Государственная пошлина при подаче исковых заявлений и жалоб на решения суда по делам имущественного характера уплачивается пропорционально.

Какое понятие судебных расходов? Какие виды у них есть?

§ 1. Понятие и состав судебных расходов

Судебные расходы — это затраты, связанные с рассмотрени­ем и разрешением дел в порядке хозяйственного судопроизвод­ства, которые состоят из государственной пошлины и судебных издержек.

Объективное существование процессуального института су­дебных расходов обусловлено тем, что при рассмотрении и разре­шении хозяйственными судами споров государство несет значи­тельные затраты, связанные с содержанием судебной системы и материально-техническим обеспечением судов, его должностных лиц. Кроме того, в сферу судопроизводства вовлекаются участни­ки процесса, оказывающие содействие в осуществлении правосу­дия: свидетели, эксперты, переводчики, специалисты, деятельность которых требует финансовой компенсации. Сторонами соверша­ются процессуальные действия, требующие дополнительных ма­териальных затрат.

Институт судебных расходов выполняет определенную пре­вентивную функцию, связанную с минимизацией фактов необос­нованного обращения в суд. Уплата судебных расходов является обязательным условием для заинтересованных лиц для возбужде­ния и ведения дела в суде.

Состав судебных расходов представлен на рисунке 10.1.

Рисунок 10.1

Различие между государственной пошлиной и судебными из­держками заключается в следующем. Государственная пошлина представляет собой фиксированный в специальном Законе «О го­сударственной пошлине» платеж, уплачиваемый в доход государ­ства при совершении определенных процессуальных действий в суде. Судебные издержки носят больше компенсационный харак­тер и уплачиваются в связи с необходимостью несения сторонами различных расходов по ходу ведения дела. При этом и государствен­ная пошлина, и судебные издержки в конечном счете распределя­ются между лицами, участвующими в деле, в зависимости от ре­зультатов рассмотрения дела.

В хозяйственном судопроизводстве государственной пошли­ной оплачиваются:

  • исковые заявления;
  • иные заявления;
  • ходатайства;
  • жалобы на судебные постановления хозяйственного суда;
  • копии указанных документов.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины опреде­ляется не только ХПК, но и специальным законодательством, а именно Законом «О государственной пошлине» от 26 декабря 2007 г. № 301-З295.

Различают два вида государственной пошлины:

  • пропорциональная (уплачиваемая с исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имуще­ства, о понуждении к исполнению обязательства о передаче иму­щества, об установлении права собственности на имущество, а так­же встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом про­цессе — ее размер зависит от цены иска);
  • фиксированная (уплачиваемая с исковых заявлений неиму­щественного характера — ее размер установлен в базовых величи­нах, количество которых зависит от категории дела и от уровня суда).

Пропорциональная государственная пошлина привязана к цене иска.

Под ценой иска понимается стоимость истребуемого имуще­ства, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеюще­го стоимостное выражение.

Порядок определения цены иска представлен на рисунке 10.2.

В цену иска включаются указанные в исковом заявлении сум­мы неустойки (штрафа, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. В случае неправильного указания цены иска она определяется хозяйственным судом.

Подаваемые в хозяйственные суды исковые заявления, нося­щие имущественный характер, оплачиваются госпошлиной в раз­мерах предусмотренных ставок государственной пошлины, указан­ных в Приложении 3 к Закону Республики Беларусь «О государ­ственной пошлине» от 26 декабря 2007 г.

Рисунок 10.2

Так, с исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имущества, о понуждении к исполнению обязательства о передаче имущества, об установлении права соб­ственности на имущество, а также встречных заявлений и заявле­ний третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на пред­мет спора в уже начатом процессе, при цене иска до 1000 базовых величин уплачивается государственная пошлина в размере 5 про­центов от цены иска, но не менее 1 базовой величины.

Если же цена иска составляет по делам данной категории от 1 000 до 1 0 000 базовых величин, уплачивается государственная пошлина в размере 5 процентов от 1000 базовых величин + 3 про­цента от суммы, превышающей 1000 базовых величин.

В тех случаях, когда цена иска превышает 1 0 000 базовых ве­личин, пошлина взыскивается в размере 1 процента цены иска.

С исковых заявлений неимущественного характера, заявле­ний о признании недействительными полностью либо частично актов органов государственного управления или иных органов, не имеющих нормативного характера, подаваемых юридическими лицами в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, гос­пошлина взимается в размере 20 базовых величин по каждому тре­бованию (акту). Если же аналогичные требования подаются в дру­гие хозяйственные суды, то размер госпошлины составляет 1 0 ба­зовых величин по каждому требованию (акту). В случаях, когда дела данной категории возбуждаются по инициативе индивидуаль­ных предпринимателей и граждан, то они уплачивают госпошлину в размере 5 базовых величин по каждому требованию (акту).

С исковых заявлений по спорам, возникающим при заключе­нии, изменении и расторжении хозяйственных договоров, о при­знании сделок недействительными, подлежащих рассмотрению в Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, взимается гос­пошлина в размере 20 базовых величин. Если же дела данной кате­гории рассматриваются в других хозяйственных судах, то размер пошлины составляет 1 0 базовых величин.

С заявлений о возбуждении приказного производства при сум­ме взыскания до 50 базовых величин уплачивается госпошлина в размере 3 базовых величин. Когда сумма взыскания колеблется от 50 до 1 00 базовых величин, то госпошлина уплачивается в размере 4 базовых величин.

И, наконец, при сумме взыскания свыше 100 базовых величин госпошлина уплачивается в размере 5 базовых величин.

При увеличении размера исковых требований истец обязан доп­латить госпошлину, исходя из новой цены иска. Следовательно, раз­мер подлежащей доплате (взысканию) госпошлины должен опреде­ляться истцом (судом) по новой (увеличенной) цене иска. При этом ранее уплаченная сумма пошлины вычитается и доплате подлежит остающаяся сумма исходя из нового расчета. В случае, если на мо­мент перерасчета изменился размер базовой величины, он должен применяться в данном расчете. При этом уплаченная ранее госпош­лина (до изменения базовой величины) перерасчету не подлежит.

С апелляционных жалоб взимается государственная пошлина в размере 40 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам — став­ки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.

С кассационных, а также первичных жалоб о пересмотре су­дебных постановлений в порядке надзора, подаваемых должност­ным лицам для принесения протеста, уплачивается госпошлина в размере 80 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам — став­ки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.

Порядок уплаты государственной пошлины. Государственная пошлина уплачивается при обращении в хозяйственные суды — до подачи искового заявления, заявления, жалобы (в том числе апел­ляционной, кассационной или надзорной) или ходатайства. Госу -дарственная пошлина уплачивается в соответствующий бюджет по месту совершения юридически значимого действия. Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государ­ственной пошлины со счета плательщика подтверждается допол­нительным экземпляром платежного поручения с отметкой платель­щика на оборотной стороне платежного поручения «Исполнено» с указанием суммы прописью. Указанная отметка заверяется подпи­сями ответственного исполнителя, главного бухгалтера банка или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополни­тельный контроль) и скрепляется оттиском печати банка с простав­лением даты исполнения платежного поручения.

По делам, рассматриваемым в хозяйственных судах, государ­ственная пошлина уплачивается с учетом следующих особеннос­тей, установленных ст. 7 новой редакции Закона «О государствен­ной пошлине», а именно:

1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для иско­вых заявлений имущественного характера, и государственная по­шлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;

2) при предъявлении искового заявления одним истцом к не­скольким ответчикам, а также при объединении судом в одно про­изводство нескольких однородных требований государственная пошлина исчисляется от общей суммы иска;

3) при предъявлении искового заявления совместно несколь­кими истцами к одному или нескольким ответчикам государствен­ная пошлина исчисляется от общей суммы иска и уплачивается истцами пропорционально доле заявленных ими требований;

4) при предъявлении искового заявления совместно несколь­кими освобожденными от уплаты государственной пошлины ист­цами к одному ответчику государственная пошлина с ответчика исчисляется от общей присужденной суммы иска;

5) при предъявлении искового заявления к нескольким ответ­чикам одним или несколькими истцами, освобожденными от уп­латы государственной пошлины, государственная пошлина взыс­кивается отдельно с каждого ответчика пропорционально взыскан­ной с него сумме;

6) при предъявлении встречного искового заявления, а также заявлений о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самосто­ятельные требования относительно предмета спора, государствен­ная пошлина уплачивается в общеустановленном порядке;

7) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, вступающие в дело по своей инициативе либо привлеченные к участию в деле по инициативе суда или по ходатай­ству сторон, государственную пошлину не уплачивают. При осуще­ствлении иных процессуальных действий, за совершение которых взимается государственная пошлина, уплата государственной пошли­ны третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, производится в общеустановленном порядке;

8) при замене по судебному постановлению выбывшей сторо­ны ее правопреемником (реорганизация юридического лица, ус­тупка права требования, перевод долга, смерть индивидуального предпринимателя или гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена выбывшей стороной;

9) в случае выделения судом одного или нескольких из соеди­ненных исковых требований в отдельное производство государствен­ная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитыва-ется и не возвращается. По выделенному отдельно производству государственная пошлина повторно не уплачивается;

10) в случае объединения судом нескольких однородных дел в одно дело либо выделения одного или нескольких соединенных требований в отдельное дело (дела) государственная пошлина, уп­лаченная при подаче искового заявления (заявления), повторно не взимается и перерасчету не подлежит;

11) по повторно предъявленным исковым заявлениям, иным заявлениям, жалобам, ходатайствам, которые ранее были оставле­ны без рассмотрения, государственная пошлина уплачивается вновь на общих основаниях. При этом, если в связи с оставлением ука­занных документов без рассмотрения государственная пошлина подлежала возврату, но не была возвращена, к повторно предъяв­ленному документу может быть приложен первоначальный доку­мент об уплате государственной пошлины, если не истекло три года со дня ее уплаты;

12) при подаче искового заявления о компенсации морально­го вреда, а также жалоб на судебные постановления по таким де­лам государственная пошлина взимается по ставкам, установлен­ным для исковых заявлений неимущественного характера;

13) при подаче искового заявления об освобождении имуще­ства от ареста (исключении из описи) в случае, если вопрос об ос­вобождении имущества от ареста (исключении из описи) не свя­зан с истребованием имущества, а также с признанием (установлением) права собственности на него, государственная пошлина исчисляется по ставкам, установленным для исковых за­явлений неимущественного характера;

14) при подаче искового заявления, в котором объединены свя­занные между собой требования о признании права собственности на имущество и об освобождении имущества от ареста (исключе­нии из описи), одновременно уплачиваются государственная по­шлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для иско­вых заявлений неимущественного характера;

15) при подаче искового заявления, содержащего требования о признании сделки недействительной (установлении факта нич­тожности сделки) и применении последствий ее недействительно­сти, государственная пошлина уплачивается отдельно за каждое требование, при этом требование о применении последствий не­действительности (ничтожности) сделки подлежит оплате государ­ственной пошлиной в зависимости от характера последствий, о применении которых указано в исковом заявлении.

На практике иногда возникают проблемы с определением по­рядка уплаты государственной пошлины в случае изменения иско­вых требований и распоряжения истцом своими правами в рамках принципа диспозитивности. Так, если после возбуждения дела, но до рассмотрения его по существу истец подал заявление о возвра­щении иска (заявления), а ответчик не потребовал разбирательства дела по существу, то уплаченная госпошлина возврату не подле­жит. Если же заявление о возвращении искового заявления истец подал до возбуждения производства по делу, то хозяйственный суд возвращает заявление и приложенные к нему материалы. Уплачен­ная пошлина возвращается.

Таким образом, государственная пошлина взимается хозяй­ственными судами не за подачу заявления в суд, а за рассмотре­ние судом данного заявления и других материалов дела. В этой свя­зи, если истец, освобожденный от уплаты государственной пошли­ны, подал заявление о возвращении искового заявления и ответчик не требует разбирательства дела по существу, государственная по­шлина с такого истца в республиканский бюджет не взыскивается.

При уменьшении цены иска уплаченная пошлина не возвра­щается. Законодательство предусматривает основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины.

Так, например, раннее постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г. № 1784296 администра­ции свободных экономических зон были освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу в хозяйственный суд исковых заявлений: о ликвидации коммерческих организаций с иностран­ными инвестициями; о лишении субъекта предпринимательской деятельности статуса резидента свободной экономической зоны. В настоящее время эти же льготы предоставлены администрации СЭЗ на основании п. 1.26 ст. 10 новой редакции Закона «О государ­ственной пошлине».

Что касается судебных издержек, то закон требует, чтобы сум­мы, подлежащие выплате экспертам, специалистам и свидетелям, и другие необходимые расходы по делу предварительно были вне­сены на счет хозяйственного суда стороной, заявившей соответ­ствующее ходатайство, или третьим лицом, заявившим самостоя­тельные требования. Если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами либо вызов специалистов, свидетелей, назначение экс­пертизы и другие действия, подлежащие оплате, производятся по инициативе хозяйственного суда, то требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях на соответствующий счет хозяйствен­ного суда.

Возврат государственной пошлины. Возврат плательщику полностью или частично уплаченной суммы государственной по­шлины производится на основании ст. 1 2 новой редакции Закона «О государственной пошлине» в случае, если: 1) государственная пошлина была уплачена в большем размере либо не должна была уплачиваться; 2) хозяйственный суд отказал в принятии искового заявления, заявления, ходатайства, жалобы или исковое заявление, заявление, ходатайство, жалоба возвращены, отменил определение о судебном приказе либо хозяйственный суд отказал в вынесении определения о судебном приказе.

Кроме того, плательщику производится возврат 50 процентов уплаченной государственной пошлины при урегулировании сторо­нами хозяйственного спора в порядке посредничества без судеб­ного разбирательства в целом.


295 НРПА. – 2007. – № 305.

296 НРПА. – 2000. – № 113. 

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Взыскание судебных расходов

Понятие и состав судебных расходов. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с производством по делу. Статья.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Судебные издержки: что важно учесть?

Статья 101. Состав судебных расходов

  1. Понятие, значение и виды судебных расходов.

Судебные расходы — материальные затраты, которые несут участвующие в деле лица в связи с рассмотрением и разрешением гражданского дела, в состав которых, согласно ст. 101 АПК РФ, входит государственная пошлина и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом. Вопросам судебных расходов в арбитражном процессе посвящена гл. 9 АПК РФ.

Государственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение дела арбитражным судом.

Государственной пошлиной оплачиваются исковые заявления, иные заявления и жалобы. Не оплачиваются государственной пошлиной ходатайства, жалобы на определения арбитражного суда, которыми не завершается производство по делу, а также заявление о пересмотре дела в порядке надзора. Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица.

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся:

• денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;

• расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;

• расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей);

• другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде (ст. 106 АПК Рф).

Судебные расходы выполняют следующие функции:

• компенсационную — возмещение затрат, причиненных государству в связи с осуществлением правосудия;

• дисциплинирующую — предупреждение от необоснованных обращений в судебные инстанции, а также от уклонения от исполнения обязанностей.

В то же время законодатель не исключает возможности обращения в суд и без уплаты государственной пошлины, когда лицо лишено возможности в силу стечения обстоятельств своевременно уплатить полностью или частично государственную пошлину. В этих целях АПК РФ предусматривает порядок предоставления отсрочки (рассрочки) или уменьшения размера уплаты государственной пошлины.

Статья 101. Состав судебных расходов

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Статья 106. Судебные издержки

К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Статья 107. Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам

1. Экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам возмещаются понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

2. Эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Специалисты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если они не являются советниками аппарата специализированного арбитражного суда.

Размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.

3. Переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда.

Размер вознаграждения переводчику определяется судом по соглашению с переводчиком.

4. За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой их в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статья 108. Внесение сторонами денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек

1. Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, вносятся на депозитный счет арбитражного суда лицом, заявившим соответствующее ходатайство, в срок, установленный арбитражным судом. Если указанное ходатайство заявлено обеими сторонами, требуемые денежные суммы вносятся сторонами на депозитный счет арбитражного суда в равных частях.

2. В случае, если в установленный арбитражным судом срок на депозитный счет арбитражного суда не были внесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам и свидетелям, арбитражный суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы и вызове свидетелей, если дело может быть рассмотрено и решение принято на основании других представленных сторонами доказательств.

Статья 109. Выплата денежных сумм, причитающихся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам

1. Денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.

2. Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда.

3. Оплата услуг переводчика, специалиста, привлеченных арбитражным судом к участию в арбитражном процессе, выплата этим переводчику, специалисту суточных и возмещение понесенных ими расходов в связи с явкой в арбитражный суд, а также выплата денежных сумм экспертам, свидетелям в случае, если назначение экспертизы, вызов свидетеля осуществлены по инициативе арбитражного суда, производится за счет средств федерального бюджета.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2011 N 422-ФЗ)

4. Правило об оплате услуг переводчика за счет средств федерального бюджета не распространяется на возмещение расходов на оплату услуг переводчика, понесенных иностранными лицами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Государственная пошлина при подаче исковых заявлений и жалоб на решения суда по делам имущественного характера уплачивается пропорционально.

33. Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе.

Порядок возмещения судебных расходов по гражданским, административным делам.

Порядок возмещения судебных расходов по гражданским, административным делам.

Порядок возмещения судебных расходов по гражданским, административным делам.

В соответствии с тематическим планом проведения занятий семинаров повышения квалификации судей Центрального районного суда г.Барнаула и мировых судей судебных участков №№ 1-8 Центрального района г. Барнаула на 2018 год, проведено изучение по теме «Порядок возмещения судебных расходов по гражданским, административным делам».

Если обратиться к главе 7 ГПК РФ, главе 9 АПК РФ, главе 10 КАС РФ, к положениям п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», то можно сформулировать определение понятия судебных расходов. Под ними следует понимать расходы, то есть денежные затраты (потери), которые несут лица, участвующие в рассмотрении дела, в том числе третьи лица, заинтересованные лица в административном деле.

Главный принцип законодательства Российской Федерации — возмещение расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Кроме того, под судебными расходами следует понимать денежные суммы, которые подлежат взысканию при рассмотрении конкретного дела в целях:

— выплаты их лицам, которые оказывают помощь в реализации деятельности по осуществлению правосудия. К таким субъектам получения выплат следует относить экспертов, свидетелей, специалистов;

— возмещения затрат судебному органу, понесенных на совершение процессуальных действий, указанных в законе. Опираясь на положения ст. 94 ГПК РФ к расходам, которые связаны с рассмотрением дела, следует относить госпошлину и судебные издержки, которые включают в себя следующие элементы:

— денежные суммы, которые выплачиваются свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

— денежные суммы, которые покрывают расходы на оплату услуг переводчика, которые возлагаются на иностранных граждан и лиц без гражданства, если другие положения не закреплены в международном договоре РФ;

— денежные суммы, которые покрывают расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, которые они понесли в связи с явкой в судебное заседание;

— денежные суммы, которые покрывают расходы на оплату услуг представителей;

— денежные суммы, которые покрывают расходы на осуществление производства осмотра на месте;

— денежные суммы, которые представляют собой компенсацию за фактическую потерю времени, согласно положениям ст. 99 ГПК РФ;

— денежные суммы, которые покрывают расходы, связанные с рассмотрением дела, а равно и почтовые расходы, понесенные сторонами;

— денежные суммы, которые покрывают другие возможные расходы, возникающие при рассмотрении дела в суде.

Что касается порядка возмещения данных расходов, то они устанавливаются законодательством РФ. Так, например, если обратиться к положениям ст. 95 ГПК РФ свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам должны быть возмещены следующие виды расходов: — затраты на проезд, — затраты, связанные с наймом жилого помещения; — другие расходы, которые связаны с проживанием лица вне места постоянного жительства.

Если в судебный орган вызывается лицо, которое осуществляет трудовую деятельность, то ему должна быть выплачена денежная компенсация, которая определяется из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и их среднего заработка. Если же в судебный орган вызывается лицо, которое не осуществляет трудовую деятельность, то такому лицу подлежит выплата денежной компенсации, определяемая из фактических затрат времени на исполнение обязанностей свидетеля и указанного в федеральном законе минимального размера оплаты труда. Другие участники процесса, к которым можно отнести экспертов, специалистов и переводчиков, получающих оплату за произведенную ими по поручению судебного органа работу, если данная работа не является частью исполнения ими служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер такого вознаграждения устанавливается судебным органом по согласованию со сторонами и по соглашению с самими указанными лицами.

Вообще, обращаясь к вопросу о понимании судебных расходов в широком и узком смысле следует отметить, что в широком смысле под ними понимаются такие материальные средства, которые необходимы для функционирования системы правосудия в целом. Такие средства могут поступить двумя основными способами: 1) посредством государственного финансирования деятельности судебных органов; 2) посредством внесения денежных средств физическими лицами, которые имеют личный интерес в рассмотрении спора.

Последнее высказывание представляет собой понятие судебных расходов в узком смысле. Поэтому в узком смысле судебные расходы можно понимать как затраты материального характера, напрямую связанные с разрешением и рассмотрением гражданского дела, а также с претворением судебного решения в жизнь.

Лицо, заявляющее о взыскании судебных расходов, должно доказать, что:

— именно оно понесло указанные расходы;

— имеется непосредственная связь между понесенными расходами и делом, которое рассматривается в судебном заседании с его участием.

Если хотя бы одно из представленных оснований будет не доказано, то лицо не может претендовать на возмещение таких расходов.

Указанные средства перечисляются на банковский счет управления судебного департамента в порядке, который определяется бюджетным законодательством Российской Федерации (ст. 96 ГПК РФ). Если же вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и иные действия, которые подлежат оплате, осуществляются: — по инициативе суда, то указанные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета; — по инициативе мирового судьи — за счет средств бюджета субъекта РФ, на территории которого осуществляет свою деятельность мировой судья (ст. 96 ГПК РФ).

Суд вправе полностью или частично освободить от уплаты связанных с рассмотрением дела расходов физических лиц исходя из их имущественного положения. Суд вправе также уменьшить размер таких выплат, тогда невыплаченная сумма возмещается за счет средств соответствующего бюджета (ст. 96 ГПК РФ). Сторонам и иным лицам, которые принимают участие в рассмотрении дела, возвращаются те денежные суммы, которые были внесены в счет покрытия судебных расходов, но при этом не были использованы. Такие денежные средства возвращаются лицам на основании постановления, которое выносится судебным органом.

Опираясь на положения ст. 98 ГПК РФ следует сказать о том, что стороне, в пользу которой было вынесено решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы. Такого рода расходы подлежат возмещению только в случае, если суд рассматривает материально-правовой спор. Не могут быть распределены расходы:

— которые были понесены лицом при рассмотрении дел, которые направлены на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, но не на разрешение материально-правового спора;

— которые были понесены в связи с рассмотрением требований, при удовлетворении которых не будут установлены факты нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

Если имущественные требования по конкретному делу были удовлетворены частично, то судебные расходы должны быть присуждены истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику — пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Если же несколько лиц, которые принимали участие в рассмотрении дела, осуществляли данные правомочия через одного представителя, то расходы на оплату его услуг должны быть возмещены на основании фактически понесенных расходов каждого из них. Также лицу, которое понесло расходы, связанные с собиранием доказательств по делу, до подачи искового заявления, если данные доказательства нужны были для реализации права на обращение в суд, возмещаются с другой стороны. Не могут быть распределены между лицами, принимающими участие в деле, судебные расходы, которые были понесены в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не связано с установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.

Правила о пропорциональном возмещении судебных расходов не могут быть применены в следующих случаях:

— по иску неимущественного характера, в том числе имеющий денежную оценку требования, направлен на защиту личных неимущественных прав;

— по иску имущественного характера не подлежащего оценке;

— по требованиям о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды;

— по требованиям, подлежащим рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, за исключением требований о взыскании обязательных платежей и санкции.

Еще одним важным вопросом является возмещение расходов, которые возникают в случае, если истец отказывается от заявленных ранее требований. В данном случае судебные расходы с ответчика взысканы быть не могут. Наоборот истец должен возместить ответчику все расходы, которые были понесены им в связи с рассмотрением дела в суде. В случае если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по заявлению истца взыскиваются с ответчика. Если же по делу было заключено мировое соглашение, то стороны должны договориться и о том, в каком порядке будут распределены судебные расходы по делу. Вопрос о возмещении судебных расходов освещается в резолютивной части решения суда. Если такой вопрос не был разрешен, то суд вправе вынести дополнительное решение. При этом возмещены должны быть не только судебные расходы, которые понесли стороны, но также судебные расходы, которые понес судебный орган в связи с рассмотрением конкретного дела.

В случае, когда стороны освобождаются от уплаты судебных расходов, расходы, которые были понесены судом, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, судебные расходы в судебном процессе имеют большое значение, возложение судебных расходов на стороны преследует две цели, первая цель это возмещение затрат, которые несет Российское государство в связи с осуществлением правосудия по судебным делам, а также затраты добросовестных субъектов правоотношений, вторая цель — предупредить необоснованные обращения за судебной защитой (сутяжничество) и необоснованные уклонения от выполнения гражданско-правовых, семейных, трудовых и других обязанностей.

Законодатель в рамках ГПК РФ не определяет понятия судебных расходов, а лишь устанавливает, что входит в состав таких расходов. Правовые положения о данном институте содержатся в гл. 7 ГПК РФ.

Исходя из сущности судебных расходов, положения о которых содержатся в ГПК РФ, можно дать следующее их понятие – это денежные суммы, которые выплачиваются лицам, указанным в законе и связанных с осуществлением производства по конкретному гражданскому делу.

В качестве судебных расходов рассматриваются издержки, которые несет лицо, в связи с тем, что оно оплачивает услуги представителя. Это часть издержек, которые присуждаются судом в размере определяемом, исходя из критерия разумности. Вообще вопрос о взыскании такого рода расходов разрешается судом при рассмотрении дела по существу и указывается в судебном решении по делу. Если же судом по каким-либо причинам вопрос о возмещении судебных расходов рассмотрен не был в рамках рассмотрения дела по существу и при вынесении решения, то лицо вправе обратиться в данный суд с отдельным заявлением о возмещении судебных расходах. Распределение данного вида расходов осуществляется согласно положениям ст. 98, 99, 100 ГПК РФ.

Если обратиться к общему правилу распределения таких расходов, то они распределяются в пропорциональном порядке в соответствии с теми требованиями, которые были удовлетворены судом и подлежат возмещению той стороне, в пользу которой вынесено судебное решение.

В соответствии с ГПК РФ выделяют два вида судебных расходов: — государственная пошлина; — издержки, связанные с рассмотрением дела.

Издержки, которые связаны с рассмотрением дела — это денежные суммы, которые подлежат взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, которые оказывают помощь в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), а равно по возмещению затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.

Под судебными издержками следует понимать денежные суммы, которые подлежат взысканию при рассмотрении конкретного дела в целях: — выплаты их лицам, которые оказывают помощь в реализации деятельности по осуществлению правосудия. К таким субъектам получения выплат следует относить экспертов, свидетелей, специалистов; — возмещения затрат судебному органу, понесенных на совершение процессуальных действий, указанных в законе.

Если рассматривать отличие государственной пошлины от судебных издержек, то можно сказать, что судебные издержки определяются в зависимости от тех расходов, которые были понесены лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в судебном органе. Основное отличие государственной пошлины от издержек заключается в том, что её размер устанавливается в порядке, который установлен законом и подлежит зачислению только в доход федерального или местного бюджета.

Легальное определение государственной пошлины закреплено в Налоговом кодексе Российской Федерации. Под государственной пошлиной принято понимать сбор, который взимается с лиц, когда они обращаются в:

— органы государственной власти,

— органы местного самоуправления,

— иные органы и (или) к их должностным лицам, которые правомочны на основании положений закона, в том числе нормативно-правовых актов, принимаемых органами субъектов РФ, а так же органами местного самоуправления, совершать определенные юридически значимые действия.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины определяется законодательством РФ, и меняются в зависимости от вида исковых требований и цены иска. Безусловно, что оплата судебных расходов, согласно положениям закона, возлагается на истца и ответчика, как основных участников процесса. Если в деле принимают участие несколько истцов или ответчиков, то несение судебных расходов распределяется между ними в определенном порядке, определяемым судом в своем решении. Но, конечно, обязанность по возмещению судебных расходов, может быть возложена и на других участников процесса, так как они так, же принимают участие в рассмотрении дела. Как уже отмечалось, функция судебных расходов заключается в том, что они должны с одной стороны компенсировать произведенные затраты, а с другой защитить судебные органы от необоснованного обращения лица. То есть, благодаря возмещению судебных расходов, государство компенсирует свои затраты, производимые на содержание судебных органов и поддержание их деятельности и функционирования. Кроме того, такие затраты должны своеобразным способом дисциплинировать участников судебных отношений, чтобы они понимали, когда необходимо обращаться в судебные органы за защитой своих прав, а когда такие действия недопустимы.

В настоящее время основным правовым актом, в рамках которого получила свое нормативное закрепление государственная пошлина, выступает глава 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного суда от 1 марта 2007 г. № 326- О-П1 становится ясно, что государственная пошлина — это единственный и достаточный платеж, который взимается за осуществление судом своей деятельности по отправлению правосудия. Кроме того, законодатель возлагает на судебные органы право самостоятельно решать вопрос о том, чтобы освободить лицо от оплаты пошлины в силу определенных обстоятельств, либо снизить её установленный размер. В качестве субъектов, на которые закон возлагает обязанность по оплате государственной пошлины, относятся: 1) организации; 2) физические лица. При этом достаточно важно заметить, что плательщиками указанные лица будут признаны только в случае, если:

— они обратились в судебные органы за защитой своих прав и интересов;

— если они выступают в качестве ответчиков по гражданскому делу;

— истец освобожден от оплаты государственной пошлины;

— решение суда было вынесено в пользу иной стороны по делу.

Как уже отмечалось выше, на размер государственной пошлины напрямую оказывает влияние цена иска, как пример стоимостное выражение спорного имущества. Цена иска по тем спорам, где основным предметом спора выступает имущество, является обязательным элементом, так как без её определения невозможно оплатить и государственную пошлину, что влечет за собой оставление искового заявления без движения. Если цену иска в настоящий момент определить трудно, то размер государственной пошлины предварительно определяется судом, а недостающая часть взыскивается с определенного лица по итогам рассмотрения гражданского дела. Если в процессе рассмотрения гражданского дела в суде истец обращается с требованиями об увеличении размера исковых притязаний, то истец обязан оплатить возникшую разницу в государственной пошлине в установленный в законе срок. Если же наоборот истец обратился в суд, рассматривающий гражданское дело с требованием уменьшить размер заявленных требований, то излишне уплаченная сумма государственной пошлины ему возвращается. Также разрешается вопрос об определении размера государственной пошлины, если суд при рассмотрении дела выйдет за пределы исковых требований, заявленных первоначально.

Говоря о процедуре определения цены иска необходимо обратиться к положениям ст. 91 ГПК РФ, которая определяет, что цена иска устанавливается: 1) в отношении исков о взыскании денежных средств по размеру данной суммы; 2) в отношении исков об истребовании имущества, по стоимости данного имущества; 3) в отношении исков о взыскании алиментов по сумме, которая формируется на год; 4) в отношении исков о срочных платежах и выдачах по сумме таких платежей и выдач, но не более чем за три года; 5) в отношении исков о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах по сумме таких платежей и выдач за три года; 6) в отношении исков об уменьшении или увеличении платежей и выдач по сумме таких платежей и выдач в уменьшенном состоянии, но не более чем за год; 7) в отношении исков о прекращении платежей и выдач, по сумме оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год; 8) в отношении исков о досрочном расторжении договора имущественного найма по сумме платежей за пользование данным имуществом в оставшиеся сроки, но не более чем за три года; 9) в отношении исков о праве собственности на объект недвижимого имущества, который принадлежит гражданину на праве собственности, по сумме стоимости такого объекта, но не может быть ниже инвентаризационной оценки или при отсутствии ее — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, по сумме стоимости объектов, которая не может быть ниже балансовой оценки объекта; 10) в отношении исков, состоящих из нескольких отдельных притязаний, по каждому из требований по отдельности.

Размер же иска напрямую связан с характером обращения в судебные органы. Цена же иска указывается самим заявителем в зависимости от требований закона. Если лицо неправильно определило цену иска, то суд должен выявить такую ошибку и самостоятельно указать правильную цену иска в зависимости от положений законодательства. Еще одним важным вопросом остается вопрос о способе или форме оплаты государственной пошлины при обращении лица в судебные органы. Дело в том, что её оплата может быть осуществлена как в наличной, так и безналичной форме, через банковскую организацию и предоставления платежного документа в суд со всеми документами. При этом предоставляется только оригинал такого платежного документа, в соответствии со ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении, данное правило распространяется на все судебные инстанции.

В случае если государственная пошлина оплачивается наличными средствами, то подтвердить её оплату можно платежным документом, который выдается банковской организацией, либо документом, который предоставляется должностным лицом или кассой органа, который осуществил оплату, согласно форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, правомочным осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов.

Положения Налогового Кодекса РФ определяют 5 групп лиц, которые могут использовать льготы при оплате государственной пошлины: 1) льготы, которыми могут пользоваться отдельные категории не только физических лиц, но и юридических лиц; 2) льготы, которые устанавливаются законом для обращения за защитой своих прав в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям; 3) льготы, которые определяются для обращения в арбитражные суды; 4) льготы, которые определяются для обращения к нотариусам и использования их помощи; 5) льготы, которые могут быть применены при государственной регистрации актов гражданского состояния. Итак, было установлено, что оплачивать государственную пошлину обязаны не только физические, но и юридические лица. Данная оплата производится перед тем, как обратиться в необходимый орган для разрешения определенного вопроса. То есть, государственная пошлина подлежит уплате не только при обращении лица в суд. Вся сумма уплаченной государственной пошлины зачисляется в доход федерального бюджета. Безусловно, то лицо, которое обращается за совершением определенных действий и должно оплатить данный платеж. Если же обращение исходит от нескольких лиц, то они распределяют между собой сумму государственной пошлины, которую необходимо оплатить. Если же для кого-то из нескольких лиц, которые обращаются в органы государственной власти, обладает правом на получение льготы по уплате государственной пошлины, то другие платят так же, вне зависимости от такой льготы. То есть, размер государственной пошлины не может быть увеличен. Установлен порядок оплаты государственной пошлины, который предполагает, что лицо должно сначала оплатить государственную пошлину, а после обратиться в определенный орган власти со своими требованиями. Для судебного органа является важным тот момент, что в подтверждение оплаты такого платежа должна быть предоставлена квитанция, которая будет являться оригиналом и иметь все необходимые отметки банка, через который была осуществлена оплата.

В положениях пункта 3 статьи 333.40 НК РФ определяется особый режим возврата государственной пошлины. Данный режим предполагает, что, если государственная пошлина была уплачена лицом в размере, превышающим установленный, то разница может быть возвращена по письменному заявлению такого плательщика, которое подается в налоговый орган, который располагается и функционирует на той территории, где был произведен факт оплаты. Такое письменное заявление законодатель разрешает подавать в течение трех лет со дня уплаты излишней государственной пошлины. Законодатель предусматривает так же случаи, когда государственная пошлина может быть возвращена лицу, которое её уплатило: 1) если сумма государственной пошлины, которая была оплачена, превышает ту сумму, которая определяется законодателем для данного действия; 2) если судом было принято решение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа на основании ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 134 ГПК РФ и в иных случаях, которые предусмотрены в ст. 93 ГПК РФ; 27 3) если производство по делу было прекращено, либо заявление было оставлено без рассмотрения. Кроме того, для того, чтобы осуществить возврат уплаченной в бюджет государственной пошлины налоговому органу необходимо получить определение суда, в котором будет указана причина такого возврата, а так же сумма возврата.

Назначение судебных расходов выражается в трех основных положениях:

— обязанность по уплате таких расходов необходима для того, чтобы оградить судебную систему от необоснованного обращения лиц в судебные органы, либо уже в ходе судебного процесса избежать злоупотребления лицами, участвующими в деле процессуальными правами и обязанностями;

— судебные расходы также представляют собой еще одну санкцию в отношении лица, которое отказывается добровольно исполнять обязанности, которые были возложены на него законом или договором.

Поэтому в этом случае, суд не только выносит решение о принудительном исполнении им такой обязанности, но и о взыскании с него всех понесенных судебных расходов;

— судебные расходы призваны возместить государству некоторую часть затрат на обеспечение деятельности судебной системы.

По правилам, предусмотренным ст. ст. 98 — 103 ГПК РФ распределение судебных расходов осуществляется:

— если заявленные исковые требования были удовлетворены судом в неполном объеме, то судебные расходы распределяются между сторонами согласно удовлетворенным требованиям;

— если истец, согласно положениям закона освобождается от уплаты таких расходов, а суд удовлетворяет требования лица в полном объеме, то данное лицо должно быть освобождено от уплаты расходов, а на ответчика возлагается обязанность по оплате таких расходов в полном объеме в доход местного бюджета;

— если возникает иная ситуация, когда истец так же освобождается от уплаты всех судебных расходов, но при этом суд отказывает в удовлетворении его требований в полном объеме, то в этом случае, ответчик так же освобождается от уплаты данных расходов в полном объеме;

— если же истец отказывается от заявленного иска и своих требований в полном объеме, то он должен возместить ответчику все понесенные последним расходы, связанные с рассмотрением дела в суде. При этом ответчик освобождается от возмещения таких расходов в пользу истца;

— если судебный орган удовлетворил исковые требования в неполном объеме, а ответчик освобожден от уплаты таких расходов, то такие расходы взыскиваются с истца, который не обладает таким освобождением, но только в том размере, который пропорционален объему неудовлетворенных судом требований истца;

— если же в силу положений закона, обе стороны по делу освобождаются от уплаты судебных расходов, то они подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

При возмещении расходов, которые связаны с представлением интересов лица в суде необходимо для правильного и обоснованного их взыскания указать какие затраты были произведены в порядке досудебного разрешения спора и те затраты, которые были произведены в рамках судебного рассмотрения дела.

В соответствии с ст. 88 ГПК РФ в состав судебных расходов входит:

— государственная пошлина;

— издержки, которые непосредственно связаны с рассмотрением дела.

Перечни судебных расходов, которые указаны в законодательстве РФ являются не закрытыми. По ходатайству лиц участвующих в деле, суд может отнести к таким расходам и другие издержки, прямо связанные с рассмотрением дела, например копирование документов, почтовые отправления.

В гражданском процессе судебный орган вправе освободить определенное лицо от оплаты судебных расходов в связи с имущественным или материальным положением данного лица, либо уменьшить размер таких расходов.

Возвращаясь к вопросу о государственной пошлине, следует отметить, что она подлежит оплате при:

— обращении в суд с исковым заявлением;

-обращении в суд с заявлением по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений;

-подаче апелляционной и кассационной жалобы на решения судов, надзорной жалобы по делам, которые не были обжалованы в апелляционном или кассационном порядках;

-при подаче заявлений о повторной выдаче копии (дубликатов) судебного решения, судебного приказа, определений суда, других документов из дела.

Судебные издержки представляют собой те затраты, которые несут лица, принимающие участие в деле и которые связаны с рассмотрением конкретного спора в суде и они редко подлежат зачислению в бюджет, чаще всего они подлежат оплате в пользу определенного лица по делу

Судебные издержки находятся в четкой зависимости от итога рассмотрения дела в суде и от размера и объема удовлетворенных требований истца. Но, иногда суд определяет, что заявленные истцом судебные издержки превышают разумные пределы взыскания, тогда они могут быть взысканы в том размере, который будет установлен судом. Все судебные издержки, включая государственную пошлину, взыскиваются с ответчика в случае удовлетворения исковых требований в пользу истца. Важно заметить, что в рамках гражданского процесса порядок определения тех сумм, которые были затрачены на определенные процессуальные действия, различен и устанавливается для каждого отдельного случая. Например, затраты, которые связаны с осуществлением осмотра доказательств, а равно материальных объектов спора и с исполнением решений суда, возмещаются в полном объеме исходя из суммы, которая была затрачена на данные действия. Те суммы, которые необходимо выплатить эксперту определяются в зависимости от того, сколько времени эксперт потратил на проведение экспертизы, насколько она была сложной. Так, обычно, эксперт по итогам проведения экспертизы предоставляет свое заключение по поставленным вопросам, а также приводит расчет суммы произведенных им затрат. Важно заметить, что эксперты и специалисты вправе рассчитывать на получение оплаты своего труда в рамках рассмотрения конкретного дела в суде, только в том случае, если выполнение этих действий не входит в круг их служебных обязанностей. В отношении свидетелей и переводчиков решается вопрос об оплате их проезда к месту проведения судебного рассмотрения дела, а так же затрат на их проживание на данной территории, в соответствии с нормами и требованиями, которые указаны в положениях закона. Кроме того, указанной категории лиц должны быть возмещены затраты в связи с их отрывом от осуществления трудовой деятельности. Вид ответственности, который указан в рамках ст. 99 ГПК можно отнести к компенсационной, так как денежная сумма с определенного судом лица взыскивается не в пользу государства, а в пользу другой стороны, чьи интересы и права были удовлетворены судом при вынесении решения.

Данный вид ответственности может быть применен только к тому истцу или ответчику, которые принято считать недобросовестными, а равно к ответчику, чьи виновные действия явились поводом для обращения лица в суд в защиту своих прав и интересов, а равно из-за действий которого происходит взыскание за фактически потраченное время. В качестве характеристик, которые позволяют установить размер компенсации за фактически утраченное время можно рассматривать следующие обстоятельства:

— тот временной период, который затрачивается на то, чтобы устранить любые препятствия для правильного и своевременного рассмотрения дела;

— факт того, что такие нарушения допускались не один раз, а постоянно, через определенные промежутки времени. Для применения же к лицу мер ответственности необходимо установить всего лишь два таких события, не включая в них привлечение к ответственности за заявление необоснованного искового заявления;

— те материальные средства и временные рамки, которые были использованы стороной для того, чтобы оказать противодействие другой стороне, намеренно затягивающей судебный процесс и неправомерно использующей свои процессуальные правомочия.

В случае, когда ходатайство о допросе определенного лица, либо специалиста заявляется стороной, то данной лицо должно оплатить все расходы, которые понесет лицо в результате принятия участия в судебном заседании. Если же ходатайство было заявлено обеими сторонами, то и распределение возмещения таких расходов возлагается на них в равных частях. Уже было сказано, что судебный орган обладает правомочием по признанию судебных расходов неразумными и чрезмерными. В этом случае взысканию подлежат лишь часть таких расходов. Обычно данный вопрос возникает перед судом при взыскании расходов на оплату услуг адвоката или представителя. Важным элементом в процессе взыскания судебных расходов является то, что все понесенные затратой любой стороной должны быть подтверждены документально, официальными документами. Так, в качестве таких доказательств, произведенных затрат могут быть рассмотрены: договор, заключенный с юристом на оказание юридической помощи, представленными на имя лица счетами к оплате, а равно иными документами, которые могут быть рассмотрены в качестве таковых.

Таким образом, можно сделать вывод, что издержки, которые связаны с рассмотрением дела — это денежные суммы, которые подлежат взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, которые оказывают помощь в осуществлении правосудия, а также на возмещение затрат судебному органу по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.

Следует сразу отметить, что согласно общему правилу, судебные расходы распределяются между сторонами согласно принципу, который предусматривает, что оплачивать их должно то лицо, которое собственно и нарушило права и интересы другого лица, либо в результате чьих действий был причинен вред.

Таким образом, можно определить две категории лиц, на которых возлагается обязанность по оплате таких расходов:

— лица, которые выразили отказ в добровольном исполнении тех обязанностей, которые были возложены на них законодателем;

— лица, которые неосновательно обратились в судебные органы за защитой своих нарушенных прав и интересов .

Говоря о порядке возмещения расходов, связанных с услугами представителя в суде, то он осуществляется следующим образом: а) для того, чтобы возместить свои расходы, связанные с услугами представителя в суде, сторона, в пользу которой было принято решение, должно обратиться с письменным заявлением о взыскании таких расходов со стороны, проигравшей в судебном споре. Но такое взыскание может быть осуществлено только в разумных пределах и при учете всех обстоятельств конкретного дела; б) если в ходе рассмотрения гражданского дела, адвокат принимал участие на бесплатной основе, то такие расходы так же взыскиваются с проигравшей стороны по письменному заявлению адвоката. При этом взысканные денежные средства подлежат зачислению на счет соответствующего адвокатского образования.

Так, например, Конституционный Суд РФ определил свою четкую позицию по данному вопросу в рамках Определения от 21 декабря 2004 г. № 36 454-О1 , где указал, что суд вправе уменьшить размер взыскиваемых расходов на оплату услуг представителя по делу. Данное правомочие судебного органа возможно только в том случае, если суд посчитает, что такие расходы заявлены в неразумных пределах, являются чрезмерными. Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что таким образом происходит установление определенного баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, и не может быть рассмотрено как нарушение конституционных прав и свобод заявителя. Правомочие судебного органа по взысканию расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из способов, который позволяет защитить сторону от необоснованного предъявления требований о взыскании таких расходов, что позволяет реализовать одну из конституционных гарантий, закрепленной в ст. 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Подводя итоги, из выше сказанного, можно сказать, что оплата судебных расходов возложена законом на лиц, имеющих прямой материально-правовой интерес в исходе дела, — истца и ответчика. Оплата государственной пошлины является обязательной при подачи искового заявления. Вопрос о возмещении судебных расходов связанных с рассмотрением дела суд решает при вынесении решения. Все понесенные по делу судебные расходы, которые подтверждены платежными документами, будут распределены между истцом и ответчиком. Согласно ГПК РФ судебные расходы распределяются пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.

Судебные расходы по КАС РФ.

Самого понятия судебных расходов КАС РФ также не закрепляет. Основываясь на нормах главы 10 КАС РФ, а именно ст.ст. 103,106 КАС РФ, можно сформулировать понятия судебных расходов – это денежные суммы, уплачиваемые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением и разрешением судом административного дела. Все судебные расходы так же подразделяются на государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением дела. Одним из элементов судебных расходов является государственная пошлина (п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса). Государственная пошлина по административному делу – это сбор, взимаемый с административного истца в федеральный бюджет за рассмотрение и разрешение судом его административного иска. В самом Кодексе административного судопроизводства не определены размеры госпошлины и для правильного исчисления нужно обращаться к Налоговому кодексу, а именно – гл. 25.3 ч. 2. Размеры государственной пошлины определяется в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

В Налоговом кодексе, а именно в ст. 333.36 – предусмотрены случаи освобождения от уплаты госпошлины, в частности, освобождаются физические лица и организации при подаче в суд заявлений об оспаривании действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях; освобождены вынужденные переселенцы и беженцы при подаче административных исковых заявлений об оспаривании в регистрации ходатайства о признании их переселенцами/беженцами; освобождены административные истцы по делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

Согласно ч.2 ст. 333.20 НК суд исходя из имущественного положения плательщика вправе освободить его от уплаты госпошлины, уменьшить ее размер, а также отсрочить или рассрочить уплату.

Нормы КАС РФ, так же как и нормы АПК РФ и ГПК РФ закрепляют перечень судебных издержек связанных с рассмотрением административных дел, данный перечень является не исчерпывающим. Издержки, связанные с рассмотрением административного дела раскрываются в ст. 106 КАС РФ, так следует относить к издержкам следующие суммы:

а) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам

б) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства

в) расходы на проезд и проживание самих сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд

г) расходы на оплату услуг представителей

д) расходы на производство осмотра на месте

е) почтовые расходы, связанные с рассмотрением дела

ж) другие признанные судом необходимыми расходы.

Новеллой КАС РФ является, непосредственное указание в самом кодексе категорий лиц освобожденных от возмещения судебных расходов, связанных с рассмотрением административного дела, данные лица перечислены в ст. 107 КАС РФ.

Данные положения распространяются на следующие категории административных истцов и ответчиков:

— являющиеся, инвалидами 1 и 2 группы;

— общественные организации инвалидов, в том числе, представляющие в суде интересы своих членов;

ветераны ВОВ, ветераны боевых действий, ветераны военной службы;

— малоимущие граждане, признанные таковыми в соответствии с 44-ФЗ от 05.04.1995 года.

По общему правилу все понесенные по делу судебные расходы присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда с другой стороны. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 107 КАС РФ, а также, когда гражданин освобожден судом ввиду его имущественного положения от уплаты расходов по выплате денежных сумм свидетелям, экспертам и специалистам или других признанных судом необходимыми расходов или судом их размер уменьшен. Отдельно можно говорить о делах связанных с взысканием обязательных платежей и санкций – по ним судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в современном обществе одним из главных направлений является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов граждан, юридических лиц, публичных образований. Судебные расходы являются таким институтом, который существует в рамках гражданского процесса, арбитражного процесса, административного судопроизводства, уголовного процесса и даже в рамках приказного процесса. При этом, регулирование в каждом из них имеет свои особенности, имея в своей основе общие черты, обусловленные сущностью этого института. По общему правилу все понесенные по делу судебные расходы присуждаются стороне, в пользу которой состоялось решение суда с другой стороны. Но не все граждане и юридические лица могут оплатить судебные расходы из-за своего тяжелого материального состояния. Законодатель закрепил в нормах процессуального права РФ, что судом граждане могут быть освобождены от уплаты расходов в связи с их имущественным положением. Таким образом, гарантируются права всех граждан на обращение в судебные органы за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов.

Судья Е.Ю. Панина

Помощник судьи Г.М. Васильева

опубликовано 21.08.2018 12:41 (МСК)

Судебные расходы по гражданским, уголовным делам и делам об ад- Понятие судебных расходов. Размер государственной пошлины и льготы.