— о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора);. — распределении обязанностей между председателем и членами.

Ликвидация компании: «выход» из бизнеса и защита кредитора

Об обращениях (жалобах) граждан и юридических лиц на действия ликвидаторов (ликвидационных комиссий)

В Департамент по санации и банкротству поступают обращения (жалобы) граждан и юридических лиц на действия ликвидаторов (ликвидационных комиссий) (далее – ликвидатор).

Указанные обращения связаны с нарушениями требований Гражданского кодекса Республики Беларусь в части принятия и определения размера требований кредиторов, составления промежуточного ликвидационного баланса, порядка реализации имущества и иных вопросов, связанных с ликвидацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вне сферы правового регулирования законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве).

Имеются основания полагать, что следствием неправомерных действий (бездействий) ликвидаторов являются ситуации, при которых имущество ликвидируемых организаций не реализуется, не решаются проблемы с исполнением обязательств перед третьими лицами, работниками ликвидируемого предприятия, а также не погашается задолженность перед бюджетом. Несоблюдение ликвидатором норм о порядке ликвидации субъектов хозяйствования может послужить основанием для открытия ликвидационного производства уже в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В Республике Беларусь юридические лица могут быть ликвидированы (индивидуальные предприниматели – прекратить свою деятельность) путем:

ликвидации по основаниям и в порядке, предусмотренным нормами Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 с изменениями и дополнениями (далее – Положение о ликвидации), и Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК);

признания решением хозяйственного суда юридического лица банкротом с открытием ликвидационного производства, индивидуального предпринимателя – банкротом с прекращением деятельности по основаниям и в порядке, предусмотренными Законом.

В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 967, Департамент уполномочен в установленном законодательными актами порядке осуществлять контроль за соблюдением временными (антикризисными) управляющими требований законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве). Осуществление контроля за деятельностью ликвидаторов в компетенцию Департамента не входит.

Кроме того, Департамент не уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях в случае совершения ликвидатором действий (бездействия), квалифицируемых по частям 1, 2 и 4 статьи 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

На основании изложенного Департамент обращает внимание на возможные способы защиты прав при ликвидации субъектов хозяйствования до момента возбуждения процедур банкротства.

1. В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 59 ГК на ликвидатора возложена обязанность принимать все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомлять кредиторов о ликвидации юридического лица.

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Срок ликвидации (прекращения деятельности) не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен, но не более чем до двенадцати месяцев.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.

Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде (пункт 6 Положения о ликвидации).

В соответствии с пунктом 12 Положения о ликвидации сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Момент начала течения срока для заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя) определяется датой размещения сведений о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси».

Осуществление операций по счетам юридического лица (индивидуального предпринимателя), совершение им сделок, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (пункт 10 Положения о ликвидации).

При нарушении установленных законодательством порядка и сроков ликвидации кредиторы ликвидируемого субъекта хозяйствования вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица (часть третья подпункта 3.2 пункта 3 Положения о ликвидации).

2. В соответствии с частью шестой пункта 16 Положения о ликвидации в случае, если до исключения из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей субъекта хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем, в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение двух месяцев со дня получения данной информации. При этом субъект хозяйствования не исключается из данного регистра, если в регистрирующий орган в течение указанного двухмесячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве).

3. Кредиторы вправе самостоятельно подать заявление об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством принято решение о ликвидации, в следующих случаях:

после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, если стоимость имущества юридического лица, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (частью четвертая статьи 233 Закона);

по истечении трехмесячного срока с даты получения кредитором соответствующего уведомления юридического лица о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности (часть пятая статьи 233 Закона).

4. В соответствии с пунктом 25 Положения о ликвидации собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.

Кредитор (кредиторы) в указанном случае вправе предъявить в хозяйственный суд иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

5. В соответствии с абзацами 6 – 9 пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 с изменениями и дополнениями (далее – Положение о регистрации), в заявлении о государственной регистрации, составляемом по установленной Министерством юстиции форме, необходимо подтвердить, что:

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);

на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не являлся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;

на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года.

В соответствии с пунктом 26 Положения о регистрации собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.

Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда.

В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, индивидуального предпринимателя в судебном порядке осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Недобросовестный ликвидатор механизмы противодействия (Беларусь)

Такая группа лиц именуется «ликвидационная комиссия». В этой статье рассмотрим, что из себя представляет данная комиссия, какие у.

6 мифов о ликвидации

Материал подготовлен адвокатом АБ «РЕВЕРА» Андреем Толочко и помощником адвоката Андреем Лойшей.

Содержание:

Миф 1. Ликвидация – хороший способ уйти от долгов?

Действительно, многие недобросовестные должники в течение продолжительного периода времени использовали ликвидацию в качестве механизма, позволяющего уклониться от исполнения долговых обязательств и (или) отсрочить его. 

Однако в последнее время в законодательство был внесен ряд существенных изменений, которые позволяют оказать противодействие недобросовестным должникам.

В частности, в ст. 53 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве»предусмотрено положение о том, что после возбуждения исполнительного производства исполнительный документ, по которому исполнение не произведено или произведено частично, возвращается взыскателю в случае, если в отношении должника – индивидуального предпринимателя, должника – юридического лица в установленном законодательством порядке принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) и завершена процедура реализации арестованного имущества.

Ранее недобросовестные должники, чтобы не допустить принудительной реализации арестованного имущества, принимали решение о ликвидации. Как следствие, исполнительное производство заканчивалось. 

В настоящий момент принятие решения о ликвидации после начала процедуры реализации арестованного имущества не повлияет на процедуру реализации и исполнительное производство.

Важный механизм противодействия недобросовестной процедуре ликвидации предусмотрен в ч. 5 ст. 233 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», согласно которой кредитор имеет право подать в суд заявление кредитора о банкротстве должника по истечении трехмесячного срока с даты получения им соответствующего уведомления должника о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности.

С помощью данного правового механизма кредитор может противостоять ситуации, когда юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, не погашает кредиторскую задолженность.

Больше информации о ликвидации — по ссылке.

Миф 2. Ликвидатор ничего не делает и получает за это деньги.

Во-первых, ликвидатор (ликвидационная комиссия) осуществляет деятельность как на возмездной, так и на безвозмездной основе. 

Во-вторых, законодательство возлагает на ликвидатора существенный объем обязанностей, которые необходимо исполнить:

  • в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган для включения в ЕГР сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

  • разместить (организовать такое размещение) в Интернете на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу сведений о том, что организация находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами;

  • принять все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, письменно уведомить кредиторов о ликвидации организации, а также осуществить реализацию иных мер, связанных с ликвидацией, в том числе осуществлять поиск, выявление и возврат имущества организации;

  • иные обязанности. 

Таким образом, вывод о том, что ликвидатор ничего не делает и получает деньги, является поверхностным. В действительности ликвидатор-профессионал исполняет большое количество обязанностей, результаты которых не видны кредиторам, но имеют важное значение при осуществлении процедуры ликвидации.

Миф 3. Если ликвидатор не включает в реестр требования кредитора, последний не может повлиять на ситуацию

В п. 4 ст. 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) установлено, что в случае отказа ликвидационной комиссии (ликвидатора) в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидируемому юридическому лицу. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Соответственно, если ликвидатор (ликвидационная комиссия) игнорирует требования кредитора (к примеру, не получает почтовую корреспонденцию), незаконно отказывает в их принятии, кредитор вправе обратиться в суд. При рассмотрении дел данной категории суды оценивают доводы стороны, позицию ликвидатора (почему требования не были включены в реестр), и, в случае установления факта незаконного отказа во включении требований кредитора в реестр требований суд обяжет ликвидатора включить данное требование.

Отметим существенный недостаток такого механизма защиты: в случае, если кредитор до ликвидации не получил вступившее в законную силу решение о взыскании с должника денежных средств, при подаче искового заявления кредитором должна быть уплачена государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера.

Миф 4. Если компания ликвидирована и исключена из ЕГР, то дальше нет смысла пытаться вернуть «зависшие» у нее деньги

В случае если требования кредитора не были погашены, не включены или иным образом проигнорированы, а организация была ликвидирована и исключена из ЕГР,  Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утв. Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение), предусматривает механизм защиты нарушенных прав и законных интересов кредитора.

Так, согласно ч. 1 п. 25 Положения собственник имущества (учредители, участники), председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор), допустившие нарушения требований законодательных актов, регулирующих порядок ликвидации юридического лица, в результате которых юридическое лицо было исключено из ЕГР без применения процедуры экономической несостоятельности (банкротства), солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам ликвидированного юридического лица в размере неудовлетворенных требований кредиторов.

В силу ч. 2 п. 25 Положения кредитор (кредиторы), органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции в указанном случае вправе предъявить в суд, рассматривающий экономические дела, иски о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя, участника), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) в течение трех лет со дня исключения юридического лица из ЕГР.

Таким образом, если организация была исключена из ЕГР без удовлетворения требований кредитора, последний в течение трех лет может обратиться в суд с иском о привлечении собственника имущества (учредителей, участников), председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), допустивших нарушение требований законодательных актов, к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидированного юридического лица.

Миф 5. Если у кредитора в залоге имущество должника, то за счет этого имущества можно вернуть долг

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК при ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
  • в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами ликвидируемого юридического лица.

Таким образом, требования кредитора, обязательства которого обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица, будут удовлетворены в следующих случаях:

  • достаточности имущества, в том числе денежных средств, для погашения задолженности кредиторов первой и второй очереди;
  • только за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества.

Если денежных средств для погашения задолженности кредиторов первой и второй очереди недостаточно, требования кредитора, обязательства которого обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица, не будут удовлетворены.

Если размер требований кредитора превышает сумму, полученную от реализации заложенного имущества, требования кредитора в рамках третьей очереди будут удовлетворены только в пределах суммы, полученной от реализации заложенного имущества, оставшаяся часть требований будет удовлетворена в четвертую очередь.

Миф 6. Главное – стать в очередь кредиторов, а дальше пусть работает ликвидатор

Бездействие – не лучший способ защиты собственных имущественных интересов. Существуют ситуации, когда ликвидатор является высококвалифицированным специалистом и обеспечивает надлежащее проведение процесса ликвидации, защиту и максимальное удовлетворение требований кредиторов ликвидируемой организации.

Но часто ликвидатор действительно бездействует, соответственно, удовлетворение требований кредитора напрямую зависит от его активности и реализации всех предусмотренных законодательством полномочий и механизмов.

Возникает вопрос, законно ли иметь только одного ликвидатора? Или требуется ликвидационная комиссия во главе с председателем.

Председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор ?

08.06.2018, 01:42  

Пользователь

 

Регистрация: 04.06.2018

Адрес: Петрозаводск

Сообщений: 32

Спасибо: 10

Re: Ликвидатор/ликвидационная комиссия

Проще и надёжнее назначать ликвидатора.

Единственный момент, например, в 14-ФЗ об ООО (про АО и НКО то же самое) речь о ликвидационной комиссии, но это скорее недоработка законодателей, поскольку ГК в 62 статье говорится про то, что "Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом."

Комиссию имеет смысл создавать, когда ликвидируется, например, какая-нибудь госконтора, МУП и т.п. В иных случаях я бы посоветовал обходиться ликвидатором (меньше бюрократии внутри процесса и ошибок в документах).

 
Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) либо.