недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного.

Порядок обжалования действий, бездействий Министерства экологии и природных ресурсов РТ

Дело №2а-1178/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2017 г. г.Барнаул

Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Лучинкина С.С.

при секретаре Минаевой М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России» к судебному приставу-исполнителю ОСП Ленинского района г.Барнаула Мамедову Д.А.о., ОСП Ленинского района г.Барнаула, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю о признании постановления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ПАО «Сбербанк России» обратилось в суд с административным исковым заявлением судебному приставу-исполнителю ОСП Ленинского района г.Барнаула Мамедову Д.А.о., ОСП Ленинского района г.Барнаула, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю о признании незаконным постановления от +++, которым снят запрет на регистрационные действия в отношении недвижимого имущества, принадлежащего должнику Каркавиной М.А.

В обоснование требований указано, что решением суда от +++ с ООО «Алтай-Снаб» и Каркавиной М.А. в солидарном порядке взыскана задолженность по кредитному договору в размере <данные изъяты> коп. Постановлением от +++ в отношении Каркавиной М.А. возбуждено исполнительное производство, в рамках которого, +++ на принадлежащее должнику недвижимое имущество- <данные изъяты> доли в праве собственности на жилой /// в /// и /// в г.Барнауле, наложен запрет на регистрационные действия.

Постановлением от +++ запрет на регистрационные действия в отношении недвижимого имущества, принадлежащего должнику Каркавиной М.А., отменен.

Указанное постановление об отмене обеспечительных мер является незаконным, нарушающим права взыскателя, т.к. задолженность по кредиту не погашена. При этом, постановление судебным приставом-исполнителем не мотивировано.

В судебном заседании представитель административного истца ПАО «Сбербанк России» Шеварыкин А.В. на удовлетворении требований настаивал, подтвердив доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что копия обжалуемого постановления получена представителем Банка +++ Наличие соглашения между ПАО «Сбербанк России» и Управлением федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю об электронном документообороте не оспаривал, пояснив, что обжалуемое постановление в электронном виде в Банк не поступало.

Ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП Ленинского района г.Барнаула Мамедов Д.А.о. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований. Пояснил, что административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением. Между ПАО «Сбербанк России» и Управлением федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю заключено соглашение об электронном документообороте, в соответствии с которым обжалуемое постановление было направлено в адрес Банка +++.

Участники процесса- ОСП Ленинского района г.Барнаула, Управление федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю, Каркавина М.А. в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, об отложении дела не просили, доказательств уважительности причин неявки суду не предоставили. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу ч. 5 ст. 219 названного Закона пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Из материалов дела следует, что административным истцом оспаривается постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г.Барнаула Мамедова Д.А.о. об отмене запрета на регистрационные действия в отношении недвижимого имущества, принадлежащего должнику Каркавиной М.А., вынесенное +++.

Административное исковое заявление о признании указанного выше постановления, предъявлено ПАО «Сбербанк России» +++ При этом, в исковом заявлении указано, что копия оспариваемого постановления получена представителем Банка +++.

Вместе с тем, как следует из материалов исполнительного производства, а также скриншотов АИС ФССП России, копия оспариваемого постановления от +++ была направлена в адрес ПАО «Сбербанк России» по средствам системы электронного документооборота +++

Направление судебным приставом-исполнителем Мамедовым Д.А.о. постановления по средствам системы электронного документооборота не противоречит действующему законодательству и совершено им в рамках соглашения между ПАО «Сбербанк России» и Управлением федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю об электронном документообороте от +++.

Так в соответствии с п.3 дополнительного соглашения от +++ в электронный документооборот включаются постановления судебного пристава-исполнителя, направляемые Банку как стороне исполнительного производства, где Банк является взыскателем.

Постановления судебного пристава-исполнителя, направляемые Банку как стороне исполнительного производства, где Банк является взыскателем по исполнительному производству, для ознакомления, не подписываются электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление (п.5 доп.соглашения).

При необходимости обжалования постановления судебного пристава-исполнителя, направляемых Банку как стороне исполнительного производства, где Банк является взыскателем по исполнительному производству, для ознакомления, Банк получает необходимые постановления на бумажном носителе с отметкой о конкретном сроке получения (п.6 доп.соглашения).

При этом, согласно п.7 доп.соглашения сроки для обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя, установленные ФЗ «Об исполнительном производстве», исчисляются с даты получения постановлений в электронном виде.

Как было указано выше, судебный пристав-исполнитель Мамедов Д.А.о. направил взыскателю ПАО «Сбербанк России» постановление об отмене запрета на регистрационные действия в отношении недвижимого имущества, принадлежащего должнику Каркавиной М.А. от +++, по средствам системы электронного документооборота +++, что подтверждается данными АИС ФССП России.

При этом, административным истцом не предоставлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что обязанность направить взыскателю копию постановления, судебным приставом-исполнителем исполнена не была. Обязанность проверять поступающую по средствам электронного документооборота почту, лежит на сотрудниках ПАО «Сбербанк России».

Исходя из принципа добросовестности поведения сторон, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление направлено ПАО «Сбербанк России» +++ по средствам системы электронного документооборота, и на момент предъявления настоящего административного искового заявления срок обращения в суд пропущен.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для отказа ПАО «Сбербанк России» в удовлетворении требований о признании постановления незаконным.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление публичного акционерного общества Сбербанк России к судебному приставу-исполнителю ОСП Ленинского района г.Барнаула Мамедову Д.А.о., ОСП Ленинского района г.Барнаула, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Алтайскому краю о признании постановления незаконным оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2017 г.

Судья: С.С.Лучинкин

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Полиция Одессы. Решение суда по отмене постановления от Драмарецкого

ЕСПЧ и Россия — отношения между Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) и Решение о пересмотре принимает президиум Верховного суда Российской В результате, были отменены 36 приговоров и 31 постановление по Так в году в России на выплаты компенсаций за незаконное.

Выписка из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 года

Статья 75. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации

1. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

2. Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

3. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

4. Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.

5. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

6. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

7. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Избирательные комиссии, рассматривающие жалобы, обязаны принять решение в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

8. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд.

9. В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

91 . По запросам комиссий суд сообщает о принятых к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях.

10. С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

11. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб.

12. При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.

В комментируемой статье определен порядок обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Порядок обжалования может быть административным (через соответственно систему избирательных комиссий, систему исполнительных органов государственной власти, структуру органов местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, структуру общественного объединения 1 ) и судебным 2 .

_______________
1 Часть 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 685.
2 В соответствии со статьей 251 ГПК РФ граждане, полагающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, нарушены их права и свободы, вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого нормативного правового акта противоречащим закону полностью или частично. При этом в соответствии со статьей 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего искового заявления; суд может признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим только в случае, если установит, что он противоречит указанным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2004 года № 238-О по жалобе гражданина Тимонина Дмитрия Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части первой статьи 134, статьей 248, частями первой и восьмой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 134 ГПК РФ в системной связи с частью первой статьи 246 и частью первой статьи 251 указанного Кодекса не предполагает отказ суда в принятии заявления о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа государственной власти противоречащим закону в случае, если заявитель считает, что этим актом нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами. Иное означало бы, что в стадии возбуждения дела, в которой не проводится судебное заседание с участием сторон и решаются вопросы лишь процессуального характера, судья своим постановлением, приобретающим после его вступления в силу в соответствии о статьей 13 ГПК РФ обязательный характер, определяет содержание прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения; такой подход не согласуется с конституционной природой судопроизводства, в силу которой решение вопросов материального права должно осуществляться в судебном заседании при разрешении дела по существу на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) // См.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2006 года № 78-Г05-67.

Под обжалованием понимается подача жалобы в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума, орган государственной власти, местного самоуправления, орган общественного объединения, в том числе политической партии, или заявления в соответствующий суд общей юрисдикции с требованием о проверке законности решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий, комиссий референдума, должностных лиц указанных органов и организаций по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме. Решения как объект обжалования – это оспариваемые заявителем правовые акты или акты, имеющие правовое значение. К ним относятся: 1) правовой акт органа публичной власти (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума); 2) распорядительный правовой акт должностного лица органа публичной власти; 3) имеющий правовое значение документ, в котором выражено коллегиальное мнение соответствующего органа общественного объединения или политической партии. Действия как объект обжалования – это оспариваемые заявителем формы активного поведения уполномоченного органа (должностного лица), выразившееся в совершении одного или нескольких правозначимых действий (операций). Бездействие как объект обжалования (в том числеуклонение от принятия решения) – это оспариваемая заявителем форма пассивного поведения, когда уполномоченным органом (должностным лицом) не выполнена предписанная законом обязанность совершить определенное действие, совокупность действий, принять решение в полном объеме и в установленный срок.

1. Участникам выборов и референдумов законом предоставлено право обжалования в суд решения и действия (бездействие), которые нарушают их избирательные права и право на участие в референдуме и исходят от органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, общественных объединений и их должностных лиц. Такие незаконные решения и действия (бездействие) могут выражаться, в частности, в: 1) установлении незаконных ограничений избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме; 2) возложении на участников выборов и референдумов незаконных обязанностей; 3) неназначении уполномоченным органом или должностным лицом даты голосования на выборах или референдуме; 4) нарушении правил формирования избирательных округов; 5) неопубликовании решений об образовании избирательных участков или участков референдума; 6) неправомерном исключении граждан из сведений об избирателях, участниках референдумах либо из списка избирателей (участников референдума); 7) нарушении порядка формирования избирательных комиссий, комиссий референдума; 8) незаконном отказе в приеме документов; 9) незаконной регистрации кандидата (списка кандидатов), незаконном отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов); 10) нарушении правил подсчета голосов избирателей (участников референдума).

От института обжалования в суд вышеуказанных решений и действий (бездействия) следует отличать такой институт конституционно-правовой ответственности кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, как отмена регистрации, отмена результатов выборов по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 77 комментируемого Федерального закона, отмена решения о допуске к распределению депутатских мандатов, о признании избранным в многомандатном избирательном округе. В этих случаях поводом для обращения в суд могут явиться нарушения законодательства о выборах и референдумах, связанные с незаконным использованием служебного или должностного положения участниками выборов и референдумов, незаконным преимущественным освещением избирательной кампании отдельного кандидата или избирательного объединения, незаконным финансированием избирательной кампании, кампании референдума.

2. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий обжалуются в соответствующие суды согласно правилам подсудности, установленным комментируемой статьей и ГПК РФ. В соответствии со статьей 27 ГПК РФ в Верховном Суде Российской Федерации оспариваются решения (уклонение от принятия решений) ЦИК России (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. В соответствии со статьей 26 ГПК РФ верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов рассматривают дела об оспаривании решений (уклонение от принятия решений) ИКСРФ (независимо от уровня выборов, референдума), ОИК по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации) – решений (уклонение от принятия решений) избирательных комиссий, например, ТИК, на которые возложены полномочия указанных ОИК, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума. В соответствии со статьей 24 ГПК РФ районные суды рассматривают дела, не относящиеся к подсудности вышеперечисленных судов, в том числе об оспаривании решений и действий (бездействия) ТИК, ИКМО, УИК, а также ОИК по выборам в представительные органы местного самоуправления.

3. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (часть 2 статьи 6) обязательность судебного решения распространяется на все без исключения органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, должностных лиц, других физических и юридических лиц, на всю территорию Российской Федерации. Неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (в том числе по статье 315 УК РФ). Аналогичные положения содержатся в статье 13 ГПК РФ. Эти положения равно как и комментируемое положение направлены на то, чтобы сформировать надлежащее отношение к суду как органу государственной власти и правосудия; подчеркнуть властность его предписаний; показать особую роль и значение, которые принадлежат суду.

Обязательность вступивших в законную силу решений судов означает, что комиссия обязана подчинить свои действия вступившему в законную силу решению суда, совершить действия, предписанные ей вступившим в законную силу судебным решением. Это означает также, что комиссия не вправе принимать к рассмотрению по существу и разрешать дела, уже рассмотренные судом; исходить в своих действиях из предположения, что вступившее в законную силу судебное решение является незаконным или неправильным; пересматривать юридические факты, установленные вступившим в законную силу судебным решением.

4. Решения избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования, о результатах выборов и референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 комментируемой статьи. В тех случаях, когда допущенные нарушения могли повлиять на результаты выборов или референдума, суд соответствующего уровня рассматривает не только решение комиссии, организующей выборы, референдум (если обжалуется (оспаривается) решение указанной комиссии), но и решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума 1 ; в случае если заявителем формально оспаривается законность действий и решений комиссии, организующей выборы (референдум) в части признания результатов выборов (референдума) недействительными, а по существу оспаривается законность действий и решений участковых и территориальных избирательных комиссий (в части признания результатов (итогов) голосования на соответствующих избирательных участках (участках референдума) недействительными), то заявление такого рода подлежит подаче (в соответствии с правилами статьи 24 ГПК РФ о подсудности) в районный суд.

5. В случаях, предусмотренных комментируемым Федеральнымзаконом и иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (об основаниях отмены решения о регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума см. комментарий к статьям 76 и 77). Основаниями для отмены иных решений комиссии могут быть и нарушения законодательства о выборах и референдумах процедурного характера, например: принятие комиссией решения при отсутствии необходимого кворума; принятие решения не на правомочном заседании комиссии, а путем заочного согласования проекта решения с членами комиссии; принятие решения с превышением полномочий комиссии; оформление решения, которое фактически не рассматривалось на заседании комиссии или было принято в другой редакции.

_______________
1 Следует учитывать, что данное положение однако, не означает, что, например, при рассмотрении дела об оспаривании постановления организующей выборы комиссии об установлении общих результатов федеральных выборов или выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующий суд обязан проверить, например, законность составления протоколов участковых избирательных комиссий, поскольку это противоречит части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации и нормам ГПК РФ, определяющим родовую и территориальную подсудность // См.: определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2005 года по делу № КАС05-12.

6. В комментируемом пункте регламентирован административный порядок обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц. Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию. Последняя сама обязана рассмотреть жалобу без ее предварительного отправления в нижестоящую комиссию. Отправление поступившей жалобы в нижестоящую комиссию возможно, если обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом ее рассмотрения и относятся к ее ведению. По результатам рассмотрения жалобы избирательная комиссия, комиссия референдума обязана вынести одно из следующих решений: 1) оставить жалобу без удовлетворения; 2) отменить обжалуемое решение полностью или в части либо признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу; 3) отменить обжалуемое решение полностью или в части либо признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Для определения того, какая комиссия является непосредственно вышестоящей для комиссии, решение которой обжалуется, следует руководствоваться нормой соответствующего закона, который в соответствии с подпунктом 22 статьи 2 комментируемого Федерального закона должен определить систему вышестоящих и нижестоящих комиссий при проведении соответствующих выборов, референдума 1 .

_______________
1 Например, в части 1 статьи 18 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» перечислены от вышестоящих к нижестоящим следующие избирательные комиссии: ЦИК России; ИКСРФ, ТИК либо ИКМО, на которые возложены полномочия ТИК, УИК. Таким образом, решение УИК может быть обжаловано только в ТИК (ИКМО), решение ТИК (ИКМО) – в ИКСРФ, решение ИКСРФ в ЦИК России. В случае, если жалоба направлена в комиссию, которая не является непосредственно вышестоящей (например, жалоба на решение ТИК направлена в ЦИК России), комиссия, в которую поступила жалоба, направляет ее по подведомственности, сообщая об этом заявителю. Пунктом 1 статьи 19 Закона Калининградской области от 8 июля 2003 года № 286 «О выборах депутатов Калининградской областной Думы» (в редакции от 28 ноября 2005 года) предусмотрено, что подготовку и проведение выборов осуществляют: Избирательная комиссия Калининградской области; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. В указанную систему избирательных комиссий ЦИК России не входит, в связи с чем решения Избирательной комиссии Калининградской области при проведении этих выборов не могут быть обжалованы в ЦИК России как непосредственно вышестоящую комиссию в соответствии с комментируемым пунктом. Возможность такого обжалования предусмотрена пунктом 7 комментируемой статьи.

7. В комментируемом пункте регламентирован административный порядок обжалования решений или действий (бездействия) ИКМО, ИКСРФ и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и их право на участие в референдуме, в случае, когда ИКСРФ, ЦИК России в силу предоставленной им законодательством компетенции не являются комиссиями, организующими соответствующие выборы, референдум. Жалобы на решения или действия (бездействие) ИКМО городского или сельского поселения подаются в ИКМО муниципального района. В свою очередь решения или действия (бездействие) ИКМО муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица обжалуются в ИКСРФ. Жалобы на решения или действия (бездействие) ИКСРФ могут быть поданы в ЦИК России. В силу положения ЦИК России в системе избирательных комиссий для обжалования ее решений или действий (бездействия) предусмотрен только судебный порядок.

8. В соответствии с комментируемым Федеральным законом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума не является обязательным условием обращения в суд. Это означает, что с жалобой на решения или действия (бездействие) комиссии заявитель вправе обратиться сразу в суд либо сначала в вышестоящую комиссию, а потом в суд.

9. В силу требования статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» комментируемым пунктом предусмотрен приоритет суда в рассмотрении жалоб на нарушения избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме. Избирательная комиссия, комиссия референдума обязана приостановить рассмотрение поступившей в комиссию жалобы в случае принятия судом к рассмотрению аналогичной жалобы одного и того же заявителя. Если судом будет вынесено решение по существу жалобы, то соответствующая комиссия обязана прекратить рассмотрение аналогичной жалобы.

9 1 . Комментируемым Федеральным законом предусмотрена обязанность суда сообщать в избирательную комиссию, комиссию референдума о принятых этим судом к рассмотрению жалобах (заявлениях) на нарушение избирательных прав граждан и их права на участие в референдуме, а также о принятых им по таким жалобам (заявлениям) решениях. Основанием такого информирования является письменный официальный запрос соответствующей комиссии.

10. В комментируемом пункте установлен перечень лиц и организаций, которые вправе обращаться с жалобами на решения и действия(бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме. В этот перечень включены избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также избирательные комиссии и комиссии референдума. Соответствующие избирательные комиссии и комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.

В соответствии с частью 1 статьи 259 ГПК РФ также вправе обратиться с заявлением в суд прокурор, считающий, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права граждан или их право на участие в референдуме.

Избиратели и участники референдума вправе обращаться в суд с заявлением не по поводу любых нарушений законодательства о выборах и референдумах, за защитой прав других лиц, а только за защитой своих нарушенных избирательных прав или права на участие в референдуме 1 . По отдельным вопросам с заявлением в суд вправе обращаться ограниченный круг лиц и организаций.

С заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, прокурор в случаях, предусмотренных пунктом 12 статьи 76 комментируемого Федерального закона (об основаниях отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) см. комментарий к статье 76).

С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума вправе обратиться лица, установленные в статье 31 комментируемого закона (об основаниях расформирования комиссии см. комментарий к статье 31).

С заявлением в суд об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума вправе обратиться: при проведении референдума Российской Федерации – ЦИК России; при проведении референдума субъекта Российской Федерации – ИКСРФ; при проведении местного референдума – ИКМО.

О сроках подачи и рассмотрения жалоб и заявлений см. комментарий к статье 78.

11. Комментируемый Федеральный закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) в период избирательных кампаний и кампаний референдума таким образом, чтобы обеспечить своевременное принятие и рассмотрение жалоб.

12. В комментируемом пункте предусмотрено право заявителей и лиц, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения, на уведомление о времени и месте заседания избирательной комиссии или комиссии референдума, а также право этих лиц присутствовать на заседании комиссии при рассмотрении вопроса, который их касается. Данному праву указанных лиц корреспондируется соответствующая юридическая обязанность комиссии.

_______________
1 См.: Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 8. С. 13–15.

Решения и постановления европейского суда по правам человека на Суть: Заявительница жаловалась на то, что она была незаконно лишена.

Британский Верховный суд счел незаконным решение Джонсона приостановить работу парламента

Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд. На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права. Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.

Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).

Оглавление

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Постановление

Как привлекают к административной ответственности?

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Общие положения

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Обжалование в суде

Как будет рассматриваться ваша жалоба? 

Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Чем отличается протокол от постановления?

Протокол

Протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Иными словами, протокол – это версия события по мнению полицейских и квалификация ваших действий в соответствии с законом. Протокол – это обычное доказательство.

Протокол часто составляют после того, как вас задержали и доставили в отдел полиции. Смотрите – что делать, если вас задержали.

Протокол об административном правонарушении не может быть предметом обжалования (в порядке главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве (КАС РФ)). Сам по себе протокол не нарушает ничьих прав и не возлагает на лицо, в отношении которого составлен, никаких обязанностей. Но важно, чтобы в протоколе была отражена ваша позиция: в том случае если вы не согласны с утверждением о том, что совершили нарушение.

Постановление

Постановление об административном правонарушении как раз и является основанием для привлечения вас к ответственности. Иными словами постановление – это документ, который содержит выводы о вашей виновности или невиновности в совершении правонарушения.

Как привлекают к административной ответственности?

Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.

Возможны два варианта:

1.     начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;

2.     все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.

Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.

Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.

Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?

Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:

— вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);

— в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);

— в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд  – в суд субъекта).

Общие положения

Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях –  в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).

Важно: пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.

Гражданин может воспользоваться на свое усмотрение лишь одним способом защиты. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит и в суд, и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу будет рассматривать суд (п.2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Если вы ошибетесь в определении уполномоченного органа или суда при обжаловании постановления, ваша жалоба будет направлена на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток (п.4 ст. 30.2 КоАП РФ).

Кроме того, при обжаловании постановления по административному правонарушению отсутствует  государственная пошлина (п.5 ст. 30.2 КоАП РФ). Иными словами, вам не надо ничего платить, вы можете просто пожаловаться.

При этом вы можете подать жалобу не только лично, но и по почте. В этом случае датой подачи жалобы на постановление будет являться день, когда вы направили почтовое отправление.

Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу

Постановление об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано(пп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ):

– в вышестоящий орган;

– вышестоящему должностному лицу.

При этом такая жалоба может быть подана в орган или должностному лицу, которым вынесено постановление по делу. Жалоба может быть подана также непосредственно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать (п.3 ст.30.2 КоАП РФ).

После поступления жалобы со всеми материалами дела в государственный орган или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, она подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления (п.1 ст. 30.5 КоАП РФ)

Решение вышестоящего должностного лица по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (п.1 ст.30.9 КоАП РФ). Это означает, что после того, как вас, к примеру, привлек к ответственности полицейский, а его руководитель оставил постановление в силе – вы можете еще минимум дважды обратиться в суд.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Обжалование в суде

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а в случае, если решение принималось судом – в вышестоящий суд. Выбор суда, в который необходимо обжаловать постановление о привлечении вас к ответственности, зависит от того, кто вынес данное решение:

– должностное лицо (к примеру, начальник полиции) – в районный суд (пп. 2, 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП РФ);

– мировой суд – в районный суд (пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ); районный суд – в суд субъекта (к примеру, областной суд, пп.1 п. ст.30.1 КоАП РФ).

При этом такая жалоба может быть подана как непосредственно в суд, уполномоченный ее рассматривать, так и судье, в  отдел полиции, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу (ст. 30.2 КоАП РФ).

Как только жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступит со всеми материалами дела в суд, правомочный ее рассматривать, она подлежит рассмотрению в двухмесячный срок (п.1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Согласно ст.29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в следующие сроки:

1)    15 дней со дня получения материалов дела и протокола об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении;

2)    2 месяца со дня получения дела об административном правонарушении, если дело подлежит рассмотрению судьей.

Примечание: в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, сроки направления или рассмотрения жалобы могут меняться.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке ст. 30.14 КоАП РФ. Такие жалобы подаются сначала в президиум суда субъекта, а после – в Верховный суд Российской Федерации.

Как будет рассматриваться ваша жалоба?

В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление:  например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение,  будет рассмотрен заново;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение,  будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.

 Схема вариантов для обжалования постановления о привлечении к административной ответственности:

Скачать инструкцию (29,6 KБ)

Скачать образец жалобы на постановление о привлечении к административной отвественности (18,7 KБ)

Вернуться в раздел помощь

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Постановление отменили. Решение суда. Компенсация.

Решением суда протест прокурора удовлетворен, решение отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием.