Раздел VIII. Ответственность за нарушение законодательства об образовании Права и обязанности участников образовательного процесса.

Раздел III. Образовательное право как отрасль российского права

В соответствии со статьей 5.57 частью 2 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации предусмотрена административная ответственность должностных и юридических лиц за действия, связанные с нарушением или незаконным ограничением предусмотренных законодательством на образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

Права и свободы обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в образовательном процессе определены законодательными актами РФ и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ и Минобрнауки России.

На основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» все обучающиеся в образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В отношении обучающихся и воспитанников Закон предусматривает такие меры социальной поддержки, как стипендии, места в общежитиях, в интернатах.

Важной гарантией прав гражданина на получение среднего или высшего профессионального образования является установленная законодательством обязанность учредителя соответствующего образовательного учреждения в случае прекращения деятельности такого учреждения (в том числе в связи с аннулированием лицензии, лишением государственной аккредитации) возместить убытки по договору, предусматривающему оплату стоимости обучения, а также обеспечить перевод обучающихся в другие образовательные учреждения соответствующего типа. Закон об образовании обязывает образовательные учреждения создать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся и воспитанником несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в действиях (бездействиях) юридических лиц и должностных лиц, приведшие к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо установленного порядка реализации указанных прав и свобод.

В случае нарушения прав и свобод обучающихся (воспитанников) для должностных лиц, а также юридических лиц предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

За данное правонарушение предусмотрен административный штраф для должностных лиц и для юридических лиц.

Опубликовано:31 Декабря 2019

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ДЖИГИТЫ 💂‍♂️💂‍♂️устроили ДИКИЙ Бой — Реванш НУЖЕН?

ву предмета правового регулирования образовательного права. Коллегия, в частности, усмотрела ряд нарушений гражданского зако- нодательства в.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Авторские права на Ютубе: использование чужих видео на своём YouTube-канале

3.3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

         

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.

«УГ Москва», №07 от 17 февраля 2015 года

Ответственность должностных лиц образовательных организаций

​В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» образовательная организация несет ответственность в порядке, установленном законодательством: Мария Баранова
    за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;
    за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом;
    за качество образования своих выпускников;
    за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
    за нарушение или незаконное ограничение права на образование, прав и свобод обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся, предусмотренных законодательством об образовании.
Исполнительный орган образовательной организации — руководитель, который в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью ОО (статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Обращаю внимание на то, что руководитель образовательной организации вправе распределять обязанности между своими заместителями и в соответствии с уставом имеет возможность передать заместителям часть своих обязанностей для исполнения. Основанием, подтверждающим передачу обязанностей руководителя, выступают приказы о распределении обязанностей, которые оформляют в виде перечня обязанностей, устанавливаемого для каждого заместителя руководителя, и (или) включение в трудовые договоры определенных полномочий.
За нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к административной ответственности привлекается должностное лицо, совершившее административное правонарушение (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — КоАП РФ).
Действующее законодательство предусматривает, что к должностным лицам относятся:
    руководитель организации;
    заместители руководителя организации;
    иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции (главный бухгалтер, руководители отделов).
То, кто именно из должностных лиц образовательной организации будет отвечать за конкретное правонарушение, должно учитываться во внутреннем распределении служебных обязанностей.
Пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Учитывая это, в случае выявления контролирующими органами правонарушений заместитель руководителя либо иное должностное лицо, на которое возложены соответствующие обязанности, могут быть привлечены к административной ответственности.
К должностным лицам образовательных организаций административная ответственность может быть применена, например, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (статья 6.7 КоАП РФ), за нарушение правил пожарной безопасности (статья 20.4 КоАП РФ). Сумма штрафа, налагаемого на должностное лицо, может составлять до 15 тысяч рублей, на юридическое лицо — до 200 тысяч рублей. Кроме того, в случае выявления повторных нарушений либо неисполнения выданного соответствующими полномочными лицами предписания КоАП РФ предусмотрена возможность приостановления деятельности юридического лица на срок до 90 суток.

Мария БАРАНОВА, директор Московского центра образовательного права

Версия для печати

Права и свободы обучающихся и воспитанников образовательных учреждений в образовательном процессе определены.

Административная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних

Отдел государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования является структурным подразделением Министерства образования Республики Мордовия, осуществляет свою деятельность в соответствии с принципами государственной политики в области образования.

Главная цель надзора — обеспечить соблюдение Конституции РФ, федеральных и региональных законов, подзаконных нормативных актов в области образования.

Задачи осуществления надзора  в сфере образования: 

  • обеспечение соблюдения законодательства в сфере образования;
  • создание условий для реализации гражданами конституционного права на образование;
  • охрана и защита прав и законных интересов в сфере образования граждан, учреждений образования, органов местного самоуправления и государства;
  • выявление и устранение существующих недостатков и нарушений в сфере образования, а также причин и условий, способствующих их возникновению;
  • просвещение в области образовательного права.

Полномочия и функции отдела по надзору  за исполнением законодательства в области образования 

Инспекционная деятельность отдела направлена на выявление и устранение существующих недостатков и нарушений в области образования, а также причин и условий, способствующих их возникновению. Отдел строит свою работу на взаимодействии с правоохранительными органами и различными ведомствами, средствами массовой информации, реагирует на обращения и запросы руководителей государственных органов исполнительной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления.

Основаниями для выбора организаций, включаемых в план-график надзорной деятельности, используются следующие критерии:

  • дата проведения последнего планового мероприятия по надзору в отношении данной организации;
  • для выбора организации, осуществляющих образовательную деятельность, — количество выявленных нарушений законодательства в области образования за предшествующий пятилетний период, полнота и своевременность устранения выявленных нарушений;
  • для выбора органов местного самоуправления — количество выявленных нарушений законодательства в области образования на территории муниципального образования за предшествующий пятилетний период, полнота и своевременность устранения выявленных нарушений.

Организации, в отношении которых осуществляется надзор за исполнением законодательства в области образования: 

  • образовательные учреждения независимо от форм собственности, за исключением образовательных учреждений высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • органы местного самоуправления в сфере образования;
  • в рамках надзора за исполнением законодательства в области образования может осуществляться надзор за исполнением законодательства в области образования учредителями указанных организаций в части исполнения полномочий учредителей.

В рамках исполнения государственной функции проводятся плановые и внеплановые мероприятия по надзору в форме выездных (инспекционных) и камеральных проверок.

Выездные проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения образовательной деятельности организаций.

Камеральные проверки проводятся посредством изучения имеющихся и представленных организациями и другими лицами документов в отделе по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Мордовия.

Осуществляется мониторинг исполнения законодательства РФ в области образования.

Внеплановые мероприятия по надзору проводятся: 

  • в связи с поручениями различных ведомств в соответствии с их компетенцией;
  • по обращениям и запросам руководителей государственных органов исполнительной власти Республики Мордовия, органов местного самоуправления;
  • в связи с поступлением обращений юридических и физических лиц с заявлениями и жалобами на нарушение прав и законных интересов, законодательства в области образования;
  • в связи с необходимостью проверки сведений, опубликованных в средствах массовой информации;
  • при получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений.

Результаты инспектирования оформляются актом, к которому прилагаются копии документов, изученных в ходе проверки, объяснения должностных лиц

По итогам проверки составляется отчет, в котором формулируются выводы по результатам проверки и в случае выявленных нарушений в образовательное учреждение направляется предписание об устранении нарушений законодательства в области образования. Копия предписания может быть направлена учредителю, а также в соответствующие правоохранительные органы и надзорные организации.

Предписание подлежит выполнению в установленный срок. В предписании обозначены сроки, в которые необходимо:

  • представить информацию о принятых мерах по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки;
  • устранить указанные в акте нарушения;
  • представить в отдел по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Мордовия отчет об устранении нарушений с приложением надлежаще заверенных копий подтверждающих документов.

Нормативно-правовые документы федерального уровня

Нормативно-правовые документы регионального уровня

Реестр аттестованных экспертов, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: «Наследование» Цикл видеороликов “Азбука права” для лиц с нарушением слуха

ву предмета правового регулирования образовательного права. Коллегия, в частности, усмотрела ряд нарушений гражданского зако- нодательства в.