40 % больше или меньше оптимальной (переувлажненная или недоувлажненная).

Пескоцементная смесь вводится в щебеночный слой под действием вибрации или давления.

7.16. Щебень следует спланировать автогрейдером и увлажнить из расчета 3 — 10 л/м2. При необходимости для обеспечения проезда построечного транспорта щебень прикатывают катком с гладкими вальцами массой 6 — 8 т за 1 — 2 прохода по одному следу.

7.17. Приготовленную в установке пескоцементную смесь необходимо распределять по поверхности щебеночного слоя профилировщиком или автогрейдером.

7.18. Вдавливание смеси в щебеночный слой на глубину до 5 см следует выполнять 2 — 3 проходами катка на пневматических шинах по одному следу.

7.19. Окончательное уплотнение основания (покрытия) после пропитки щебеночного слоя следует выполнять катками на пневматических шинах за 12 — 16 проходов по одному следу.

По окончании уплотнения за основанием следует осуществлять уход в соответствии с требованиями п. 7.14.

7.20. Для пропитки щебеночного слоя пескоцементной смесью методом вибрации на глубину до 7 см смесь следует распределять профилировщиком с вибробрусом.

7.21. Для пропитки смесью методом вибрации и давления на глубину до 10 см следует использовать вибрационный каток (1 — 2 прохода по одному следу).

7.22. Для пропитки смесью на глубину до 17 см следует применять кулачковый каток.

Число проходов кулачкового катка по одному следу (ориентировочное) назначают в зависимости от требуемой толщины пропитки щебня смесью по табл. 7.

Таблица 7

Толщина обработанной части основания, см Число проходов катка по одному следу
10 4 — 6
14 8 — 10
17 13 — 15

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ ЩЕБЕНОЧНЫХ И ГРАВИЙНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

7.23. При температуре воздуха от 0 до минус 5 °С продолжительность работ по распределению, профилированию и уплотнению каменного материала влажностью до 3 % не должна превышать 4 ч, а при более низкой температуре — 2 ч. При влажности материала свыше 3 % его следует обрабатывать растворами хлористых солей в количестве 0,3 — 0,5 % по массе.

7.24. Уплотнение каменного материала при отрицательной температуре следует производить без увлажнения.

Движение транспортных средств по основанию (покрытию) допускается только после полного его уплотнения.

7.25. Основание из активных доменных шпаков следует устраивать из щебни фракций размером не более 70 мм. Перед укладкой верхнего слоя по уплотненному нижнему слою следует открыть движение транспортных средств на 15 — 20 дней для окончательного уплотнения нижнего слоя.

7.26. Во время оттепелей, а также перед весенним оттаиванием основание (покрытие), устроенное при отрицательной температуре, следует очищать от снега и льда и обеспечивать отвод воды.

Досыпку материала и исправление деформаций основания (покрытия), устроенного при отрицательной температуре, следует производит только после просыхания земляного полотна и основания (покрытия).

УСТРОЙСТВО МОСТОВЫХ ИЗ КОЛОТОГО И БУЛЫЖНОГО КАМНЯ, БРУСЧАТКИ И МОЗАИКОВОЙ ШАШКИ

7.27. Мощение колотым и булыжным камнем следует начинать с укладки краевых рядов с обеих сторон проезжей части. Работы по укладке краевых рядов следует производить с опережением на 0,7 — 1,0 м.

Высота камня для укладки краевых рядов должна быть на 4 см больше средней высоты камня, принятой для укладки проезжей части мостовой. При продольном уклоне свыше 10 %, а также при односкатном поперечном профиле мощение необходимо вести снизу вверх.

7.28. Мостовые из колотого и булыжного камин сначала надлежит уплотнять механическими трамбовками, а затем катками. Уплотнение мостовой механическими трамбовками производят в следующем порядке: сразу после мощения ее трамбуют (делают обжимку); после первой россыпи расклинивающего щебня фракций 10 — 20 мм в количестве 1 — 1,5 м3 на каждые 100 м2 мостовой трамбуют вторично.

Уплотнение мостовой катками следует начинать после второй россыпи расклинивающего мелкого щебня фракций 5 — 10 мм в количестве 1 м3 на 100 м2 сначала катками массой 6 — 8 т, затем массой 10 — 13 т.

Уплотнение следует заканчивать при прекращении заметной на глаз осадки камней.

7.29. Перед открытием движения мостовую следует засыпать песком. мелким щебнем, дресвой или гравием крупностью до 10 мм слоем 1,5 — 2 см. Движение транспортных средств в первые 10 — 15 сут необходимо регулировать по всей ширине мостовой.

7.30. Мощение с применением брусчатки и мозаиковой шашки следует начинать с укладки лотковых и крайних продольных рядов. Два крайних продольных ряда из брусчатки следует укладывать с перевязкой швов не менее чем на 1/3 камня (шашки).

Работы по укладке лотковых и крайних рядов покрытия, включая заполнение швов раствором, должны опережать последующие работы по укладке брусчатки с учетом времени, необходимого для схватывания раствора.

7.31. Брусчатку необходимо выстилать рядами, перпендикулярными оси дороги.

Швы между брусчаткой необходимо смещать не менее чем на 1/3 длины бруска. Ширина швов должна быть не более 10 мм.

7.32. Мощение из мозаиковой шашки следует выполнять по заданному рисунку выпуклостью кривых в сторону подъема.

Шашка должна быть уложена с перевязкой швов на половину длины шашки. Ширина швов не должна превышать 10 мм.

7.33. Брусчатку и мозаиковую мостовую следует уплотнять механическими трамбовками от края проезжей части к середине по рядам.

7.34. Заполнение швов цементным раствором следует производить в два приема: сначала жидким, затем более густым (сметанообразным). Битумной мистикой и песком швы следует заполнять в один прием.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

7.35. При устройстве щебеночных, гравийных, шлаковых оснований, покрытий и мостовых следует дополнительно к п. 1.13 контролировать: не реже одного раза в смену — влажность щебня и пескоцементной смеси по ГОСТ 8269-76 и ГОСТ 5180-84, а прочность пескоцемента по ГОСТ 23558-791;

постоянно визуально — качество уплотнения, соблюдение режима ухода.

7.36. Качество уплотнения щебеночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий следует проверить путем контрольного прохода катка массой 10 — 13 т по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебенка должна раздавливаться.

7.37. При устройстве мостовых плотность их посадки следует проверить по отсутствию подвижки и осадки камней (шашек) при проходе катка массой 10 — 13 т.

  • Главная
  • «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ. СНиП 3.06.03-85» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 20.08.85 N 133)
Устройство щебеночных оснований методом заклинки. Особенности производства работ в зимний период и весеннюю распутицу. 6. Устройство.