субъективного гражданского права выделены элементы механизма защиты ограничив доступ так называемых коллекторов в свое жилище В.В. оспариваемым и нарушаемым правом, иными словами, при длящемся.

Подаем жалобу на коллекторов в прокуратуру

Кто такие коллекторы

В прямом переводе коллектор — это «собиратель» долгов.Под коллекторами понимаются не только частные агенты, но также и компании, основной деятельностью которых является взыскание долгов с недисциплинированных заемщиков путем стимуляции.Основные клиенты коллекторов — это банки, микрофинансовые, страховые компании и ЖЕК.

Долг передается коллекторам, если заемщик превышает трехмесячный срок невыплат обязательного платежа и процентов.Коллекторы работают с долгами суммой от 25 000 до 200000 рублей. Если кредитпревышает верхнюю границу обозначенной суммы, как правило, банковские организации уже обращаются в суд для дальнейших разбирательств с клиентом. Подать в суд на должника банк может и при сумме кредита ниже 200 000, однако в таком случае издержки будут практически равны выплаченному принудительно долгу. В данном случае кредитным организациям выгоднее обратиться к профессионалам. Если банк продал долги коллекторам, вы это сразу поймете: повсюду вас будут преследовать звонки и не самые приятные встречи.

Первые коллекторы в России появились в начале 2000-ых годов с распространением кредитов и микрозаймов.В то время коллекторы действительно занимались неправомерной деятельностью, а точнее запугивали и забивали должников. С тех пор у граждан сложился определенный портрет коллектора, с которым лучше бы не встречаться никогда в жизни.

Сегодня цель коллектора вовсе не запугать должника и не навредить ему и его семье.Основная задача коллекторских агентств – взыскать кредитпо кредиту.Проведенные исследования показали, что после воздействия коллекторов на должника, больше 50% возвращают долги. Каким образом коллекторам удается достичь того, на что не способны банки и микрофинансовые организации? Коллектор — профессиональный манипулятор. Взыскатель закрывает должнику все пути отступления, основной инструмент образованного коллектора — окружения недисциплинированного должника во всех сферах его жизни. Методы коллектора зависят от его профессионального уровня.

Как правило, банки почти задаром продают бесперспективные долги коллекторским агентствам. У таких должников за душой уже нет ни гроша. Поэтому нередко взыскатели выступают в качестве жестких финансовых консультантов, которые советуют, куда устроиться на работу, у кого перезанять денег, что продать для выхода из долгов.

Какие права они имеют по взысканию долгов?

На что имеют права коллекторы — это главный вопрос каждого должника, попавшего в сложную ситуацию.Давайте разберемся, какие действия коллекторов правомерны, а какие нет.

Требовать права по долгу — основные полномочия коллекторов и коллекторских компаний.Деятельность таких организаций регулируется федеральным законом от 2016 года «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Согласно этому закону, собирателем долгов не может являться лицо, ранее судимое.

Каждому заемщику, атакованному коллекторами, необходимо понять, что все манипуляции таких организаций — лишь методы запугивания. Коллекторы не имеют право наносить реальный ущерб должнику.

Согласно федеральному закону коллекторские организации имеют право любыми способами устанавливать контакт с должником. А это значит, что коллекторы могут использовать любую имеющуюся информацию для связи с должником.К этому относится:

  • звонить должнику;
  • обзванивать друзей и родственников;
  • писать в социальные сети;
  • встречаться лично с должником.

Совершать звонки заемщику коллектор имеет право не больше одного раза в сутки, двух раз в неделю и 8 раз в месяц.Звонить в выходные дни коллекторы также имеют право, но не раньше 9.00 утра и не позже 22.00 вечера.

Звонить родственникам или знакомым коллекторы имеют право только в том случае, если данные граждане выступали в качестве поручителя по кредиту или займу.

Могут ли коллекторы подать в суд? Это вполне правомерное действие. Однако на деле до такого редко доходит.

Что они не могут сделать

Если вы ознакомитесь с законом о деятельности профессиональных взыскателей, вы без труда выявите противоправные действия коллекторов.

  • право угрожать и требовать деньги;
  • вторгаться в дом к должнику без его согласия;
  • обращаться по вопросам долга к недееспособным или несовершеннолетним лицам;
  • право звонить на работу;

Данное право не относится к разрешенной деятельности коллекторов. Задача коллектора – взыскать долг, не используя реальные угрозы.

Дом гражданина — это его собственность и только он сам решает, нужно ли впускать внутрь непрошенного гостя.Приходить домой к должнику коллекторы могут для визуальной оценки его финансового состояния, но не имеют права проникать внутрь без согласия жильца.

Связываться с коллегами должников по закону коллекторам также запрещено. Это право является одним из самых часто нарушаемых взыскателями.Коллекторы не имеют права сообщать о кредитных задолженностях и не могут требовать разглашения информации и финансовом состоянии сотрудника.

  • право описывать имущество;
  • арестовывать счета в банке;

Нередко коллекторы злоупотребляют неосведомленностью клиентов и в целях запугивания начинают составлять опись имеющихся ценностей. Такие действия вправе осуществлять только судебные приставы после вынесения судом окончательного решения.

Аналогично предыдущему пункту, арестовать счета может только суд.

  • начислять проценты по кредиту.

Вместе с передачей клиента, передаются и все обязательства по кредитному договору. Это значит, что коллекторы не имеют права начислять дополнительные проценты, штрафы и завышенные пенни.

Что делать, если коллекторы превышают свои полномочия?

Если действия коллекторских организаций превышают их полномочия, если коллекторы угрожают вам и вашей семье, то можете смело обращатьсяв прокуратуру. Все эти действия являются уголовно наказуемыми и не соответствуют федеральному закону.Желательно до обращения к соответствующим органам записать разговор с коллектором на диктофон или иметь другое подтверждением незаконных действий коллектора.

Вернуться назад

Есть ряд условий, которые коллекторы не имеют права нарушать: Эти положения, нарушаемые до сих пор коллекторами, как раз и служат поводом​.

Адвокат как представитель должника

Введение

Конституционные права и свободы в России: системный подход

Знаковые события 2014 года — воссоединение Крыма с Россией, XXII Олимпийские зимние игры в Сочи, введение экономических санкций со стороны Запада и обусловленные ими кризисные явления в российской экономике — не только факты нашей истории. Как в отдельности, так и вместе взятые эти события изменили жизнь миллионов людей. Новая политическая и экономическая реальность, новые вызовы и риски, новое информационное состояние общества во многом изменили наши представления о подлинном смысле защиты прав человека. Защищенность личных судеб, честность в объяснении сложных процессов, справедливость в глобальных управленческих решениях и по отношению к отдельному человеку, соотношение общественной и личной безопасности — все это сегодня определяет качество общественной жизни и состояние прав человека не только в стране, но и в мире.

Прискорбно, что на изломе 2014 года ясно обозначился кризис основных международных правозащитных институтов, оказавшихся неспособными адекватно и эффективно реагировать на массовые нарушения прав человека в разных конфликтных точках мира. В запале геостратегических схваток избирательные подходы в использовании правозащитной риторики взяли верх над стремлением к гуманности, истине и достоверности. Появились "правильные" жертвы, которые оплакиваются всем цивилизованным миром, и "неправильные", не укладывающиеся в рамки навязываемых глобальных стереотипов, чьи страдания и гибель стало принято стыдливо не замечать. Многие прежние страны-"эталоны" и организации-"ориентиры" в деле защиты прав человека растеряли свой моральный капитал на этом сомнительном пути.

Странные метаморфозы происходят и с таким ценным качеством, как толерантность: порой доведенная до абсурда, она оборачивается неистовой непримиримостью и травлей "нетолерантных инакомыслящих" — "толерантными".

Особенно остро все издержки "демократии" проявились в связи с трагическими событиями на Украине, когда на авторитетных международных площадках право на существование утвердилось только для единственно верной, утвержденной "цивилизованным сообществом", версии происходящего. Эта своеобразная монополия на истину решительно отвергает дискуссии с оппонентами-"изгоями", а также любую альтернативную информацию, "неудобные" аргументы и "невыгодные" факты, руководствуясь принципом "их не может быть, потому что их не может быть никогда".

Трагедия близкого нам народа соседней страны отозвалась в сердцах многих россиян сочувствием и осознанием того, что право на жизнь — это не просто юридическая формула; право на жизнь — это нечто большее: оно предопределяет естественное человеческое желание помочь, спасти, защитить ни в чем не повинных людей, оказавшихся под обстрелами, чтобы сотни тысяч беженцев, среди которых русские, украинцы, татары и представители других национальностей, смогли сохранить жизнь, спасаясь от смерти, разрухи и экономической катастрофы, произвольно и безрассудно лишающих их этого "неотъемлемого и неотчуждаемого" права…

Вопреки сложившемуся негативному внешнему фону, Россия не должна покидать международное правовое пространство, а напротив, должна прилагать больше усилий для интеграции, сохраняя при этом свою идентичность.

Права на жизнь и достоинство личности неразрывно связаны с культурой, моралью, философией, органично вписываются в социокультурный контекст цивилизации, общественное сознание и национальную психологию, отражая ее самобытность. В связи с этим, помимо традиционно признанных прав первого-третьего поколений, выделяются духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, провозглашающие ценности личности, которые по значимости не уступают правам и свободам, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека1. Это, в первую очередь, традиционные семейные нравственные ценности и стремление к добродетели, взаимопомощи, общественной солидарности (альтернатива обществу перманентных конфликтов).

1. Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 дек. 1948 г. // Официальный сайт ООН URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 30 дек. 2014 г.).

Неизменной должна оставаться главная ценность — ценность человеческой жизни в любых проявлениях и гарантиях, идет ли речь о доступности медицинской помощи или о защите личных прав человека со стороны государства от преступных посягательств.

Задача государственных и международных институтов состоит в том числе в достижении мирного сочетания на планете различных мировоззрений и культур, политических и правовых систем, моделей социума и государства, исторических и духовных координат.

Современное развитие прав человека в антропоцентрическом понимании затрагивает природные характеристики личности. Так, с понятием "право на жизнь" связан ряд морально-этических вопросов: это и проблемы самостоятельного распоряжения собственным телом, генетических особенностей и возможностей биоэтики, понятия "смерть", и проблемы так называемых соматических прав и их нравственного измерения в публичной сфере. Другими словами, правовая система вплотную подходит к попытке юридического определения природы человека, достоинства личности, временных границ их защиты.

Формирование всеобъемлющей многомерной стратегии национальной безопасности с учетом всех факторов риска, вызовов и угроз и в целях их своевременного и эффективного предотвращения невозможно без акцента на обеспечение базовых прав человека. Необходимы меры по предотвращению распада, сохранению и улучшению качества национального человеческого капитала, по снижению взаимного агрессивного воздействия, возникшего между народонаселением и современной биосоциоэкологоэкономической системой.

Это предполагает формирование синтезного подхода к созданию необходимых условий развития — оптимального сочетания взаимоувязанных, взаимоусиливающих мер в сферах право-, природо- и здравоохранения, образования, культуры, спорта, информационно-просветительского пространства.

Актуально и осуществление миграционной политики нового качества, которая учитывала бы все новоявленные вызовы — как внешние, так и внутренние — и была бы способна "обуздать" нелегально-криминальную миграцию, со временем принимающую необратимый характер и превращающуюся — наряду с коррупцией — в один из ключевых факторов угрозы национальной безопасности.

Возникающие каждый год с неизбежной неотвратимостью, уносящие человеческие жизни и превращающие в пепел национальное достояние лесные пожары; неумолимо падающие на прохожих глыбы снега; проваливающиеся дороги; рушащиеся конструкции и сооружения; массовые отравления недоброкачественной пищей детей в детских учреждениях, все эти и другие рукотворные бедствия и необратимые потери требуют для своего предотвращения иного уровня государственной и общественной ответственности, иного подхода, основанного на превентивных мерах, предполагающего действия, направленные "на опережение" и выявление всевозможных угроз. Подхода, при котором первоначальных затрат — меньше, а сбереженных жизней и ресурсов в результате — несравнимо больше.

Желательно уйти от попыток решать сложные проблемы простым инициированием запретительных и ограничительных законодательных норм, которые в случае их реализации не решают проблему, а лишь загоняют ее вглубь.

Важно также общими усилиями в процессе всестороннего диалога и обсуждения снять все возрастающие и вызывающие тревогу противоречия между бережным отношением к чувствам верующих и правом на свободу творчества.

Необходимо отметить, что развитие кризисных явлений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества не должно снимать с повестки дня целей обеспечения устойчивого развития, которые включают и правозащитные задачи нового качества, когда во главу угла ставятся права будущих поколений. Сегодня еще не поздно сделать все возможное для того, чтобы наши потомки не столкнулись с угрозой вымирания или тотальной деградации. Новый подход к пониманию прав человека призван побуждать в людях чувство взаимосвязи и общей ответственности за благополучие как ныне живущих, так и будущих поколений наших сограждан.

Нет сомнений, что органы власти владеют информацией о положении дел в различных сферах правоотношений, а научно-исследовательским институтам хорошо известны многие правовые коллизии. Однако Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации направлен не только на информирование должностных лиц, но и на продвижение ценностей прав человека, на объединение вокруг этих ценностей органов власти и институтов гражданского общества и на разрешение конкретных проблем в реализации прав человека.

Представляется чрезвычайно важным показать результаты социально-правовых исследований, отражающих современное мировоззрение россиян: смысл, который вкладывается в понимание прав человека в целом; действия по реализации конкретных конституционных прав, которых они ждут от государства; сферы, в которых чувствуют себя наименее защищенными; взгляд населения на динамику в соблюдении прав человека за последние несколько лет; степень осведомленности о правовых механизмах защиты своих прав.

Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"2 для представления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федер. конституционный закон Российской Федерации от 26 февр. 1997 г. N 1-ФКЗ. //Собр. законодательства Российской Федерации. -1997. — N 9. — ст. 1011.

Первая глава Доклада посвящена рассмотрению правозащитной ситуации в России сквозь трехгранную призму мнений общественности, неправительственных правозащитных организаций и Уполномоченного.

Во второй главе описаны те проблемы, с которыми непосредственно пришлось столкнуться Уполномоченному в 2014 году. В заключительном разделе изложены рекомендации Уполномоченного органам власти и расставляются приоритеты на будущее.

Рассчитываю, что внесенные предложения будут восприняты должностными лицами не как "раздача указаний", а как основа содержательного обсуждения со всеми заинтересованными сторонами.

Заранее с признательностью отношусь к конструктивной критике, понимая, что именно она является основой генерации идей по решению даже самых сложных проблем.

Выражаю искреннюю благодарность всем оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Э. Памфилова

Глава I. Социально-правовой мониторинг развития правозащитной ситуации в России

Права человека — это не только статьи Конституции Российской Федерации, юридические и морально-этические нормы. Отношение к правам и свободам человека является важнейшим показателем духовно-нравственного, культурного, общественно-политического и социально-экономического здоровья страны в целом.

Соответственно, необходим всесторонний и непредвзятый анализ всех аспектов защиты и восстановления прав человека, чтобы осуществлять адекватную современным вызовам политику в этой чувствительной сфере.

1.1 Общество. Ситуация с правами человека в общественном восприятии

Проанализировав данные Фонда "Общественное мнение"3, Левада-Центра4 и Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова5, полученные в ходе исследований и серии опросов, можно утверждать, что большинство жителей России имеют вполне адекватное представление о понятии "права человека" и его составляющих, при этом основной акцент делается на сочетании "правовое государство и социальные гарантии". То есть граждане в первую очередь ждут от государственной власти следования нормам права и выполнения социальных обязательств.

3. Права человека, резонансные проблемы общества и гражданское участие. / Фонд "Общественное мнение". М., 2014.

4. Общественное мнение — 2014. М.: Левада-Центр, 2015.Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем. Сводный аналитический отчет./Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады. М., 2014.

5. Права человека в России: традиции, современное состояние, перспективы. / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова". М., 2014.

77% от числа опрошенных четко сформулировали свое определение понятия "права человека". Характерно, что в ответах респондентов прослеживается запрос на удовлетворение не только материальных потребностей, но и на реализацию нравственных ценностей, в том числе запрос на уважение государства и его должностных лиц следующих прав и свобод человека и гражданина (с примерами реальных ответов граждан):

свобода слова, взглядов, мнений ("свобода слова, в основном свобода распоряжаться, отстаивать свое мнение, мировоззрение");

право на свободу ("независимость человека");

право на защиту со стороны государства ("возможность чувствовать себя защищенным государством");

равенство всех перед законом ("когда их все соблюдают, вне зависимости от положения");

право на социальную защиту, социальное обеспечение ("пенсию дают — вот права человека; в старину не было");

исполнение закона, жизнь по закону ("когда по закону исполняется и все делается");

свобода труда ("чтобы человек мог выбирать, где ему работать");

право на жизнь ("мое право на жизнь");

право на бесплатную медицинскую помощь (ностальгия: "когда приходишь в больницу, и с тебя не требуют ни денег, ни лекарств");

право на бесплатное образование ("бесплатное обучение");

право голоса ("свобода выбора на голосовании");

соблюдение норм нравственности ("жить по совести");

право на отдых ("право на заслуженный отдых");

право на самореализацию ("чтобы человек добился, чего хочет, чтобы ему помогли в этом").

Результаты данного исследования в ряде случаев ломают сложившиеся стереотипы о том, что "права человека" для граждан России — это "пустой звук", некий декоративный элемент в системе государственного управления.

Какие права российские граждане считают самыми важными в их жизни?

Когда россиянам задается открытый вопрос, что они понимают под словосочетанием "права человека", то большинство ответов касается в основном так называемых "прав первого поколения" — гражданских и политических прав и свобод в их классическом понимании: от права на жизнь и личную безопасность до свободы слова и права избирать и быть избранным. Их осуществление в большей степени зависит от демократичности государства, чем от его ресурсов и уровня социально-экономического развития страны, предполагая, по существу, отсутствие принуждения и ограничений по отношению к личности. Что касается обеспечения социально-экономических прав, именуемых "правами второго поколения", то это в большей степени требует наличия у государства достаточных материальных и финансовых ресурсов.

На основе проведенных исследований можно утверждать, что для большинства жителей России приоритетны так называемые права "второго поколения", являющиеся, по сути, правами на жизнь достойного уровня, который подразумевает определенные социально-экономические стандарты6. Подобное соотношение приоритетов имеет место во всех социально-демографических группах опрашиваемых, независимо от возраста, образования, места проживания или уровня дохода. При этом прослеживается четкая тенденция: чем моложе респонденты и чем крупнее населенный пункт, в котором они проживают, тем большую актуальность имеют для них базовые права "первого поколения".

6. Права человека — резонансные проблемы общества и гражданская активность. Аналитическая записка по результатам исследования ФОМ "Обеспечение прав человека как важнейший критерий качества жизни". / Фонд "Общественное мнение" М., 2014. С.4.

Эти свободы сравнительно более значимы для москвичей, молодых людей с высшим образованием, волонтеров и активистов общественных организаций. Ожидания, связанные с политическим и гражданским участием, имеют место главным образом в наиболее обеспеченных и образованных слоях населения. Личные права и свободы значимы в основном для людей, обладающих достаточными ресурсами для реализации профессиональных и жизненных стратегий успеха7. Молодежь до 30 лет больше, чем других, волнует бесплатное образование и личные свободы (свобода передвижения и выбора места проживания, личная свобода и неприкосновенность, право на свободу слова). Люди в расцвете трудоспособного возраста (31-45 лет) в большей степени озабочены реализацией права на труд и его справедливую оплату, а люди старше 60 — правом на социальное обеспечение8.

7. Там же. С. 5-6.

8. Там же.

Отдельно можно выделить, с точки зрения вовлеченности в политическую активность, группу граждан с неоконченным высшим образованием. В этой категории отмечается самая большая доля респондентов, состоящих в политических партиях (11%), агитировавших когда-либо в поддержку или против законодательных инициатив (11%), а также весомая доля тех, кому доводилось выступать в роли наблюдателей на выборах (17%)”.

При этом следует отметить, что демократические ценности важны для 62% участников опроса, а под самой демократией 43% респондентов понимают "гласность, свободу слова и мнений", "свободу выбора" и "соблюдение прав человека"; 12% полагают, что демократия — это "участие народа в управлении страной".

Право на бесплатную медицинскую помощь остается самым приоритетным для всех возрастных групп, а также для всех групп по уровню образования и доходов: 66%-70% респондентов считают его наиболее значимым.

63% участников социологического опроса, проведенного Левада-Центром в ноябре 2014 года, убеждены, что укрупнение больниц и сокращение медицинских работников не решит проблемы здравоохранения. Еще 20% опрошенных остались в неведении относительно реформ и их возможных последствий. И только 17% граждан надеялись на положительные изменения9,10.

9. Общественное мнение — 2014. М.:Левада-Центр, 2015. С. 77.

10. Опрос проведен 14-17 ноября 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.

Право на труд выделяют люди активных возрастов и жители крупных городов (за исключением Москвы, где реализовать это право легче из-за более развитого рынка труда).

Среди наиболее часто нарушаемых прав, по итогам исследований Фонда "Общественное Мнение", — свобода труда и его справедливая оплата. В этом убеждены 37% от числа тех, кто утверждает, что их права нарушались, или 9% от всех опрошенных.

Независимо от принадлежности к той или иной социально-демографической группе, одним из наиболее значимых факторов является трудоустройство: несмотря на довольно низкий и устойчивый на протяжении длительного времени уровень безработицы, 65% респондентов опасаются потерять работу по независящим от них причинам.

Данные исследования подтверждают также наличие в нашей стране многочисленной группы "работающих бедных".

47% опрошенных граждан сказали, что им хватает заработанных денег только на еду, а вот покупка одежды уже составляет большую проблему11. Проблему "работающих бедных" давно обсуждают эксперты. Рядовые граждане тоже считают ненормальной ситуацию, когда работающий человек не может содержать себя и семью. Ее негативные последствия для страны в целом — это, в первую очередь, депрофессионализация, отказ от квалифицированного труда в пользу неквалифицированного, но выше оплачиваемого. В частности, фиксируется массовый переход молодых квалифицированных работников из производственной сферы в сферу услуг, где можно получать большие деньги за менее квалифицированную работу. Низкая оплата труда профессионалов часто сосуществует с острейшим дефицитом работников этой же сферы, что и является причиной дефицита. Проблема "работающих бедных" — это проблема отсутствия реальных реформ в производственной сфере.

11. Права человека, резонансные проблемы общества и гражданская активность. По результатам исследования ФОМ "Обеспечение прав человека как важнейший критерий качества жизни". М., ФОМ, декабрь 2014 г. С. 8.

Право на образование также занимает высокую позицию в рейтинге наиболее значимых конституционных прав в понимании российских граждан12. Образование является для россиян одной из важнейших ценностей и главным социальным лифтом. Доступное качественное образование и возможность реализовать себя — два взаимосвязанных обстоятельства, имеющих прямое отношение к социальной политике государства. Вместе с тем социологи фиксируют негативную тенденцию сокращения доли молодежи до 30 лет, имеющей профессиональное образование. Специалисты из Института социологии РАН отмечают в своем аналитическом докладе, что эта проблема актуальна, в первую очередь, для жителей сел и поселков городского типа. Причина — низкий уровень доходов, не позволяющий оплачивать проезд, жилье и питание в период учебы. Выход они видят в возвращении практики целевых наборов с условием возвращения к прежнему месту проживания.

12. Права человека, резонансные проблемы общества и гражданская активность. Аналитическая записка по результатам исследования ФОМ "Обеспечение прав человека как важнейший критерий качества жизни". С. 4.

Вопросы жилищных условий и безопасности являются актуальными примерно для 30% населения. Половину российских граждан беспокоит качество продуктов и воды13.

13. Там же. С. 5.

Все вышеперечисленные права чаще всего отмечаются и как наиболее часто нарушаемые. Но дело не только в количественных показателях: важно то, что нарушения в указанных сферах переживаются наиболее остро, поскольку противоречат базовым представлениям о справедливом устройстве общества. Мнения о том, соблюдаются ли сейчас права человека в России, разделились почти поровну.

Итак, 45% опрошенных полагают, что за последние годы ситуация с правами человека улучшилась, 33% — не изменилась, и только 14% отмечают ухудшения.

Вышеприведенные данные опросов выявляют существенное различие в оценках ситуации с правами человека в России в 2014 году между общественным мнением россиян и позицией правозащитных организаций.

Как часто нарушаются права человека в понимании россиян?

По данным массового опроса, 65% россиян отмечают, что в последние два года не сталкивались с нарушением прав применительно к себе и членам своей семьи. Треть (33%) опрошенных граждан уверенно сказали, что такие случаи имеют место. Именно они чаще негативно оценивают ситуацию с правами человека в России в целом. Вместе с тем даже в этой группе позитивные перемены отмечаются примерно вдвое чаще, чем негативные14.

14. Права человека, резонансные проблемы общества и гражданская активность. Аналитическая записка по результатам исследования ФОМ "Обеспечение прав человека как важнейший критерий качества жизни". С.6.

В небольших населенных пунктах о конкретных случаях нарушения прав говорят реже.

При этом крупнейший мегаполис Москва, будучи, казалось бы, самым политизированным и самым осведомленным в правовом отношении городом России, тем не менее показывает такую же "среднюю температуру по больнице", как и малые поселения.

Более того, именно в городах-миллионниках, где треть населения говорит о случаях нарушения прав по отношению к себе или к своим близким, наблюдается в то же самое время максимальная толерантность к возможным действиям власти по частичному ограничению прав человека, и этот показатель в определенной степени также ломает устоявшиеся стереотипы.

40% опрошенных, которые не допускают ограничение прав ни при каких обстоятельствах, это чаще всего люди в возрасте 18-30 лет (46%); живущие в малых городах и поселках городского типа (55%), имеющие среднее образование и ниже (49%). Такой ответ чаще дают "обыватели" (46%), то есть люди, не участвующие в общественной жизни ни в какой форме.

Остальные (36%) допускают то или иное условие ограничения прав. Несколько чаще других в качестве такого условия фигурирует "обеспечение мира" и "стабильности" (19%). Недаром разницы в распределении по возрасту и по доходу в этом пункте не оказалось. Можно сказать, что "мир" и "стабильность" — это те ценности, по поводу которых есть консенсус в обществе: они неизменны для всех россиян и транслируются из поколения в поколение. По совокупности признаков, людей, которые выбирают "мир и стабильность" в качестве условий, допускающих ограничение прав, можно назвать "провинциальной интеллигенцией". Это чаще всего люди среднего возраста с высшим образованием (34%); жители городов с численностью населения 1 миллион и более (30%) и средних городов с населением от 50 до 250 тысяч (26%).

Государственную (национальную) безопасность считают достаточным основанием для частичного ограничения прав и свобод 17% респондентов. Среди них люди с высшим образованием (23%), сравнительно более состоятельные (с доходом более 20 тысяч руб. — 24%), жители городов-миллионников (25%) и крупных городов (с населением от 250 тысяч до 1 миллиона- 23%).

Россиян, полагающих, что можно ограничивать права и свободы, если они входят в противоречие с правами других людей, — 15%. Это тоже чаще, чем в среднем, люди с высшим образованием (20%), сравнительно более состоятельные (с доходом более 20 тысяч рублей — 20%); жители крупных городов и городов-миллионников (по 21%), высокоресурсные работники (24%).

В то же время можно предположить, что санкции и ощущение усиливающейся внешней угрозы для страны вследствие ухудшения отношений с Западом, отразились в виде изменения динамики соотношения "порядок в государстве/права человека".

Умение и готовность россиян отстаивать свои права

Согласно опросам, в случае нарушения своих прав б2%34 россиян готовы предпринимать какие либо действия, чтобы решить возникшую проблему, но при этом до 67% респондентов отказываются верить в готовность других россиян отстаивать свои права. Более того, 67% всех опрошенных уверены, что большинство людей в нашей стране не знают своих прав, 74% уверены, что люди не умеют их отстаивать.

В результате исследования выявляется ряд противоречий между личной готовностью защищать свои права и представлением о готовности к этому со стороны других сограждан, т. е. о своей готовности и способности защищать права опрашиваемые более высокого мнения, чем о потенциале своих сограждан в этой сфере.

При этом разрыв между гипотетической готовностью отстаивать свои права и фактическими действиями существенен: опыт защиты собственных прав имеют только 26% участников опроса15.

15. Права человека, резонансные проблемы общества и гражданская активность. С. 58.

На кого рассчитывают российские граждане в защите своих прав?

Неверие в то, что кто-либо способен защитить их права, в первую очередь присуще социально уязвимым гражданам, т. е. именно тем, кто наиболее нуждается в помощи. Также общественность склонна возлагать обязанности правозащитников в большей степени на государственные, а не на общественные организации, при этом больше доверяя исполнительной, чем законодательной власти.

Так, первые четыре строчки списка защиты прав со стороны государства, по мнению населения, занимают Президент Российской Федерации, прокуратура, Конституционный Суд Российской Федерации и полиция16.

16. Там же. С. 61.

Но в то же время 33% считают бессмысленным вообще куда-либо обращаться, а 14% не верят абсолютно никому. Такие субъективно-депрессивные ощущения входят в противоречие с общими вполне позитивными оценками о соблюдении прав человека в стране в целом. И объяснение этому кроется в повседневной практике: желая ощущать себя гражданами большой и достойной страны, в решении своих проблем люди по-прежнему сталкиваются с волокитой, неизбывным бюрократизмом и невозможностью получить то, что им и так полагается по закону.

40% граждан, испытывая на себе допущенную несправедливость, никуда не обращаются за защитой своих прав, хотя примерно 60% из тех, кто обращался за помощью в различные инстанции (органы законодательной и исполнительной власти, правоохранительные органы, правозащитные организации), утверждают, что их проблема была решена полностью или частично17.

17. Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем. Сводный аналитический отчет/Автономная некоммерческая организация Аналитический Центр Юрия Левады. М., 2014. С. 13.

Следовательно, значительная часть жителей страны находится в условиях острого институционального дефицита: на действенный отклик государственных служб граждане не сильно рассчитывают, а общественные институты им мало известны или недостаточно сильны для эффективного разрешения проблем. В целом, диагностируется довольно тревожное состояние общественного мнения, при котором четверть граждан чувствуют себя незащищенными, основные обязанности по защите прав возлагаются на главу государства, исполнительную власть и судебную систему, а в отношении традиционных для демократий форм гражданского участия проявляется нигилизм.

Линии социальной напряженности

Социальная напряженность — это эмоциональное состояние общества или отдельных групп людей, характеризующееся недоверием, страхом, настороженностью, агрессивностью и т. д. Она возникает в результате разрыва между потребностями людей (в широком смысле) и их удовлетворенностью и может вести к возникновению конфликтов. Изучение социальной напряженности важно, прежде всего, в контексте вопроса о правах человека, так как несоблюдение данных прав является одним из главных факторов ее возникновения. Судя по опросам и материалам исследований, социальная напряженность в России чаще возникает из-за противоречий социально-экономического характера (разница в доходах и материальном обеспечении), чем из-за культурных, религиозных или национальных различий. Очевидно, что различия социально-экономического характера представляются гражданам гораздо более существенными, чем противоречия, связанные с поколенческим разрывом ("молодежь и взрослые" — 15%) или национально-культурной спецификой. Только 12% опрошенных полагают, что в обществе существует конфликт между людьми разных национальностей, и всего лишь 5% видят проблему в отношениях между людьми разного вероисповедания.

Противоречия между богатыми и бедными, работниками и работодателями чаще видят безработные и не собирающиеся искать работу. Можно заключить, что жители страны наиболее чувствительны к конфликтам и противоречиям, возникающим в сферах экономических и политических отношений; проблема сосуществования разных культур гораздо реже привлекает внимание граждан, при этом в основе данной проблематики россияне склонны видеть скорее национальный, чем конфессиональный фактор.

Но самой наглядной иллюстрацией неблагополучия, равнодушия и неэффективности государственно-бюрократической системы является недопустимо высокий уровень противоречия между чиновниками всех уровней и населением в целом — так полагают 34% жителей страны.

"Право человека на участие в управлении делами государства"

Принятие значимых решений без учета мнения населения приводит к тому, что население с недоверием относится к своей возможности повлиять на решения органов власти: 26% граждан, согласно социологическим опросам, убеждены, что это в принципе невозможно.

В целом, социологические измерения градуса социального оптимизма показывают, что, несмотря на все проблемы и сложности ушедшего года, участники опроса в подавляющем большинстве гордятся своей страной. Вопреки упрекам извне в "свертывании демократии", они чувствуют себя здесь свободными людьми (69%18 ), а 64%19 респондентов считают, что Россия лучше большинства других государств.

18. Общественное мнение — 2014. С. 23.

19. Там же. С. 34.

Важно также отметить, что, несмотря на санкции и рост антизападных настроений, 60% респондентов отмечают стремление продолжать сотрудничество с западными странами.

За минувшее пятнадцатилетие экономический рост позволил достичь в России более высокого, чем когда-либо ранее, уровня материального благополучия. Ныне, с учетом неблагоприятных "санкционных" и иных факторов в экономике, социальная стабильность и "психологическая устойчивость" общества будет зависеть уже не только и не столько от объективных факторов, сколько от субъективного ощущения как материального так и еще в большей степени морального благополучия, социальной справедливости и готовности власти преодолевать все сложности нынешнего периода вместе с народом — на основе честного, прямого диалога и принципов взаимной ответственности; с реально действующей обратной связью и с учетом общественного мнения.

1.2 Правозащитники. Ситуация с правами человека в оценках негосударственных правозащитников

Уполномоченный в своих оценках и выводах опирается на достоверные, подтвержденные факты, но, в то же время, если сигналы о неблагополучии по одному и тому же вопросу поступают от различных общественных организаций и правозащитников, то с высокой долей вероятности можно предположить, что в данном случае действительно есть проблема, иногда трудно доказуемая, не признаваемая, скрытая от посторонних глаз — и именно поэтому требующая пристального внимания.

Далеко не всегда соглашаясь с представляемыми правозащитниками данными, оценками, выводами и предложениями, Уполномоченный в то же время полагает необходимым представить часть из них на страницах доклада, соотнеся с тем, как само общество смотрит на права человека, а также непосредственно с позицией Уполномоченного.

В 2014 году правозащитники неоднократно инициировали резонансные кампании против применения насилия, унижения достоинства со стороны некоторых сотрудников правоохранительных органов. В частности, в "Барометре реформы полиции"20, сформированном, по утверждению правоза щитников, на основе опросов населения, делается вывод, что правоохранительные органы по ряду направлений остаются закрытыми и малоэффективными, в ряде случаев, а вместо защиты от произвола сами представляют для населения подобную угрозу. Ряд правозащитных организаций утверждает, что продолжают иметь место случаи незаконного возбуждения уголовных дел и вынесения обвинительных приговоров по спровоцированным преступлениям.

20. URL: http://police-barometer.ru/ (дата обращения: 11 янв. 2015 г.).

Остается запутанным, по утверждению правозащитников, тяжелейший клубок острых проблем в системе исполнения наказаний, соблюдения прав заключенных.

В частности, Председатель Общероссийского общественного движения "За права человека" отмечает факты насилия и пыток в уголовно-исполнительной системе. По его мнению, далеко не всегда происходит расследование случаев смерти в местах лишения свободы, имеют место попытки выдать возможные убийства за несчастные случаи.

Особое значение имеет деятельность общественных наблюдательных комиссий за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, которые сегодня созданы в 80 субъектах Российской Федерации. Правозащитники отмечают, что вопреки требованиям Федерального закона от 10.06.2008 N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"21, члены ОНК нередко не могут попасть на территории ЗАТО, в Центры временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства.

21. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федер. закон Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ. // Рос. Газ. — 2008. — 18 июня.

По мнению Председателя Правления РОО "Независимый экспертно-правовой совет", "в уголовном судопроизводстве мы остались без права на защиту". Правозащитниками обращается внимание на ограниченный набор возможностей при попытках реализовать право на защиту в уголовном судопроизводстве, поскольку, по их мнению, зачастую происходит игнорирование доводов защиты и ходатайств адвокатов; распространена практика отказов в допуске защитников к уголовному процессу; наблюдается неравноправие сторон защиты и обвинения в уголовном процессе. Фактически правозащитниками констатируется отсутствие реальной состязательности в ходе судебного процесса;

Не менее острой в докладах правозащитников остается и тема нарушения прав и свобод человека в отношении людей, употребляющих наркотики. По мнению правозащитных организаций, эти нарушения происходят из-за того, что используются репрессивные меры в качестве ответа на проблемы здравоохранения. Наиболее резонансным примером этого стала история долгой судебной тяжбы врача X., которая выписала наркотическое обезболивающее смертельно больному пациенту и попала под уголовное преследование по статье о распространении наркотиков. Справедливости ради необходимо отметить, что суд вынес в отношении нее оправдательный приговор. Тем не менее, проблема остается острой. Государство, по мнению правозащитников, не стремится вовлечь общество в ее решение.

Экспертами и правозащитниками в очередной раз отмечается ухудшение ситуации в области защиты прав граждан, страдающих психическими расстройствами. По мнению Президента Независимой психиатрической ассоциации России, нарушение прав психически больных людей невозможно отследить по причине отсутствия специальной независимой службы, предусмотренной законом "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

По мнению правозащитников, необходимы действенные механизмы предотвращения злоупотреблений в психиатрии в немедицинских целях для разрешения имущественных споров, в целях квартирного мошенничества, по политическим мотивам.

Разделяя мнение правозащитников по данному вопросу, Аппаратом Уполномоченного подготовлены и направлены в Правительство предложения по созданию специальной независимой службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"22,23.

22. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: закон Российской Федерации от 02 июля 1992 г. N 3185-1. // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — 20 авг.

23. Ответ руководства НПА России на постановление Этической комиссии РОП. / Независимая психиатрическая ассоциация России. URL: http://npar.ru/otvet-rukovodstva-npa-rossii-na-postanovlenie-eticheskoj-komissiya-rop/ (дата обращения: 2 янв. 2015 г.).

Общественными экспертами в области избирательного права обращено внимание на случаи нарушения избирательных прав граждан в условиях досрочного голосования, в том числе на имевшие место факты принуждения граждан к голосованию. По мнению независимых экспертов, фильтры по сбору голосов муниципальных депутатов (уровень субъекта) и сбору избирателей (муниципальный уровень) создают дополнительные препятствия инициативным кандидатам "из народа" участвовать в выборах. Экспертами также обращается внимание на то, что статья Административного Кодекса Российской Федерации о нарушении прав наблюдателей24 практически не работает.

24. Ст. 5.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. — 2002. -N 1 (ч. 1). — ст. 1.

Правозащитники утверждают, что задержания участников публичных акций в течение 2014 года в ряде случаев носили массовый характер, а судебные рассмотрения данных дел имели формальный признак по причине отсутствия состязательности административного процесса.

Со своей стороны Уполномоченный полагает, что по каждому из фактов задержания лиц, участвовавших в публичных мероприятиях, необходимо объективное выяснение всех обстоятельств и обоснованности применения сотрудниками полиции профилактических и процессуальных мер. Соотношение требований по обеспечению общественного порядка и соблюдения личных прав граждан является предметом личного контроля Уполномоченного, осуществляемого в том числе посредством наблюдения за ходом публичных акций сотрудниками его Аппарата. Уполномоченный отмечает положительную динамику в отношении действий сотрудников полиции в соблюдении корректности непосредственно в ходе мероприятий, но в то же время сохраняются проблемы в части привлечения участников акций к административной ответственности, в связи с чем его позиция изложена в разделе доклада "Права человека на свободу собраний".

По мнению ряда правозащитников, бурные дискуссии вокруг ситуации, связанной с Украиной и вхождением Крыма в состав Российской Федерации, оказались сопряжены с недопустимыми противопоставлениями групп людей по признакам политических взглядов, проявлениями нетерпимости по отношению к инакомыслящим как с одной, так и с другой стороны. Уполномоченный, разделяя данную тревогу, полагает, что любые формы преследования человека за его мировоззренческую позицию, если только она не противоречит основам конституционного строя, национальной безопасности, не угрожает правам других людей, должны пресекаться государством.

В связи с этим стоит отметить значимость выступления Президента Российской Федерации на заседании Совета безопасности 20 ноября 2014 года, в котором он четко разделил задачи противодействия экстремизму и недопустимость борьбы с инакомыслием. Это должно послужить важным сигналом тем должностным лицам, которые пребывают в уверенности относительно тождественности этих понятий25,26.

25. Заседание Совета Безопасности. //Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47045 (дата обращения: 20 нояб. 2014 г.).

26. Цитата: "Противодействие экстремизму не имеет ничего общего с борьбой с инакомыслием. У нас свободная, демократическая страна, и ее граждане вправе иметь свое мнение и высказывать это мнение, вправе быть в оппозиции к власти".

Рядом правозащитников неоднократно поднимался в СМИ вопрос о возможном участии российских военнослужащих в боевых действиях на территории Украины.

Первые публикации в СМИ о принуждении военнослужащих по призыву к заключению контрактов с целью дальнейшей их отправки на территорию Украины появились во второй половине 2014 года.

Так, 9 августа 2014 года интернет-издание "Газета.ги" опубликовало сведения, что на границе с Украиной погибли 9, а 11 августа — 2 военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Кроме того, в СМИ была распространена информация о задержании 10 российских военнослужащих на территории Украины в Донецкой области. В связи с этим 28 августа 2014 года Уполномоченным был направлен запрос Главному военному прокурору с просьбой осуществить меры прокурорского надзора в ходе соответствующих проверок. Как следует из ответа Главного военного прокурора от 22 сентября 2014 года, по изложенным в обращении сведениям были проведены соответствующие проверки. По их результатам органами военной прокуратуры усилен надзор за исполнением законов о правах и социальных гарантиях членам семей военнослужащих. Что касается задержания 10 военнослужащих, то они, согласно ответу Главного военного прокурора, осуществляя патрулирование местности около государственной границы, отклонились от маршрута, заблудились и были задержаны военнослужащими Вооруженных Сил Украины. 31 августа 2014 года военнослужащие были переданы российской стороне и возвращены в часть. Также в средствах массовой информации неоднократно, со ссылкой на представителей правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" и ООД "За права человека", а также заявления ряда других организаций, появлялась информация о принуждении солдат срочной службы к подписанию контрактов о прохождении военной службы. Это также увязывалось с кризисом на юго-востоке Украины и возможной отправкой в данную зону боевых действий российских военнослужащих. Следует отметить, что непосредственно в Аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации подобные обращения в 2014 году не поступали. Однако, учитывая широкий общественный резонанс, Уполномоченным было принято решение обратиться к руководителям данных правозащитных организаций с просьбой предоставить факты, на основании которых были сделаны подобные заявления, для организации последующих проверок. Более того, по каждому из озвученных в прессе случаев были направлены соответствующие запросы как военным прокурорам военных округов, так и непосредственно Главному военному прокурору. Как следует из официальных ответов Уполномоченному, вышеизложенные сведения не нашли своего подтверждения. Дополнительно, в целях объективной оценки действий органов государственной власти, по письмам, поступившим от исполнительного директора ООД "За права человека" и председателя правозащитной организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга", Аппаратом Уполномоченного была проведена собственная проверка. В ее ходе состоялись беседы по телефону сотрудников Аппарата Уполномоченного с родителями военнослужащих, указанных в письмах. Ни один из заявителей не подтвердил факта принуждения своих сыновей к подписанию контракта и тем более к участию в боевых действиях на территории Украины. Все заявители объяснили, что мотивом для таких обращений послужило отсутствие информации из воинских частей, и как следствие — тревога за сыновей. В целом, Уполномоченный полагает, что значительная доля вины за невнимательное отношение и несвоевременное информирование родственников военнослужащих лежит на Министерстве обороны Российской Федерации. На основе анализа сложившейся ситуации Уполномоченным направлено письмо Министру обороны Российской Федерации с соответствующими замечаниями и предложениями.

Одной из наиболее неоднозначно воспринимаемых общественным сознанием правозащитных проблем, на которые обращают внимание как международные, так и некоторые российские организации, является тема правового положения лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией (далее — ЛГБТ) в России.

В странах с развитой системой традиционных ценностей и демографической политикой, нацеленной на стимулирование рождаемости, развитие ЛГБТ-движения испытывает естественное сопротивление. Это нашло свое отражение в резолюции Совета по правам человека ООН от 2 сентября 2009 года "Поощрение прав человека и основных свобод путем более глубокого осмысления традиционных ценностей человечества".

В России запрещена дискриминация по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, как и любая другая дискриминация, а права ЛГБТ-граждан защищены существующими законодательными актами. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает ответственность за гомосексуальные отношения. Тем не менее Российская Федерация регулярно становится объектом критики со стороны представителей правозащитного движения. Так, Московская Хельсинкская группа и Российская ЛГБТ-сеть утверждают, что принятый в 2013 году федеральный закон является дискриминационным. Отдельные случаи нарушения, по их мнению, прав ЛГБТ-активистов, приводятся в докладах международных неправительственных организаций "Amnesty International", "Human Rights Watch", а также Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге27.

27. Доклад Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге за 2014 год. / Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге. Спб., 2015. 176 с.

По признанию Конституционного Суда Российской Федерации, критикуемые нормы и поправки в федеральные законы, которые действуют с 2014 года, не противоречат Конституции. Сами по себе они не содержат элементов правовой дискриминации и направлены исключительно на защиту детей от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Они устанавливают обязанность органов государственной власти принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию28.

28. О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей: Федер. закон Российской Федерации от 29 июня 2013 г. N 135-ФЗ. //Рос. Газ. — 2013. — 2 июля.; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. N 195-ФЗ: в ред. Федер. закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. — 2002. — N 1 (ч. 1). — ст. 1.; Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ. // Собр. законодательства Российской Федерации. — 1998. — N 31. — ст. 3802.

В 2014 году, как и в предыдущие годы, жалоб на дискриминацию и нарушение конституционных прав граждан России по признаку сексуальной ориентации, к Уполномоченному не поступало, массовых нарушений прав граждан, относящих себя к сексуальным меньшинствам, в Российской Федерациине наблюдается. В то же время Уполномоченным разделяется позиция правозащитников о недопустимости травли, агрессивных и иных общественно неприемлемых действий, унижающих человеческоедостоинство граждан, относящих себя к сексуальным меньшинствам.

Продолжало оставаться сложным, согласно выводам Фонда защиты гласности, положение российских журналистов и масс-медиа в 2014 году. К давно существующим проблемам прибавились новые, в виде законов, усложняющих деятельность представителей прессы. В частности, в УК возвращены и постоянно используются статьи о клевете, оскорблении представителя власти, расширено так называемое антиэкстремистское законодательство, расширена сфера компетенции Роскомнадзора, который стал обладать правом блокировать доступ к интернет-СМИ по признакам правонарушений, не дожидаясь судебного решения. Однако самой серьезной проблемой остается гибель журналистов.

Правозащитники указывают также на имеющее место непропорциональное, с их точки зрения, ограничение прав и свобод человека при борьбе с терроризмом и экстремистскими бандформированиями на Северном Кавказе.

В этой связи Уполномоченным также выражается особая озабоченность тем, чтобы при осуществлении антитеррористических операций не происходило массовых нарушений прав мирных жителей. Укрепление стандартов в области прав человека, а отнюдь не ослабление их, является на самом деле составной частью борьбы с терроризмом.

Что касается других случаев нарушения прав в регионах Северного Кавказа, то председатель региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам Комитета "Гражданское содействие" настаивает на необходимости формирования превентивных мер по недопущению в отношении женщин в Чеченской Республике так называемых "убийств чести".

Весной 2014 года после очередного обращения к Уполномоченному представителей общественных организаций о содействии в розыске лиц, похищенных в различных районах Чеченской Республики, и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, 23 апреля 2014 года было направлено обращение Председателю Следственного комитета Российской Федерации с просьбой принять необходимые организационные и процессуальные решения по обеспечению тщательного расследования указанных преступлений29. Согласно поступившему в июне ответу, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Чеченской Республике был раскрыт ряд преступлений по уголовным делам, ставшим предметом рассмотрения в Европейском Суде по правам человека, и установлены лица, причастные к их совершению. При этом все преступления раскрыты исключительно следственным путем. Наряду с этим остается еще большое количество проблем, требующих решения как со стороны представителей Следственного комитета России (по улучшению качества эффективности расследования преступлений указанной категории), так и стороны государства (по искоренению системной практики допускаемых нарушений расследования, несовместимых с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

29. Исх. N ЭП 11141-24 от 23 апр. 2014 г. Председателю Следственного Комитета Российской Федерации (по многочисленным обращениям Московской Хельсинкской Группы и Ассоциации "Матери Чечни за Мир" по поводу похищения людей в Чеченской Республике и непринятия должных мер по их розыску, проведению расследования, привлечению к ответственности).

Ряд правозащитных организаций обращает внимание на вопросы компенсационных выплат за утраченные жилые помещения и имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, постоянно проживающим на ее территории63. К Уполномоченному также продолжают поступать жалобы по данному поводу. Согласно информации правового департамента Администрации, Главы и Правительства Чеченской Республики, за период с 2003 по 2014 годы включительно выплаты компенсаций произведены по 85 151 заявлению граждан. Вместе с тем и сегодня остаются лица, обладающие правом на получение указанных компенсационных выплат, в отношении которых уже принято положительное решение о выплате, однако не реализовавшие его в силу определенных объективных причин.

С учетом поступивших жалоб Уполномоченным было направлено обращение прокурору Чеченской Республики с просьбой инициировать проверку целевого расходования бюджетных средств, пере численных Чеченской Республике для завершения компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество, а также обстоятельств неполучения 17 468 гражданами положенных им компенсаций30. Согласно полученному ответу, выделенные из федерального бюджета средства израсходованы в полном объеме по целевому назначению. Расходы на дальнейшее осуществление выплат в федеральном бюджете Российской Федерации не предусмотрены. Кроме того, на основании указа Главы Чеченской Республики от 22.01.2014 N 10 в связи с приостановлением работы Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о компенсационных выплатах за утраченное жилье и имущество, принято решение о ликвидации секретариата Комиссии31.

30. Исх. NЭП 28325-26 от 09 сент. 2014 г. Прокурору Чеченской Республики.

31. Вх. N8889 от 20 нояб. 2014 г. Ответ Прокурора Чеченской Республики.

Установленная мера государственной поддержки не позволила решить существующую проблему жилищного обустройства граждан Чеченской Республики. Тревожный вопрос о получении компенсаций 17 468 гражданами остается неурегулированным.

Описанная недостаточная эффективность действующего механизма защиты указанной категории граждан и необходимость создания нового порядка оказания им мер государственной поддержки послужила поводом для обращения к Министру труда и социальной защиты Российской Федерации. К сожалению, мнение Уполномоченного поддержано не было32.

32. Вх. N 8713 от 17 нояб. 2014 г. Ответ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Председатель Совета директоров Правозащитного Центра "Мемориал" в который раз обращает внимание на то, что до настоящего времени не передано в суд так называемое "дело 58" в городе Нальчике Кабардино-Балкарской Республики. У правозащитников вызывает недоумение ситуация, когда на протяжении девяти лет обвиняемые в нападении на государственные учреждения 13 октября 2005 года, содержатся в СИЗО без вынесения приговора.

По данным Московского бюро по правам человека, в 2014 году обвинительными приговорами за "возбуждение ненависти" и "публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" в 53 регионах страны завершилось 145 процессов против 148 человек. Из них 13 человек были осуждены условно, а 21 человек лишен свободы.

У общественных организаций, защищающих права потребителей, вызывают нарастающую тревогу вопросы продовольственной безопасности.

Так, проведенный Российским Институтом Потребительских Испытаний анализ результатов исследования качества и безопасности продуктов питания в ряде регионов России свидетельствует о высоком уровне опасной продукции и фальсификатов. По отдельным видам этот показатель составляет: творог -86%, молоко — 71%, некоторые виды импортных и отечественных овощей, включая овощные консервы — 50%, 67% и даже 100%. По мнению правозащитных организаций, одна из основных причин — недостаточная эффективность действующей системы государственного контроля на потребительском рынке.

Этот вывод подтверждается и данными различных независимых организаций, занимающихся те мой безопасности и качества пищевых продуктов. Согласно этим данным, в среднем, доля опасной продукции достигает 25%, а доля некачественной продукции и фальсификата — порядка 30-40%, причем по некоторым категориям доля фальсификата составляет 60-80%. При этом, по мнению организаций по защите прав потребителей, контролирующие органы нередко "трясут" бизнес далеко не в целях обеспечения безопасности и качества продукции, который этот бизнес производит или распространяет. Нуждается в изменении сам подход со стороны органов контроля к проведению проверок — это должна быть именно адресная проверка самого товара, а не всей торговой организации, состояния ее документации или соответствия помещения противопожарным нормативам. Именно на основе такого подхода целесообразно развивать сотрудничество органов контроля и надзора, владеющих широкой лабораторной базой и определенными полномочиями, с общественными и некоммерческими организациями, имеющими большой опыт работы в данной области.

В данном разделе представлена фрагментарно лишь часть ставящихся правозащитниками проблем, требующих постоянного взаимодействия между ними и государственными институтами, в поисках взаимоприемлемых решений, направленных на восстановление нарушенных прав жителей России. Этим целям должен послужить и формирующийся в настоящее время на основе широкого представительства Экспертный Совет при Уполномоченном.

1.3 Институт Уполномоченного в государственной системе обеспечения прав человека

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"33, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

33. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федер. конституционный закон Российской Федерации от 26 февр. 1997 г. N 1-ФКЗ.

Деятельность Уполномоченного в качестве особого конституционного института — независимого и неподотчетного каким-либо государственным органам и должностным лицам — дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, при этом не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Свобода и независимость Уполномоченного при принятии решений, невмешательство в его работу являются гарантией эффективной правозащитной деятельности, а также непременным условием объективности и беспристрастности принимаемых им решений.

Предоставленными правовыми средствами Уполномоченный способствует:

восстановлению нарушенных прав и свобод человека, то есть исправлению допущенной по отношению к человеку несправедливости;

совершенствованию законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведению

его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

развитию международного сотрудничества в области прав человека;

правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

В декабре 2014 года Бюро Международного Координационного Комитета национальных правозащитных институтов Совета по правам человека ООН подтвердило в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации высший аккредитационный статус "А" на период с 2014 по 2019 годы. Это свидетельствует о соответствии деятельности Уполномоченного Принципам, касающихся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижским принципам), утвержденных Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 года N 48/134.

Принятые в последнее время федеральные законы значительно расширили направления деятельности Уполномоченного. Это относится, например, к сфере взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями (далее — ОНК), сформированными в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Федеральный закон от 21.07.2014 N 212 ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" закрепил функцию по взаимодействию Уполномоченного с субъектами общественного контроля, в частности, право инициировать общественную проверку и общественную экспертизу.

Регламентация деятельности в этом новом направлении требует дальнейшего совершенствования правового регулирования, поскольку общественное мнение пока незначительно влияет на решения органов власти, в том числе в связи с отсутствием надлежащих условий для контроля со стороны общества за деятельностью субъектов правотворчества и правоприменения.

Масштабные изменения, которые продолжаются в судебной системе, также являются предметом повышенного внимания Уполномоченного. После преобразования Верховного Суда Российской Федерации в единый высший судебный орган по гражданским (в том числе по экономическим спорам), уголовным и административным делам, потребуется совершенствование процессуальных основ защиты конституционных прав и свобод. Важно, что 15 сентября 2015 года вступит в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ34. В соответствии с ним Уполномоченный наделяется правом на обращение в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод, в том числе неограниченного круга лиц, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе.

34. Опубликован 09 марта 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Совершенствование законодательства о правах человека

Одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного, назначенного Государственной Думой 18 марта 2014 года35, является создание единой национальной системы независимой государственной защиты прав человека, базирующейся на принципах федеративного государственного устройства, в целях усиления гарантий их признания, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

35. О назначении Памфиловой Эллы Александровны на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 марта 2014 г. N 3939-6 ГД. // Опубликован 18 марта 2014 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

В процессе осуществления деятельности по восстановлению нарушенных прав граждан обнаруживаются некоторые трудности, вызванные в том числе недостаточной законодательной регламентацией правозащитной деятельности Уполномоченного.

К таким относилось, например, отсутствие у него права беседовать наедине с лицами, заключенными под стражу, в условиях, позволяющих представителям администрации мест принудительного содержания видеть беседующих, но не слышать их, которое предоставлялось членам общественных наблюдательных комиссий36, характерное также при посещении центров временного размещения лиц, ходатайствующих о признании, либо признанных беженцами, вынужденными переселенцами или получивших временное убежище на территории России. Это послужило основанием для обращения Уполномоченного к Президенту Российской Федерации с предложением о внесении в Государственную Думу законопроектов, позволяющих добиться большей независимости института уполномоченных и создать единые правовые условия работы государственных правозащитных органов, что в конечном итоге позволит более эффективно защищать права граждан.

36. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: Федер. закон Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ.

Президент Российской Федерации поддержал предложения Уполномоченного, и на основании пункта "г" статьи 84 Конституции Российской Федерации данные законопроекты37 были внесены им в Государственную Думу38.

37. Автоматизированной системой обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы им были присвоены соответственно N 692549-6 и N 692555-6.

38. По итогам рассмотрения предложений Уполномоченного Президент Российской Федерации подписал Федеральный конституционный закон от 6 апр. 2015 N 2-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и Федеральный закон от 6.04.2015 N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека".

В целях расширения возможностей уполномоченных по защите прав человека, в частности, наделения их правом на получение сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, в Государственную Думу внесен предложенный Уполномоченным проект федерального закона39, предусматривающий обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, бесплатно предоставлять по запросам Уполномоченного и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации необходимую им информацию.

39. Проект Федерального закона N 686410-6 "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" внесен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — полномочным представителем Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации В. А. Петренко.

Подготовленные Уполномоченным проекты федерального конституционного закона "О внесении изменений в статью 29 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и федерального закона "О внесении изменения в статью 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" направлены на сокращение бюрократических процедур в деятельности по восстановлению прав граждан и предполагают освобождение Уполномоченного от уплаты государственной пошлины при обращении в некоторые судебные инстанции. На момент подготовки Доклада Правительством Российской Федерации осуществляется сбор замечаний по законопроектам.

На встрече с Президентом Российской Федерации 17 ноября 2014 года в интересах защиты прав некоммерческих организаций (далее — НКО) Уполномоченным было предложено предусмотреть в действующем законодательстве процедуру исключения НКО из реестра "иностранных агентов". Президент Российской Федерации поддержал данное предложение, и в соответствии с его поручением, были подготовлены поправки в действующее законодательство40.

40. Эта позиция в последующем нашла отражение в Федеральном законе от 08 марта 2015 N 43-ФЗ "О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона "Об общественных объединениях" и статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

В целях реализации предписаний статьи 38 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" по инициативе Уполномоченного разработана концепция Федерального Закона "О Коллегиях защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания". Подготовленные на ее основе законопроекты направлены в Правительство Российской Федерации для дальнейшего обсуждения и принятия решения.

Несмотря на непродолжительный срок деятельности вновь назначенного Уполномоченного, на основе проведенного мониторинга подготовлен ряд проектов, направленных на совершенствование регулирования прав отдельных социальных групп граждан.

Подготовлен и направлен в Администрацию Президента Российской Федерации проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 23.2 Федерального закона "О ветеранах", предусматривающий законодательное закрепление права членов семьи ветеранов использовать предоставленную, но не реализованную им в случае смерти денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.

В ноябре 2014 года Президенту Российской Федерации представлен пакет документов, направленных на совершенствование институтов освобождения от наказания или смягчения наказания в порядке помилования и амнистии, имеющих особое значение в канун 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

5 декабря 2014 года Президент Российской Федерации одобрил инициативу Уполномоченного о совершенствовании системы медико-социальной экспертизы и создании благоприятных условий пребывания инвалидов в учреждениях уголовно-исполнительной системы и дал соответствующие поручения Правительству Российской Федерации по подготовке предложений. Решение было принято в ходе встречи с членами Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, уполномоченными по правам человека, по правам ребенка и по защите прав предпринимателей.

В декабре 2014 года Уполномоченным предложен к обсуждению вопрос о целесообразности отказа от намеченного внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации41, которым предусматривалось сокращение перечня территорий, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (2252 населенных пункта) и, соответственно, мер социальной поддержки для граждан четырнадцати субъектов Российской Федерации. В результате обращения Уполномоченного, принятие упомянутого постановления было отложено.

Закон «О защите прав потребителей» как системообразующий закон в сфере защиты Федерации, но часто нарушаемые законодательно установленные коллекторы для введения четких и понятных правил организации.

Права коллекторов, или Как закон регулирует методы воздействия на должника

Жительница республики обратилась в УФССП с жалобой на нарушение коллекторами ее прав. В результате проверки выяснилось, что коллекторское агентство превысило лимит разрешенных законом звонков. Кроме того, работники организации не считали нужным представляться должнице по телефону и не предупреждали ее о ведении аудиозаписи телефонного разговора.

Специалисты ведомства составили административный протокол, а суд признал коллекторскую организацию ООО «Агентство ликвидации долгов» виновной и оштрафовал ее на 60 тысяч рублей.

УФССП по РБ напоминает, что за защитой своих прав, нарушаемых сотрудниками микрокредитных, микрофинансовых и коллекторских организаций следует обращаться в управление с соответствующим заявлением по адресу: Уфа, ул. Цюрупы, д. 95, или по номеру телефона «горячей линии» – 8 (347) 273-71-49. Кроме того, в социальной сети Вконтакте создана специальная группа «Надзор за коллекторами» (https://vk.com/club151159628), где специалисты отдела могут ответить на все интересующие граждан вопросы.

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Новости.Проиcшествия


Права и обязанности физических лиц в области охраны окружающей среды залегания и эффективную мощность пласта-коллектора, его площадь, 9) сокращение территорий нарушаемых и отчуждаемых земель путем.