ужесточения мер административной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Вы точно человек?

30 октября 2015 года в Государственную Думу внесен законопроект под номером № 917642-6, который предлагает новый вариант Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ). За 14 лет своего существования КоАП РФ неоднократно дополнялся многочисленными поправками, вследствие чего многие понятия не имеют четких критериев и определений, что усложняет его правоприменительную практику. Новый Кодекс предлагается переименовать в Кодекс об административной ответственности (КАО РФ) и включить в него недостающие определения, уточнения порядка применения различных видов наказания и в целом существенно его модернизировать.

Разделом 4 законопроекта «Административные правонарушения в социально-культурной сфере, сфере информационной деятельности и архивного дела» предусмотрена Глава 27. «Административные правонарушения в сфере здравоохранения, труда и социальной защиты населения», в которую включены: Статья 297. «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», Статья 298. «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», Статья 299. «Нарушение правил заключения и исполнения коллективного договора, соглашения», Статья 300. «Нарушение правил осуществления примирительных процедур», Статья 301. «Незаконное увольнение работников», Статья 302. «Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке», Статья 303. «Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора», Статья 304. «Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда» и другие статьи, касающиеся политики защиты трудовых прав работников.

В целях установления единообразного упрощенного порядка исчисления размера административного штрафа, исключающего его различное понимание и применение на практике, предлагается определять размер административного штрафа исходя из расчетного показателя (базовой величины) для исчисления штрафа, устанавливаемого и периодически изменяемого специальным федеральным законом.

Новый Кодекс предполагается ввести с 1 января 2017 года.

Одновременно напоминаем, что федеральным законодательством в действующий КоАП РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2015 года.

Немаловажным является срок давности привлечения к административной ответственности. Если раньше он составлял 2 месяца, то с 2015 года постановление о привлечении к ответственности за нарушение трудового законодательства может быть вынесено в течение года с момента совершения правонарушения.

Статья 5.27. «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» предусматривает, что за нарушения, предусмотренные этой статьей, работодатель несет риск привлечения к административной ответственности в размере до 50 тысяч рублей.

Наиболее типичные нарушения по ч.1 статьи 5.27:

невыплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором;

невыплата всех сумм при прекращении трудового договора в день увольнения;

невыплата работнику предусмотренных коллективным договором вознаграждений;

отсутствие регламентации в правилах внутреннего трудового распорядка прав сторон трудового договора;

задолженность по страховым взносам и др.

За повторное правонарушение, ответственность за которое наступает по ч.1 статьи 5.27 КоАП РФ работодатель несет риск привлечения к ответственности в размере от 50 тыс.рублей до 70 тыс.рублей.

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает еще несколько составов административных правонарушений, таких, например, как:

заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем — штраф до 100 тыс.рублей; при повторном нарушении – до 200 тыс.рублей;

фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -штраф до 20 тыс.рублей.

Статья 5.27.1. КоАП предусматривает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда – штраф может достигнуть 80 тыс.рублей.

За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – штраф до 80 тыс.рублей;

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – штраф до 130 тыс.рублей;

За необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – штраф до 130 до 150 тыс.рублей.

За повторное нарушение предусмотрены штраф до 200 тыс.рублей и административное приостановление деятельности до 90 суток.

Статьи 5.28., 5.29., 5.30., 5.31., 5.32. КоАП РФ устанавливают ответственность работодателя в сфере коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений от 1 тыс.рублей до 5 тыс.рублей.

Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения;

Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;

Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению;

Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции).

Но самые главные риски, которые несет работодатель, заключаются в том, что каждое из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-15, если проверяющий орган установит нарушение в 10 трудовых договорах, то и штраф будет умножен на 10. Таким образом, общий штраф составит 100 тыс.руб. х 10 = 1 млн.рублей.

Отдел социально-экономической защиты

аппарата Нефтегазстройпрофсоюза России

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Часть 1. Уголовная ответственность за нарушение норм трудового права.

Ответственность за нарушение трудового законодательства с учетом (за нарушения положений актов, содержащих нормы трудового права).

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Статья 419 ТК РФ. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов

Чем грозит нарушение трудового законодательства?

Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

1. Комментируемая статья содержит отсылочную норму о привлечении к ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
В данной статье предусматривается четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая (имущественная), административная и уголовная.
Помимо перечисленных четырех видов ответственности, ТК предусматривает и пятый — материальную ответственность, возникающую также в случае нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В зависимости от характера правонарушений в сфере труда, их мотивов, способов совершения, степени тяжести, последствий и т.д. наступает один из предусмотренных видов ответственности.
2. Дисциплинарная ответственность работников наступает за нарушение трудовой дисциплины, т.е. за совершение дисциплинарного проступка. Понятие дисциплинарного проступка и перечень дисциплинарных взысканий закреплены в ст. 192 ТК.
Общим основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей (ст. 192 ТК). Помимо этого, в ряде статей ТК специально говорится о дисциплинарной ответственности за те или иные дисциплинарные проступки (ст. 90, 357, 409, 416, 417 ТК).
Согласно ст. 362 ТК при виновном нарушении руководителями и иными должностными лицами организаций, а также работодателями — физическими лицами трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективных договоров, соглашений, указанные лица привлекаются к ответственности, в том числе дисциплинарной, по правилам, предусмотренным ст. 192-195 ТК. В ст. 195 ТК также устанавливаются порядок и основания привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей.
3. Материальная ответственность в трудовом праве также является одним из видов юридической ответственности. Трудовое законодательство предусматривает взаимные обязательства сторон трудового договора (работодателя и работника) возместить ущерб, причиненный другой стороне. Особенностью и отличием имущественной ответственности по трудовому законодательству от гражданско-правовой ответственности является то, что ни работник, ни работодатель не обязаны возмещать упущенную выгоду. Возмещению подлежит только прямой реальный ущерб, т.е. расходы, которые необходимы для восстановления (или приобретения утраченного) имущества.
Материальная ответственность руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера имеет некоторые особенности. Руководитель организации на основании ч. 1 ст. 277 ТК несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации его виновными противоправными действиями. Кроме того, руководитель организации возмещает организации убытки, возникшие в результате его виновных действий, но лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, например, Федеральным законом «Об акционерных обществах» установлена ответственность перед обществом единоличного исполнительного органа акционерного общества (директора, генерального директора) за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием) (ст. 71).
Согласно ст. 243 ТК материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может применяться к заместителям руководителя организации, главным бухгалтерам, если условие о полной материальной ответственности включено в заключаемые с ними трудовые договоры.
4. Гражданско-правовая ответственность в виде обязательства по компенсации вреда возникает, если в результате нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вред был причинен лицу (лицом), не являющемуся (не являющимся) стороной трудовых отношений, по нормам гражданского законодательства. Так, например, в соответствии со ст. 417 ТК орган, объявивший забастовку и не прекративший ее после признания ее незаконной, обязан компенсировать вред, причиненный этой забастовкой, на основе норм гражданского законодательства.
Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права.
5. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, может применяться в случаях, указанных в КоАП.
Административная ответственность руководителя, иных должностных лиц организации состоит в применении к указанным лицам мер (видов) административных взысканий за административное правонарушение, что выражается в наложении штрафа на указанных лиц. В гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» предусмотрены составы административных правонарушений, совершаемых должностными лицами, включая сферу труда.
Под должностными лицами, согласно ст. 2.4 КоАП, понимаются выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители и другие работники организаций, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функции представителя власти.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП).
Другой вид административного наказания — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет — применяется в отношении должностного лица за нарушение законодательства о труде и об охране труда, если указанное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП).
В соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой (ч. 3 ст. 3.11 КоАП).
Административная ответственность установлена для работодателя или лица, его представляющего, за следующие административные правонарушения в сфере труда: за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП). За указанные правонарушения может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 3000 руб.
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.30 КоАП).
За нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению налагается штраф в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31 КоАП).
Административная ответственность работодателя или его представителя за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), в соответствии со ст. 5.32 КоАП влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб.
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 4000 руб. (ст. 5.33 КоАП).
Также предусмотрена административная ответственность работодателя за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (локаут). Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 5.34 КоАП).
Административный штраф налагается государственными инспекторами труда (ч. 1 ст. 23.12 КоАП) либо на основании решения суда, государственный инспектор труда, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП).
6. Привлечение виновных лиц к уголовной ответственности возможно за нарушение трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Конкретные составы преступлений в сфере труда и охраны труда содержатся в УК. Так, в ст. 143 УК установлена уголовная ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.
Данное преступление наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
В соответствии с ч. 2 ст. 143 УК то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам беременности или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет, согласно ст. 145 УК наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов.
Статьей 145.1 УК установлена уголовная ответственность за невыплату заработной платы. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Те же деяния, повлекшие тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
7. Законодательством РФ закреплены права профессиональных союзов и гарантии их деятельности. Статьей 378 ТК предусмотрена ответственность за нарушение прав профессиональных союзов.
Гарантируется судебная защита прав профсоюзов (п. 1 ст. 29 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.
Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусмотрено, что должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут дисциплинарную, уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 30).
ТК установлено, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 378).
Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, установленные в ТК, федеральных законах, иных нормативных актах, тем самым нарушают трудовое законодательство и соответственно привлекаются к тем же видам юридической ответственности, что и за нарушение трудового законодательства в целом.
Их привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется по правилам ст. 193 ТК, административная ответственность наступает, в основном, по ст. 5.27 КоАП, уголовная ответственность за нарушение прав профессиональных союзов не установлена.
8. ТК предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника (ст. 90).
Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных, несут дисциплинарную ответственность по правилам ст. 192-195 ТК, а также материальную ответственность, предусмотренную гл. 38 и 39 ТК и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Административное взыскание в виде штрафа накладывается на граждан, должностных и юридических лиц в соответствии со ст. 13.11 КоАП за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Уголовная ответственность предусмотрена:
— за незаконные действия с информационными данными о частной жизни лица (в том числе работника), совершенные другим лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 137 УК);
— неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (в том числе работникам) (ст. 140 УК);
— неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272 УК).

Источник: В.Л. Гейхман, Е.Н. Сидоренко. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. 2012

Еще по теме Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права:

  1. Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  2. Статья 419. Виды ответственности за нарушение тру-дового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  3. Раздел XIII. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  4. Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. рассмотрение и разрешение трудовых споров. ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  5. Раздел XIII. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И СВОБОД. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  6. Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  7. Глава 62. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  8. Глава 62. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  9. Глава 62. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ИНЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  10. Статья 362. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  11. Статья 362. Ответственность за нарушение трудо-вого законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  12. Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  13. Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  14. Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
  15. Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
  16. Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
  17. Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
  18. Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
  19. Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
  20. Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени

— Трудовое право —

— Административное, финансовое, информационное право — Гражданское, предпринимательское, семейное, международное частное право — Конституционное, муниципальное право — Природоресурсное, аграрное, экологическое право — Таможенное, налоговое, медицинское право — Теория и история права и государства — Трудовое право — Уголовное, уголовно-процессуальное право —

Административная ответственность за нарушения трудового и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Ключевые.

Ответственность за нарушение трудового законодательства с учетом изменений

Статьей 362 ТК РФ предусмотрено, что руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы  трудового права, несут ответственность в случаях и порядке,   установленных федеральными законами.     

В ТК РФ достаточно четко и подробно изложены основные права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу  основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, относятся:

·         обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

·         предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

·         выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату; 

·         обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

·         исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, работодатель привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от характера нарушения трудовых прав работника, степени тяжести нарушений и некоторых других обстоятельств. Поэтому за нарушение трудового законодательства предусмотрены различные виды юридической ответственности: административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная (ст. 419 ТК РФ).

 

Административная ответственность

 

Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным. Так, по данным Федеральной инспекции труда РФ, в 2003 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 73 тыс. руководителей и других ответственных должностных лиц  организаций.

Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда. Органами Федеральной инспекции труда РФ в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права. Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, а также  нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве.

Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами. Прежде всего речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация. 

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не исключает возможности привлечения к административной ответственности юридического лица, в том числе и за допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, в случае если в статьях #M12293 1 901807667 3867774713 101 791792389 1126311823 1540216064 77 2355477346 4разделов I#S, #M12293 2 901807667 3867774713 9990011 445735324 803632489 860518139 217114040 2554165331 3423425444III#S, #M12293 3 901807667 3867774713 31828 4019165398 3464 31648068 3137 1151662651 2657473655IV#S, #M12293 4 901807667 3867774713 114 450738501 3277815433 3464 31648068 3137 1151662651V#S КоАП РФ не указано, что установленные указанными статьями нормы применяются только к физическому или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.                      

В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ.

Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).        

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 КоАП РФ).

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом,  информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ).     

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от  3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной  инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Так, должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных  ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда»; ст. 5.42 КоАП РФ «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»; ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»; ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»;  ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»; ст. 19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)».

При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ «Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении» выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ст. 19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение (необоснованный отказ в предоставлении объяснений)законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного взыскания в виде штрафа, налагаемых судом.

Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, которая назначается судом. Дисквалификация заключается в лишении физического лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации,  права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 КоАП РФ).   

Согласно ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. При этом договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом с дисквалифицированным лицом должен быть расторгнут.

В 2003 г. по результатам всех проведенных органами Федеральной инспекции труда РФ проверок в судебные органы было направлено 212 протоколов для привлечения к ответственности в виде дисквалификации лиц, виновных в нарушении трудового  законодательства. По результатам рассмотрения судами было принято 52 решения о дисквалификации виновных должностных лиц.

Столь жесткая мера ответственности применялась, как правило, в отношении руководителей организаций, имеющих длительную и значительную по объему задолженность по заработной плате перед работниками. Так, в ходе проверки ООО «Парковка» (г. Кольчугино, Владимирская область) Госинспекцией труда была выявлена задержка выплаты заработной платы 18 работникам за август-сентябрь 2003 г. в размере 55,025 тыс. руб. Причиной образования задолженности явилось непринятие администрацией должных мер по взысканию дебиторской задолженности.

В адрес генерального директора Мухина В.Н. Госинспекцией труда было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также в суд были направлены материалы для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности в виде дисквалификации. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Кольчугино от 13 ноября 2003 г. Мухин В.Н. был дисквалифицирован сроком на один год.

Также за нарушение сроков выплаты заработной платы по представлению Госинспекции труда в Республике Северная Осетия —Алания постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Северно-Западного МО г. Владикавказа от 1 июля 2003 г. был дисквалифицирован сроком на один год директор ООО «Севкавлифт» Мельницкий А.Ю.; постановлением судьи Ирафского районного суда Республики Северная Осетия — Алания от 3 декабря 2003 г. на такой же срок был дисквалифицирован начальник ГУП «Чиколинское ДРСУ» Гатиев Е.Ц.

В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

В 2003 г. органами Федеральной инспекции труда РФ было проведено более 264 тыс. различных проверок, по результатам которых в адрес руководителей и других ответственных должностных лиц организаций было выдано более 239 тыс. предписаний об устранении нарушений трудового законодательства.

         

Материальная и дисциплинарная ответственность работодателя

 

Материальная ответственность работодателя выражается в возмещении работнику материального ущерба, причиненного в результате  незаконного лишения его возможности трудиться. 

Так, работодатель обязан возместить работнику материальный ущерб в случае незаконного отстранения от работы, его увольнения или перевода на другую работу, отказа от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении на прежней работе, задержки выдачи трудовой книжки, внесения в нее неправильной или несоответствующей законодательству формулировки причины увольнения, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором (ст. 234 ТК РФ).  

Кроме того, в отличие от ранее действующего законодательства о труде работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы в форме уплаты процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст. 236 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выражается в применении к ним мер дисциплинарного характера в виде наложения дисциплинарных взысканий, таких как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренных ст. 192 ТК РФ.

Должностные лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вышестоящими в порядке подчиненности должностными лицами как по собственной инициативе, так и по представлениям органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе органов Федеральной инспекции труда РФ.

Так, в 2003 г. по результатам проверок, проведенных Федеральной инспекцией труда РФ, за допущенные нарушения трудового законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено почти 25 тыс. должностных лиц организаций.      

 

Уголовная ответственность

 

За наиболее грубые нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, наступает уголовная ответственность. Так, в соответствии со ст. 145 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от двух до пяти месяцев либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов.       

Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил по охране труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. За это преступление предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от двух до пяти месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет. Если эти действия  повлекли по неосторожности смерть человека, то они наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без этого срока.

Предусмотрена также уголовная ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из  корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 145-1 УК РФ).    

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Имеют ли право штрафовать за нарушение «режима самоизоляции»?

Рефераты ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов содержащих нормы трудового gto-sport.ruт.