Экологическое право как средство обеспечения публичных интересов В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы.

Лекция 3. Право собственности на природные ресурсы и природопользования

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государствен­ной, муниципальной и иных формах собственности. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных его видов, которое в со­ответствии с законом не может принадлежать им (ст. 213 ГК РФ). Право граждан иметь землю в частной собственности закреплено в Конституции РФ (ст. 36).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природ­ными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и закон­ных интересов иных лиц.

Все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной, муниципальной собственности, являются государственной собствен­ностью. Она выступает в виде федеральной собственности и собствен­ности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепле­ние в действующем законодательстве. Так, согласно ст. 214 ГК РФ го­сударственной собственностью РФ является имущество, принадлежа­щее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерально­го значения, автономной области, автономным округам (собствен­ность субъекта Российской Федерации).

Муниципальной собственностью является имущество, в том числе природные ресурсы, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным обра­зованиям.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

Согласно действующему законодательству собственность на недра может быть только государственной. В отличие от права собственнос­ти на землю здесь право частной собственности полностью исключа­ется. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр относится к совместному ведению Российской Федера­ции и ее субъектов.

Одним из основных компонентов окружающей природной среды является вода. В нашем законодательстве употребляются термины «вода» и «воды». Под «водой» понимается химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоя­нии, а под «водами» — вся вода, находящаяся в водных объектах, ко­торыми являются сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Животный миртакже является неотъемлемым компонентом ок­ружающей природной среды, подлежащим строгой правовой охране. Под животным миром понимается совокупность населяющих территорию Россий­ской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шель­фа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Особый правовой режим установлен для участков земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагают­ся природные комплексы и объекты, имеющие особое природо­охранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение,которые изъяты по решениям органов государственной власти полностью или частично из хозяйственно­го использования и для которых установлен режим особой охраны. К таким особо охраняемым природным территориям относятся: госу­дарственные природные заповедники, национальные парки, природ­ные парки, государственные природные заказники, памятники при­роды, дендрологические парки, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

 

Право собственности на земельные объекты, объекты водного мира, лесные В экологическом праве природные ресурсы и объекты рассматриваются как При этом в статье ГК прописано, что земля и иные природные.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Земельное право Лекция 1 Права собственности и иные вещные права на землю

2. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы.

Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образует право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии со ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему полномочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует свое правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование другим лицам, что, как правило, особенно часто встречается применительно к государственной собственности, то на нем лежит задача обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

В настоящее время формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Что понимать под иными формами собственности, в законодательстве пока не расшифровывается.

Но закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды для всех собственников.

3. Объекты и субъекты права собственности

на природные ресурсы

Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах: какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности и какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. По Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение — одно из важнейших полномочий собственника.

Субъекты права собственности на природные ресурсы также определяются законодательством. Ими являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования. Представляется, что этот перечень субъектов исчерпывающий.

Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? Ответ содержится в Конституции России. В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ.

4. Право частной собственности на природные ресурсы

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество — средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах — для создания производственной и социальной инфраструктуры.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как оформить право собственности на землю?

Экологическое право как средство обеспечения публичных интересов В соответствии с Конституцией РФ земля и другие природные ресурсы.

Вы точно человек?

В силу ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы могут быть объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Право собственности — основополагающее вещное право, от которого производны иные вещные права.

Право собственности как система правовых норм, регламентирующих отношения собственности, является институтом гражданского права.

В экологическом праве закрепляется правовой режим природных ресурсов как объектов собственности, в том числе какие природные ресурсы являются объектами права собственности, а также экологические ограничения правомочий субъектов права собственности.

Отношения собственности как предмет правового регулирования имеет свою структуру: субъекты, содержание, объекты. Применительно к ней будут рассматриваться особенности правового регулирования права собственности на природные ресурсы.

Субъектами права частной собственности могут быть граждане РФ, предприятия и иные организации (юридические лица) РФ кроме предприятий и организаций, являющихся объектами государственной, муниципальной собственности. В законодательстве не предусматривается возможность нахождения природных ресурсов в собственности предприятий и иных организаций с иностранными инвестициями, с участием государства и муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, международных организаций, лиц без гражданства.

В законодательстве установлены ограничения права частной собственности на природные ресурсы.

Так, в частной собственности могут находиться земельные участки, переданные в частную собственность из государственной на основании закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» [159] колхозникам и работникам сельскохозяйственных организаций в процессе их реформирования, закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [160], приобретенные в частную собственность при приватизации государственных и муниципальных предприятий, приобретенные гражданами, юридическими лицами РФ из государственной, муниципальной собственности на первичном земельном рынке, а также у других собственников на вторичном земельном рынке, полученные гражданами РФ на основании закона РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»[161]. Органы местного самоуправления устанавливают минимальные и максимальные (предельные) размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности, которые дифференцируются в зависимости от целевого назначения земель.

Закон РФ «О недрах» исключает право частной собственности на недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы.

В силу ст. 8 ВК РФ в частной собственности могут находиться пруды и обводненные карьеры, расположенные в пределах земельных участков, находящихся в собственности физических, юридических лиц, если иное не установлено законодательством.

Лесной кодекс РФ не предусматривает частной собственности на лесной фонд РФ, однако лесные насаждения, произрастающие на земельных участках, находящихся в частной собственности, также являются объектом частной собственности.

Не предусматривается право частной собственности на объекты животного мира федеральным законом «О животном мире», на особо охраняемые природные территории федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Субъекты права частной собственности на земельные участки, пруды и обводненные карьеры, лесные насаждения обладают правом владения, пользования и распоряжения.

Право владения заключается в принадлежности объекта собственности субъекту.

Собственник, владея природным ресурсом, обязан обеспечить сохранность присущих ему свойств, охранять от загрязнений, порчи, уничтожения и других вредных воздействий, от самовольных захватов и пользований, проводить работы по восстановлению утраченных свойств, мелиорации, осуществлять учет в рамках ведения кадастров; мониторинг, а также информировать в установленном порядке о состоянии находящихся в его собственности природных ресурсов органы государственной власти и местного самоуправления. Равным образом собственник природных ресурсов вправе требовать от всех лиц соблюдать его права, не совершать действий, приводящих к порче, уничтожению находящихся в его собственности природных ресурсов, а также предъявлять требования о защите его прав, возмещении вреда, причиненного природным ресурсам, нанесенных ему убытков.

Право пользования заключается в использовании природных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения производственных и иных потребностей.

Пользование природными ресурсами допускается в соответствии с их целевым назначением. При этом собственники самостоятельно выбирают формы хозяйствования с соблюдением требований по охране окружающей среды, прав и интересов иных лиц.

Пользование природными ресурсами может осуществляться путем извлечения из природной среды нужных человеку компонентов и средств, без такового либо для размещения, захоронения отходов производства и потребления.

Право распоряжения представляет собой право решать юридическую судьбу находящихся в собственности природных ресурсов. Распоряжение может осуществляться путем отчуждения находящихся в собственности природных ресурсов на основе договоров купли-продажи и иных сделок. В этом случае право частной собственности прекращается. Распоряжение природными ресурсами может осуществляться без прекращения права собственности, например, путем передачи во временное пользование, в аренду.

Право государственной собственности на природные ресурсы имеет две формы: право собственности РФ (федеральной собственности) и право собственности субъектов РФ. Природные ресурсы, не находящиеся в частной либо муниципальной собственности, являются объектами государственной собственности.

Субъектом права государственной федеральной собственности РФ является Российская Федерация. Российская Федерация как субъект права собственности обладает правом владения, пользования и распоряжения находящимися в ее собственности природными ресурсами. Полномочия собственника от имени Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пользование природными ресурсами осуществляется государственными и муниципальными унитарными организациями и другими субъектами отношений природопользования, которые наделяются правом природопользования, а также на условиях аренды.

До провозглашения декларации «О государственном суверенитете РФ», принятой 1 съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 г.[162], природные ресурсы в силу Конституции СССР были объектами государственной (общенародной) собственности. Субъектом государственной (общенародной) собственности на природные ресурсы являлся СССР, а РСФСР и другие союзные республики таковыми не являлись, а осуществляли в лице органов государственной власти полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами, находящимися на их территориях.

Декларацией «О государственном суверенитете РСФСР» провозглашалось исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России, в том числе и природными ресурсами.

В ст. 1 закона РСФСР от 31 октября 1990 г. «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» [163] природные ресурсы признаны национальным богатством народов РСФСР и собственностью РСФСР.

Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» [164] природные ресурсы признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, и передавались в ведение Советов народных депутатов. Природные ресурсы могли находиться в государственной собственности в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в РФ, автономных областей, автономных округов, краев и областей. Разграничение государственной собственности на природные ресурсы на федеральную и собственность субъектов РФ в силу ст. 72 «г» Конституции РФ относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Порядок и условия отнесения природных ресурсов к области федеральной государственной собственности, государственной собственности субъектов РФ регламентируется федеральными кодификационными актами.

В собственности субъектов РФ могут находиться пруды и обводненные карьеры, расположенные в пределах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ. В собственности субъектов РФ могут находиться водные биологические ресурсы, обитающие в водных объектах, принадлежащих субъектам РФ на праве собственности; особо охраняемые природные территории регионарного значения. Субъектами права государственной собственности субъектов РФ являются республики, края, области, автономная область, автономные округа. Полномочия собственников осуществляют органы государственной власти субъектов РФ.

Земли и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности и в управлении органов местного самоуправления.

Право муниципальной собственности на конкретные природные ресурсы конкретизируется в нормативных правовых актах, регулирующих отдельные виды экологических отношений.

При этом объектами муниципальной собственности могут признаваться природные ресурсы:

· составляющие территориальную основу местного самоуправления и находящиеся на территории муниципального образования;

· предназначенные для удовлетворения муниципальных потребностей и потребностей населения муниципального образования;

· не отнесенные по своей значимости к объектам государственной собственности.

Так, в муниципальной собственности должны находиться земли общего пользования, занятыми площадями, улицами, дорогами, кладбищами; водопроводными, канализационными сетями и иными объектами муниципальной инфраструктуры; лесными насаждениями, жилыми домами, учреждениями образования, здравоохранения, культуры; находящиеся в муниципальной собственности.

Закон РФ «О недрах» не предусматривает передачу недр в муниципальную собственность.

В муниципальной собственности могут находиться пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков-обьектов права муниципальной собственности. Лесные насаждения, произрастающие на землях находящихся в муниципальной собственности являются объектом муниципальной собственности. Не предусматривает режима права муниципальной собственности на объекты животного мира федеральный закон «О животном мире». Водные биологические ресурсы, обитающие в водных объектах, находящихся в муниципальной собственности, также относятся к муниципальной собственности. В силу ст.2 федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» могут создаваться особо охраняемые территории местного значения, которые являются объектами муниципальной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности на природные ресурсы являются муниципальные образования – города, поселки, сельские поселения, районы. Они обладают правомочиями владения, пользования и распоряжения.

Полномочия муниципальных образований по владению и распоряжению находящимися в их собственности природными ресурсами осуществляют органы местного самоуправления.

Право пользования природными ресурсами осуществляется муниципальными предприятиями и иными организациями, а также может предоставляться другим субъектам, в том числе и физическим лицам.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Как РФ дурит вас с правом собственности

Работа по теме: Конспект для экзамена по курсу Экологическое право. «О земле», право частной собственности на землю отменялось навсегда.