За что ставят на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних. В целях формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека​.

Заполните анкету

Инспекция по делам несовершеннолетних всегда была настоящей «страшилкой» для детей-хулиганов и реальностью для подростков, совершивших правонарушение, преступление. Как работает система ИДН? Как родителям уберечь детей от проступка, попадания в дурную компанию? Об этом наша беседа с начальником ИДН городского отдела внутренних дел капитаном милиции Дмитрием Краковским.

– Дмитрий Валентинович, за три месяца этого года подростками города не совершено ни одного преступления… Прокомментируйте эти данные.

– Действительно. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года подростковая преступность уменьшилась. В том году у нас было 13 преступлений, из них два – грабеж и хулиганство – в первом квартале.  Их совершил жодинский подросток – учащийся Борисовского колледжа совместно со взрослым.

– Контингент, состоящий на учете в ИДН, – это…

– 72 подростка, среди которых двое из так называемой особой категории. Один из них – 16-летний учащийся профлицея – осужден на год условно за ложное сообщение о минировании школы. А второй также получил наказание, не связанное с лишением свободы, за хранение психотропных веществ. К сожалению, оба не усвоили урок: несколько раз в течение испытательного срока совершали правонарушения, и сейчас нами  подготовлены документы в суд на отправку их в спецучреждения закрытого типа.

Также на учете состоят подростки, которые привлекались к административной ответственности за мелкое хулиганство, хищения,  нахождение в общественном месте в пьяном виде, за курение…

– А что касается статистики правонарушений?..

– Здесь у нас наметился рост с 22 протоколов в первом квартале прошлого года до 31 в этом. Наибольшее число несовершеннолетних задержано в состоянии алкогольного опьянения – восемь, причем одному еще нет и 16. Да и в прошлом году из 74 составленных протоколов за нарушение  антиалкогольного законодательства 35 – именно на подростков, не достигших возраста наступления административной ответственности.

Еще в этом году составлены протоколы за мелкое хулиганство и мелкое хищение – по шесть. Появились и не регистрировавшиеся в прошлом году правонарушения – хранение насвая (4). На учете у врача-нарколога состоят 25 несовершеннолетних от 13 до 18 лет, склонных к употреблению спиртных напитков. За вдыхание токсичных веществ и употребление наркотиков – пять.

Нельзя не заострить внимания на том факте, что в прошлом году 12 взрослых жодинцев привлечены к административной ответственности за приобретение или распитие спиртного вместе с несовершеннолетними. В этом году зарегистрирован пока один такой случай. А вот что касается продажи алкоголя детям, то здесь ситуация настораживающая: если за весь прошлый год было выявлено девять таких фактов, то за три месяца этого – уже пять!  Причем два из них – повторно. И это несмотря на серьезные штрафы: до 30 базовых величин на продавцов и до 50 на торговую организацию! 

– Какую работу проводит ИДН с «трудными» подростками?

– Первая ступень – это профилактические беседы. Как с одним подростком, который состоит на нашем или внутришкольном учете, так и с целыми классами. Мы выступаем на родительских собраниях, где рассказываем родителям об изменениях в административном, уголовном законодательстве, знакомим с обстановкой в городе по совершению преступлений и правонарушений несовершеннолетними. Что касается ребят из так называемой особой категории, которые освободились или были осуждены к мере наказания, не связанной с лишением свободы, для них организован клуб «Подросток».

Надо сказать, что каждый серьезный  проступок рассматривается на комиссии по делам несовершеннолетних. Подростка ставят на учет в инспекцию, если он задержан в пьяном виде, то еще и на наркологический учет, информация поступает в учебное заведение, родителям, а если юноша достиг возраста 16 лет, то и в военкомат. То есть нужно хорошенько подумать, прежде чем выйти на улицу с бутылкой пива.

Ну и, конечно, любой наш подучетный находится под пристальным контролем как во время учебы, так и на отдыхе. Ведь настоящая весна еще впереди, и, как показывает практика, сезонные правонарушения еще дадут о  себе знать.

–  Начало футбольного сезона зачастую сопряжено с ростом количества правонарушений?

– Именно поэтому мы уделяем пристальное внимание наиболее активным болельщикам футбольного клуба, особенно их поведению в специальном секторе стадиона. Уже был проведен круглый стол с участием представителей фанклуба, сотрудниками ИДН и отделения охраны правопорядка и профилактики, где мы напомнили наиболее активным болельщикам, что нецензурные речевки, непристойные жесты, да и слишком активное поведение расценивается как мелкое хулиганство и грозит штрафом до восьми базовых величин. И, хочу сказать, что в прошлом году такие случаи были неединичными. Хочется также обратить внимание на поведение вне стадиона. На наш взгляд, настоящие болельщики не будут таким образом создавать отрицательный имидж своей любимой команде.

Подготовила Ольга КЛИМЕНКО

 

 

Редакция «ЖН»

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: «Украл, подрался – на учет»

В подразделение полиции по работе с несовершеннолетними на профилактический учет ставят тех, кто совершил правонарушение —.

Каковы основания и последствия постановки на учет несовершеннолетнего?

Ежегодно уровень детской преступности растет, и не только в нашей стране – во всем мире. Часто суд при изучении личности уже взрослого подсудимого, выясняет, что еще в подростковом возрасте этот человек уже состоял на учете в правоохранительных органах как нарушитель.

В то же время, считается, что «детская комната милиции», как раньше называли специализированный отдел по работе с детьми, обеспечивает профилактику роста детской преступности. Так ли это на самом деле? Когда несовершеннолетних детей могут поставить на учет в ПДН и как обжаловать действия полиции, если такие действия явно необоснованны? Читайте в данной статье.

Каких подростков ставят на учет

На профилактический учет в подразделение полиции по работе с несовершеннолетними (ПДН) ставят, прежде всего, тех, кто совершил преступление или административное правонарушение, при этом:

  • в силу возраста ответственности еще нести не может;
  • несет юридическую ответственность.

Напомним, что по общему правилу подростки самостоятельно отвечают за свои проступки с 16 лет, а в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом – с 14 лет.

Пример №1. Иванов А.А. в день своего 17-летия распивал спиртное с друзьями в парке, где был замечен сотрудниками полиции. Несовершеннолетний нарушитель был привлечен к административной ответственности за распитие спиртосодержащей продукции в общественном месте и одновременно поставлен на учет в полиции.

Пример №2. Петров А.В., достигший возраста 14 лет,  совершил угон автомобиля, за что был привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 166 УК РФ и поставлен на профучет в ПДН.

Пример №3. Соколов П.О., достигший возраста 15 лет, совершил мошенничество – обманным путем завладел дорогостоящим телефоном младшего школьника. Ввиду не достижения возраста 16 лет (по делам о мошенничестве ответственность наступает только при выполнении такого условия) полицией было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, однако постановка на учет в отдел по делам несовершеннолетних была осуществлена.

Одним из Приказов МВД предусматриваются и иные основания:

  • если подросток был замечен в употреблении психотропных, наркотических средств, алкоголя;
  • если он еще не осужден, но привлекается к уголовной ответственности, то есть ведется следствие и ему избрана мера пресечения – подписка о невыезде, домашний арест;
  • если несовершеннолетний был освобожден из учреждения исполнительной системы закрытого типа;
  • если осужденному несовершеннолетнему суд счел возможным назначить меры воспитательного воздействия (например, отдача под присмотр родителям);
  • при назначении судом условного срока по приговору.

На учет может быть поставлен не сам ребенок, а семья в целом. В обиходе мы называем такие семьи «неблагополучными»: например, когда родители привлекались по ст. 5.35 КОАП РФ за неисполнение родительских обязанностей, злоупотребляют спиртными напитками, привлекают детей к совершению преступлений и т.д.

В целом, сотрудники ПДН вправе проводить профилактическую работу не только с теми, кто подпадает под указанные условия, но в целях предотвращения правонарушения практически с любым родителем или ребенком. Но завести учетно-профилактическую карточку представители полиции могут только при наличии веских оснований, приведенных выше.

Порядок постановки на учет

Полномочиями по работе с детьми, совершившими проступки, обладают не только органы полиции, но и КДН — Комиссия по делам несовершеннолетних администрации района или города, которая принимает непосредственное участие в решении вопроса о постановке на учет в ПДН. Это коллегиальный орган, в состав которого входят представители администрации, органа опеки и попечительства, ОДН полиции,  помощник прокурора района по надзору за делами несовершеннолетних, психологи, руководители школ и т.д.

Итак, порядок постановки подростка на учет выглядит примерно следующим образом:

  1. При выявлении факта совершения подростком правонарушения или преступления инспектор составляет протокол, который направляет в КДН для рассмотрения.
  2. По истечение 10 дней со дня получения протокола Комиссия выносит мотивированное постановление о постановке на учет несовершеннолетнего. В ходе рассмотрения материала, представленного полицией, заслушивают родителя или законного представителя ребенка.
  3. Решение о постановке на учет направляется начальнику районного отдела полиции, который своей подписью соглашается или не соглашается с ним.
  4. Если начальником отдела полиции постановление КДН было утверждено, материал направляется в ПДН (копия – в КДН) для того, чтобы сформировали карточку учета, в которую вносятся все данные о ребенке, его образе жизни, составе семьи, поступающих сведениях об успеваемости в школе и т.д. С этого момента подросток считается состоящим на профучете в инспекции по делам несовершеннолетних и с ним проводится индивидуальная работа.

Работа с «трудными детьми»

В реальности мероприятия, нацеленные на проведение профилактики с подростками, проводятся совместными усилиями как инспекторов ПДН, так и представителей Комиссии по делам несовершеннолетних, школьных и социальных педагогов, психологов, участковых уполномоченных полиции и т.д. Все указанные должностные лица ведут свой собственный учет и отмечают в своих документах все меры, которые принимались в отношении ребенка и его семьи.

Основными методами правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей являются:

  • постоянный надзор за поведением ребенка в школе, на улице, на секциях – инспектор ПДН вправе интересоваться его достижениями и характеризующими данными как путем письменных запросов, так и устно;
  • индивидуальные или совместные с КДН посещения (рейды) по месту жительства проблемных детей, выяснение обстоятельств конфликтных ситуаций с родителями, учителями, проведение бесед как с ребенком, так и со взрослыми; направление сведений в прокуратуру при наличии оснований для лишения, ограничения родительских прав, составление соответствующей документации при выявлении фактов неисполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей и т.д.;
  • составление акта обследование бытовых условий для детей по месту жительства – на предмет выявления обеспеченности всем необходимым для досуга, отдыха, учебы;
  • направление в СУВУЗТ – учебные заведения закрытого типа, специально созданные для возможности получения профессионального образования трудными подростками;
  • принятие более жестких мер, если беседы и внушений не дали положительных результатов: помещение в ЦВИНП.

ЦВИНП

Так называется Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей – заведение закрытого типа, куда помещают отбившихся от рук, неуправляемых подростков, начиная с 14-ти лет. Инспекторы ПДН вправе подготовить материалы в суд для решения о помещении ребенка в такой центр (до 30-ти суток), если установили следующее:

  • подросток, которого поставили на профилактический учет и направили в специализированное учебное заведение закрытого типа, самовольно покинул его;
  • правонарушитель настолько опасен, что от его действий могут пострадать другие дети. Так, в практике есть случай, когда только изоляция спасла 4-летнюю сестру от жестоких избиений 15-летнего брата;
  • у совершившего общественно-опасное деяние несовершеннолетнего нет места жительства, он занимается бродяжничеством, не имеет родственников и т.д. Бывает, что дети уезжают на попутном транспорте в другой город, где их помещают в ЦВИНП до решения вопроса об отправке домой;
  • задержан достигший 14-летнего возраста правонарушитель, личность которого не могут установить.

Чем грозит постановка на учет

Нам представляется, что нет смысла давать рекомендации тем семьям, родителям которых все равно, находятся ли их дети под вниманием ПДН. Наша статья ориентирована на тех родителей, которые любят своих чад, заботятся о них и хотят знать как избежать и чем грозит несовершеннолетнему постановка на учет.

Конечно, серьезных последствий для ребенка заведение учетной карточки ПДН не несет, но они все же есть. Так, при поступлении в ВУЗы МВД, ФСБ, прокуратуры для правоохранительных органов не составит труда выяснить поведение абитуриента в школьном возрасте. Справедливости ради стоит заметить, что такие подробные выяснения личности скорее исключение из правил. В то же время, каждый разумный родитель мечтает о безупречной карьере своих детей, об их безоблачном будущем, поэтому лучше не иметь таких неприятных фактов в биографии.

Кроме того, о работе с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН, еще долго будут помнить в школе, где есть свой, так называемый «внутришкольный» контроль. Внимание к «детям-учетникам» всегда повышенное, а при происшествии в коллективе таких инцидентов, как кража, повреждение имущества первым делом проведут беседу именно  с этими ребятами.

Также, если не достигшее совершеннолетия лицо было поставлено на учет в результате распития спиртных напитков, то это может грозить навсегда оставшимися сведениями в наркологическом диспансере, откуда в будущем информация может попасть к работодателю.

Как избежать постановки на учет несовершеннолетнего

Если не удалось уберечь своего ребенка от составления протокола и направления его в адрес Комиссии по делам несовершеннолетних, то следует:

  • явиться в день рассмотрения лично (о дате вы будете уведомлены);
  • предоставить все возможные положительные характеристики (грамоты, награды, письменное мнение соседей, характеристику от тренера и т.д.);
  • не только постараться убедить комиссию о том, что ваши дети замечательные и произошедшее не более чем единственный случай, но и заверить в своей способности помочь подростку встать на путь исправления, предотвратить повторные правонарушения и т.д.

Следуя практики, решения КДН в большинстве своем справедливы. В основном, на учет ставят по причине неоднократных правонарушений, совершенных ребенком, при одновременном отсутствии контроля со стороны взрослых. Если же комиссия рассматривает единичный случай нарушения закона подростком, высока вероятность того, что ограничатся беседой профилактического характера.

И все же имеются случаи, когда матери и отцы не согласны с решением о необходимости постановки на учет в ПДН. В этом случае решение можно обжаловать в течение 10 суток в суд.

Если к вашим доводам не прислушались и в суде, по истечение 6 месяцев можно составить ходатайство (заявление) о снятии с учета, которое направить в ПДН. Оно пишется в свободной форме, с указанием оснований, почему ваш ребенок больше не нуждается в контроле.

При безупречном поведении, наличии положительных характеристик и явном исправлении ребенка снимают с учета окончательно. Кроме того, если инспектор ПДН убедился в том, что основания для контроля и надзора отпали, он может решить этот вопрос и без вашего ходатайства, с согласия начальника одела полиции.

Кроме того, автоматически с учета снимаются:

  • достигшие 18-летнего возраста;
  • если отпали юридические основания: например, когда истек условный срок осуждения.

Автор:Куприянова Вера Николаевна

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Комиссия по делам несовершеннолетних: это серьёзно?

В случае их повторного задержания – ставят на профилактический учет в подразделение по делам несовершеннолетних минимум на 6 месяцев.

С какой целью проводится обследование жилищно-бытовых условий

ГлавнаяНормативные правовые актыПОЛОЖЕНИЕ о комиссиях по делам несовершеннолетних (Утверждено Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 ноября 2000 года №646)

Редакция:    кыргызча  |  на русском
Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 ноября 2000 года N 646 ПОЛОЖЕНИЕ о комиссиях по делам несовершеннолетних (В редакции постановления Правительства КР от 13 сентября 2005 года № 430) I. Задачи комиссии по делам несовершеннолетних и порядок их организации 1. Главными задачами комиссий по делам несовершеннолетних являются организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, устройству детей и подростков и охране их прав; координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам; рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних и осуществление контроля за условиями содержания и проведением воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях Министерства внутренних дел Кыргызской Республики и специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждениях; оказание содействия наркологическим медицинским учреждениям в плане выявления и лечении подростков, склонных к употреблению алкоголя и наркотиков. В своей работе комиссии по делам несовершеннолетних руководствуются Конституцией Кыргызской Республики, Конвенцией ОТП о правах ребенка, Законом Кыргызской Республики «Об охране и защите прав несовершеннолетних», другими нормативно-правовыми актами, затрагивающими интересы несовершеннолетних. 2. Комиссии по делам несовершеннолетних создаются местными государственными администрациями, а также Правительством Кыргызской Республики. 3. Комиссии по делам несовершеннолетних в своей деятельности ответственны перед соответствующей местной государственной администрацией, Правительством Кыргызской Республики и им подотчетны. Комиссии систематически информируют о своей работе общественные организации и трудовые коллективы. 4. Комиссии по делам несовершеннолетних образуются в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и 6-12 членов комиссии. Для осуществления текущей работы и контроля за выполнением решений комиссии в областных, районных (городских), районных в городах комиссиях по делам несовершеннолетних вводится должность освобожденного ответственного секретаря, при необходимости может быть введена также должность инспектора по работе с детьми. В состав комиссии входят представители общественных организаций, а также психологи, наркологи, работники образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, службы занятости населения, культурно-просветительских и других учреждений. Число членов комиссии устанавливается в зависимости от объема работы комиссий. 5. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних осуществляется при широком участии общественности, неправительственных и международных организаций. К работе комиссий привлекаются представители родительских комитетов при школах, попечительских советов детских домов и школ-интернатов, общественных формирований, уличных, квартальных, домовых комитетов и другие представители общественности. Комиссии из числа актива, привлеченного к работе, выделяют общественных инспекторов и общественных воспитателей для работы среди несовершеннолетних. 6. Комиссии по делам несовершеннолетних по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают постановления, которые обязательны для исполнения государственными и общественными органами, предприятиями независимо от форм собственности, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и должностные лица обязаны в течение десяти дней сообщить комиссии по делам несовершеннолетних о мерах, принятых во исполнение постановления комиссии. II. Предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Устройство несовершеннолетних 7. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних объединяют и координируют усилия органов и учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, внутренних дел, других предприятий, учреждений, организаций в районе, городе, а также педагогов-организаторов по проведению работы с детьми и подростками по месту жительства, органов общественного самоуправления, на которые возложены обязанности по обучению, воспитанию детей и подростков, их устройству, укреплению здоровья, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, охране их прав. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних разрабатывают и осуществляют как непосредственно, так и через соответствующие государственные органы и общественные организации мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их устройству и организации культурного досуга детей и подростков, а также по оказанию помощи в воспитании несовершеннолетних. 8. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних совместно с органами образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел и при широком участии общественности выявляют и берут на учет детей и подростков, оставшихся без родителей; несовершеннолетних, имеющих родителей или лиц, их заменяющих, которые не обеспечивают надлежащих условий для воспитания детей; подростков, оставивших школу и не работающих; подростков, замеченных в употреблении алкоголя и наркотиков, а также других несовершеннолетних, нуждающихся в государственной и общественной помощи и принимают меры к их устройству. Постановления комиссий с рекомендациями о форме устройства несовершеннолетних направляются: в отделы образования и в другие государственные и общественные организации для устройства детей в общеобразовательные школы, школы- интернаты, детские дома, специальные общеобразовательные школы для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, и иные соответствующие учебно-воспитательные учреждения, а также в семьи для последующего установления опеки, попечительства, патронирования или усыновления; в органы здравоохранения для устройства в детские дома для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии; в Министерство труда и социальной защиты Кыргызской Республики для устройства несовершеннолетних в профессионально-технические учебные заведения; руководителям предприятий, учреждений, организаций для приема на работу. 9. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних осуществляют контроль за условиями содержания и воспитания детей и подростков в лечебно-воспитательных учреждениях, школах-интернатах, детских домах и профессионально-технических учебных заведениях, за организацией культурного досуга детей и подростков по месту жительства, а также, в необходимых случаях, за воспитательной работой с несовершеннолетними в общеобразовательных школах, иных учебных заведениях, культурно-просветительных учреждениях и спортивных организациях. Перевод или переход несовершеннолетнего, не окончившего среднюю общеобразовательную школу, в школу с вечерней или заочной формой обучения, допускается только по согласованию с районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних. При решении вопроса о переводе или переходе несовершеннолетнего в школу с вечерней или заочной формой обучения районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних принимает меры к трудоустройству. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы, среднего специального или иного учебного заведения может быть произведено только с согласия районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних. 10. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних осуществляют контроль за соблюдением администрацией предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности режима и условий работы, установленных для несовершеннолетних, за состоянием воспитательной работы с ними, созданием необходимых материально-бытовых условий и условий для повышения их общеобразовательного, культурного и профессионального уровня. Расторжение трудового договора с работниками моложе 18 лет, помимо соблюдения общего порядка увольнения, допускается только с согласия Государственной инспекции труда при Министерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. При этом расторжение трудового договора по основаниям, указанным в пунктах в первом и втором части первой статьи 119 Трудового кодекса Кыргызской Республики, производится лишь в исключительных случаях и не допускается без последующего трудоустройства. Во всех случаях подачи несовершеннолетними заявлений с просьбой об освобождении от работы по собственному желанию администрация предприятий, учреждений, организаций обязана в трехдневный срок сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних с тем, чтобы комиссия в установленный законом срок могла разобраться в действительных причинах подачи заявления об уходе и принять меры к оставлению несовершеннолетнего на прежней работе либо его трудоустройству в другом предприятии, учреждении, организации. 11. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних осуществляют постоянный контроль за проведением воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально- технического обучения, условиями содержания и правильностью организации труда в находящихся на территории данного района, города, района в городе специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков, воспитательно-трудовых колониях, инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и центров адаптации и реабилитации для несовершеннолетних органов внутренних дел, а также оказывают необходимую помощь этим учреждениям в проведении указанной работы. 12. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют наблюдение за поведением несовершеннолетних, подвергнутых мерам воспитательного и административного воздействия, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, за поведением несовершеннолетних, возвратившихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно- воспитательных учреждений или отбывших наказание в исправительных воспитательных колониях, контроль за поведением несовершеннолетних осужденных с испытательным сроком, а также ведут их учет. Комиссии в случаях необходимости принимают меры к трудоустройству несовершеннолетних или направлению их в учебные заведения. 13. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних имеют право: а) проверять условия содержания и воспитания детей и подростков в школах-интернатах, детских домах, профессионально-технических училищах, гимназиях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, воспитательных колониях и центрах адаптации и реабилитации для несовершеннолетних, а также проверять состояние работы инспекции по делам несовершеннолетних; б) проверять постановку воспитательной работы с детьми и подростками в общеобразовательных школах и других учебных заведениях, культурно-просветительных учреждениях, жилищно-эксплуатационных организациях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, где работают несовершеннолетние; в) требовать от администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности представления сведений, необходимых для работы комиссии; г) заслушивать на заседаниях комиссии сообщения администрации указанных предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к условиям содержания и воспитания детей и подростков; д) производить личный прием несовершеннолетних, рассматривать их жалобы и заявления, знакомиться с их личными делами; е) привлекать общественность к участию в перевоспитании несовершеннолетних и назначать общественных воспитателей; ж) входить с представлениями в государственные учреждения и общественные организации по вопросам воспитательной работы, производственного обучения, трудоустройства и направления на учебу несовершеннолетних; з) возбуждать ходатайство о помиловании несовершеннолетних; входить в суд с представлениями о неприменении наказания, о применении более мягкого наказания, об условном осуждении, о досрочном снятии судимости; входить совместно с органом, ведающим исполнением наказания, с представлениями в суд об условно-досрочном освобождении от наказания несовершеннолетних или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием в случаях, предусмотренных статьями 70 и 87 Уголовного кодекса Кыргызской Республики; совместно с органом внутренних дел вносить в суд представление об отмене испытательного срока наказания и о направлении осужденного для отбывания в места лишения свободы, назначенного приговором суда, а по истечении испытательного срока — об освобождении осужденного от наказания либо о направлении осужденного для отбывания в места лишения свободы, назначенного приговором; давать согласие администрации исправительной воспитательной колонии входить с представлениями в суд об изменении условий содержания лиц, осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания (статья 111 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики и статья 370 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики); и) вносить на рассмотрение местных государственных администраций вопросы о состоянии воспитательной работы, производственного обучения, трудоустройства и направления на учебу несовершеннолетних, а также вопросы, связанные с деятельностью указанных в пунктах «а» и «б» настоящей статьи предприятий, учреждений и организаций; к) ставить перед соответствующими государственными органами и общественными организациями вопрос о применении мер дисциплинарного или общественного воздействия к должностным лицам в случаях невыполнения ими постановлений комиссии; л) давать согласие администрации исправительной воспитательной колонии на предоставление осужденным права передвижения без сопровождения за пределами колонии и на оставлении осужденных, достигших восемнадцатилетнего возраста, в воспитательной колонии (статья 110 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской Республики); м) ежегодно представлять предприятиям с различной формой собственности заявки на рабочие места для трудоустройства учащихся, оканчивающих общеобразовательную школу. 14. Областные, городские (в городах с районным делением) комиссии по делам несовершеннолетних: разрабатывают и обеспечивают практическое внедрение в жизнь через соответствующие государственные органы, предприятия, учреждения и организации мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по устранению причин, порождающих эти явления, устройству детей и подростков и охране их прав в целом по области, городу; контролируют, направляют и координируют деятельность районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних, оказывают им методическую помощь, обобщают и распространяют положительный опыт их работы; ежегодно представляют информацию о проделанной работе в Комиссию по делам несовершеннолетних Правительства Кыргызской Республики. 15. Комиссия по делам несовершеннолетних Правительства Кыргызской Республики: объединяет и направляет всю работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по устранению причин, порождающих эти явления, по устройству детей и подростков и охране их прав; контролирует и координирует деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, местных, государственных администраций, оказывает им методическую помощь, обобщает и распространяет положительный опыт их работы. 16. Комиссия по делам несовершеннолетних Правительства Кыргызской Республики, областные, городские (в городах с районным делением) комиссии по делам несовершеннолетних проверяют постановления районных (городских), районных в городах комиссий о направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения и отменяют их, если они будут признаны незаконными или необоснованными. 17. При выполнении обязанностей, указанных в пунктах 14, 15 и 16 настоящего Положения, Комиссия по делам несовершеннолетних Правительства Кыргызской Республики, областные, городские (в городах с районным делением) комиссии по делам несовершеннолетних пользуются правами, предусмотренными в пункте 13 настоящего Положения. III. Дела, рассматриваемые комиссиями по делам несовершеннолетних. Меры воздействия и порядок их применения 18. На районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних возлагается рассмотрение дел о несовершеннолетних: а) совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия; б) совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия, не предусмотренные статьей 18 Уголовного кодекса Кыргызской Республики; в) совершивших деяния, содержащие признаки преступления, в возрасте от 14 до 18 лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или прекращено уголовное дело (статьи 83-86 Уголовного кодекса Кыргызской Республики); г) совершивших в возрасте до 16 лет нарушение правил дорожного движения; д) совершивших в возрасте от 16 до 18 лет административные правонарушения (кроме дел о злостном неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел и других лиц, осуществляющих обязанности по охране общественного порядка); е) совершивших мелкое хищение чужого имущества, мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия и боевых припасов, которые рассматриваются комиссиями лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), имеющий право налагать административное взыскание, передает его на рассмотрение комиссии; ж) совершивших иные антиобщественные поступки; з) уклоняющихся от учебы. 19. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения, могут применять к несовершеннолетним следующие меры воздействия: а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; б) вынести предупреждение; в) объявить выговор или строгий выговор; г) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб; д) наложить на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф в случаях и в размерах, предусмотренных законодательными актами Кыргызской Республики; е) передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия; ж) передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам; з) направить несовершеннолетнего, замеченного в употреблении алкоголя и наркотиков, в специализированное лечебное учреждение на обследование и лечение; и) поместить несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетнего возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного, систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков (специальная школа, специальное профессионально- техническое училище). Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе входить в орган опеки и попечительства с предложениями об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком или стипендией. 20. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к родителям или лицам, их заменяющим, в случае злостного невыполнения обязанностей по воспитанию и обучению детей, или вовлечения несовершеннолетнего в попрошайничество, употребление спиртных напитков, веществ или средств, не являющихся наркотическими или психотропными, но влияющих на интеллектуально-волевую деятельность несовершеннолетнего, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения или за потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача, а также за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения, за появление в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением несовершеннолетними других правонарушений следующие меры воздействия: а) вынести общественное порицание; б) вынести предупреждение; в) возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб; г) наложить штраф в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики. Комиссия вправе входить в районный (городской) суд с заявлением об ограничении родителей родительских прав, о лишении родителей родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно. Направление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения может производиться по решению комиссии по делам несовершеннолетних без согласия родителей или лиц, их заменяющих. Дела о направлении в специальные учебно- воспитательные учреждения рассматриваются с обязательным участием прокурора и адвоката. Направление несовершеннолетних в детский дом или школу-интернат при наличии у них родителей или лиц, их заменяющих, в исключительных случаях может производиться без согласия последних (длительное их отсутствие, болезнь, осуждение за совершение ими преступления, а также когда родители или лица, их заменяющие, уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими правами). Одновременно комиссия принимает решение о взыскании с родителей в установленном законом порядке средств на возмещение расходов, связанных с содержанием детей. В исключительных случаях по ходатайствам комиссий по делам несовершеннолетних размер платы может быть снижен в установленном порядке. 21. Комиссии по делам несовершеннолетних входят с представлениями в соответствующие государственные органы или общественные организации о применении мер воздействия к родителям или лицам, их заменяющим, неправильно относящимся к воспитанию детей или препятствующим выполнению постановления комиссии, а также о привлечении к ответственности лиц, создающих условия для совершения детьми и подростками правонарушений либо подстрекающих или привлекающих несовершеннолетних к совершению преступлений и других антиобщественных поступков. 22. При применении мер воздействия, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, районная (городская), районная в городе комиссия должна учитывать характер и причины правонарушения, возраст несовершеннолетнего и условия его жизни, степень его участия в правонарушении, а также поведение его в быту, в школе и на работе. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних об объявлении предупреждения, выговора или строгого выговора действует в течение одного года. Мера воздействия считается погашенной, если несовершеннолетний, к которому она была применена, в течение этого срока не совершил нового правонарушения. Комиссия по делам несовершеннолетних, которая применила меру воздействия, может своим постановлением отменить ее до истечения годичного срока в случае примерного поведения несовершеннолетнего, в отношении которого эта мера воздействия была применена. Действие постановления комиссии по делам несовершеннолетних о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей, лиц, их заменяющих, либо общественных воспитателей или под наблюдение трудового коллектива, общественной организации может быть в любое время прекращено самой комиссией по ходатайству этих лиц или организаций, если несовершеннолетний примерным поведением и добросовестным отношением к работе и учебе доказал свое исправление. В случае, когда избранная мера воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего оказалась безуспешной, комиссия вправе применить к этому несовершеннолетнему более строгую меру из числа указанных в пункте 19 настоящего Положения. 23. Постановление районной (городской), районной в городе комиссии о возмещении несовершеннолетним, а также родителями или лицами, их заменяющими, причиненного несовершеннолетним ущерба в случаях, предусмотренных пунктами 19 и 20 настоящего Положения, подлежит исполнению судебным исполнителем. 24. Постановление районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних о наложении штрафа подлежит исполнению лицом, на которое наложен штраф, в течение 15 дней со дня вручения ему постановления, в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы и протеста без удовлетворения. При отсутствии самостоятельного заработка у лиц в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших мелкое хулиганство, штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих. В случае неуплаты штрафа в 15-дневный срок постановление комиссии о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии лица, подвергнутого штрафу, а если он не работает или при невозможности взыскания из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии по другим причинам, — судебному исполнителю по месту жительство этого лица для обращения взыскания на имущество. 25. Несовершеннолетние, помещенные в специальные учебно- воспитательные учреждения для детей и подростков, находятся в них до исправления и получения трудовой квалификации. Общая продолжительность пребывания воспитанника в специальном учебно-воспитательном учреждении во всех случаях не может превышать трех лет, однако воспитаннику может быть разрешено остаться в этом учреждении и по истечении установленного срока, если это необходимо для окончания учебного года. В случае, когда это требуется для перевоспитания и получения трудовой квалификации или окончания учебы, комиссия по делам несовершеннолетних по месту нахождения такого учреждения может продлить пребывание в этом учреждении достигшего совершеннолетия воспитанника, но не более, чем на один год. Вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных и лечебно- воспитательных учреждениях для детей и подростков периодически, но не реже одного раза в год, рассматривается комиссиями по делам несовершеннолетних по месту нахождения этих учреждений по инициативе комиссии, по представлению администраций названных учреждений либо по ходатайству родителей или лиц, их заменяющих. 26. В специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних не должны направляться глухонемые, слепые, душевнобольные, а также умственно отсталые несовершеннолетние, а также дети и подростки с физическими недостатками и заболеваниями, предусмотренными перечнями медицинских противопоказаний для приема в школы-интернаты и профессионально-технические училища. 27. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно- воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для детей и подростков прекращается по постановлению районной (городской), районной в городе комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения названного учреждения по представлению этого учреждения, о чем не менее чем за месяц до выпуска несовершеннолетних сообщается районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетнего, которая обязана принять меры к трудоустройству или направлению несовершеннолетнего в учебное заведение и созданию ему необходимых материально-бытовых условий. Если несовершеннолетний в воспитательных целях направлен в детский дом или в школу-интернат, то решение об отчислении его из детского дома или школы-интерната принимает комиссия по делам несовершеннолетних по месту нахождения детского дома или школы- интерната. 28. В случаях, когда воспитанник после выпуска из специального учебно-воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения, детского дома, школы-интерната не может быть направлен к родителям или лицам, их заменяющим, в связи с лишением их в установленном законом порядке родительских или опекунских прав, а также, когда возвращение воспитанника на место прежнего жительства невозможно в силу иных причин (отсутствие у родителей или лиц, их заменяющих, надлежащих условий для бытового и трудового устройства и дальнейшего воспитания), районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения обязана принять меры по устройству быта, учебы или трудоустройству несовершеннолетнего, в случае необходимости может назначить ему общественного воспитателя, а также вправе входить в местную государственную администрацию с представлением о назначении несовершеннолетнему опекуна, попечителя. При решении указанных вопросов районная (городская), районная в городе комиссия по делам несовершеннолетних по месту нахождения перечисленных в настоящем пункте учреждений должна иметь соответствующее заключение районной в городе комиссии по месту прежнего жительства несовершеннолетнего или по месту пребывания его родителей или лиц, их заменяющих. IV. Подготовка и рассмотрение дел комиссиями по делам несовершеннолетних 29. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела: а) переданные в порядке, предусмотренном статьями 20 Кодекса Кыргызской Республики об административной ответственности и 83-86 Уголовного кодекса Кыргызской Республики; б) по представлению органов внутренних дел и образования; в) по представлению общественных формирований по охране общественного порядка, профсоюзных организаций, родительских комитетов при школах, квартальных, уличных комитетов, домовых комитетов при жилищно-эксплуатационных организациях и других организаций общественности; г) по заявлениям граждан; д) по собственной инициативе. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела в срок не более 15 дней с момента их поступления. 30. Материалы о правонарушениях несовершеннолетних, подлежащие рассмотрению районной (городской), районной в городе комиссией, предварительно изучаются председателем комиссии или его заместителем, которые принимают решение: а) рассмотреть дело на заседании комиссии; б) произвести дополнительную проверку материалов дела или обследование по поступившим заявлениям, представлениям; в) принять меры воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения дела на заседании комиссии; г) передать материалы о малозначительных правонарушениях в суды аксакалов, общественным организациям по месту учебы или работы несовершеннолетнего, если этим может быть достигнуто воспитательное воздействие на нарушителя. 31. До рассмотрения комиссией дела о правонарушении несовершеннолетний может быть отдан под присмотр родителей или лиц, их заменяющих, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, под надзор администрации этого учреждения. В случае совершения подростком в возрасте от 11 до 14 лет тяжкого общественно-опасного действия и необходимости в связи с этим немедленной изоляции подростка он может быть по письменному указанию председателя комиссии или его заместителя помещен в Центр адаптации и реабилитации для несовершеннолетних на срок не более 15 суток. Если возникает сомнение в психической полноценности несовершеннолетнего, дело о котором должно рассматриваться, он подлежит направлению на медицинское обследование. 32. При подготовке и рассмотрении дел комиссия по делам несовершеннолетних должна точно установить возраст, занятия, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, а также факт правонарушения и данные, подтверждающие его совершение, имелись ли взрослые подстрекатели и другие соучастники правонарушения, применялись ли ранее к несовершеннолетнему меры воздействия. Комиссия по делам несовершеннолетних обязана выявить причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений несовершеннолетними, и принимать меры к их устранению. 33. Комиссия по делам несовершеннолетних может истребовать необходимые сведения и документы, а также вызывать должностных лиц и граждан для получения от них объяснений по вопросам, рассматриваемым комиссией. При неявке по вызову комиссии должностных лиц и граждан без уважительных причин комиссия может отложить рассмотрение дела и принять меры к их явке через администрацию, общественные организации, по месту их работы или учебы. В случае отказа несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также его родителей или лиц, их заменяющих, от явки на комиссию без уважительных причин, они могут быть доставлены через органы внутренних дел. 34. Признав дело подготовленным, председатель, заместитель председателя или член комиссии по делам несовершеннолетних, которому это поручено, до рассмотрения дела знакомит несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений со всеми материалами, устанавливает, кто должен быть вызван на заседание комиссии, и назначает время и место рассмотрения дела. О дне заседания комиссии извещается прокурор. 35. Заседание комиссии по делам несовершеннолетних является правомочным при наличии не менее половины ее состава. На заседании комиссии по делам несовершеннолетних обязательно присутствие несовершеннолетнего, дело о котором рассматривается, а также родителей или лиц, их заменяющих, а в необходимых случаях и представителей воспитательных учреждений. При рассмотрении вопросов о возбуждении ходатайств об условно- досрочном освобождении от наказания осужденных несовершеннолетних, о замене назначенного ему наказания более мягким и других ходатайств в отношении осужденных на заседании комиссии обязательно присутствие представителя администрации воспитательной колонии для несовершеннолетних и самого осужденного. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на него. 36. Комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает собранные по делу материалы, выслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей или лиц, их заменяющих, потерпевшего, свидетелей и после всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела принимает одно из следующих решений: а) применить меры воздействия, предусмотренные пунктами 19 и 20 настоящего Положения; б) прекратить дело; в) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку; г) передать дело в органы прокуратуры. 37. На заседании комиссии составляется протокол с указанием даты и места заседания, содержания рассматриваемого дела, сведений о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, и краткой записью их объяснений, других данных, относящихся к делу, а также сведений об оглашении принятого постановления и разъяснения порядка и сроков его обжалования. Протокол подписывается председательствующим и секретарем. Комиссия по делам несовершеннолетних может проводить выездные заседания по месту работы и жительства лиц, дела о которых рассматриваются. 38. Постановления комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае разделения голосов поровну между членами комиссии проводится в жизнь решение, за которое голосовал председательствующий. Постановление комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано. В постановлении о применении меры воздействия указываются: наименование комиссии; дата рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, принятое по делу решение. Постановление подписывается председательствующим и секретарем и оглашается вслед за его принятием. О принятом постановлении комиссия сообщает общественным организациям по месту работы, учебы или по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя, а также по месту работы или по месту жительства его родителей или лиц их заменяющих. 39. При наличии достаточных оснований полагать, что несовершеннолетний, подлежащий по постановлению комиссии помещению в специальное учебно-воспитательное учреждение, будет заниматься преступной или иной антиобщественной деятельностью, а также для обеспечения исполнения своего постановления комиссия вправе принять решение о временном, сроком до 30 суток, содержании несовершеннолетнего в Центре адаптации и реабилитации для несовершеннолетних Министерства внутренних дел Кыргызской Республики, который завершает оформление на него личного дела и доставляет несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение. В исключительных случаях срок пребывания несовершеннолетнего в Центре адаптации и реабилитации для несовершеннолетних может быть продлен, но не более чем на 15 суток, по постановлению комиссии по делам несовершеннолетних, вынесшей решение о временном содержании несовершеннолетнего в Центре адаптации и реабилитации для несовершеннолетних. 40. В целях изучения и устранения причин и условий, порождающих правонарушения несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних организуют учет дел о правонарушениях, рассмотренных на их заседаниях, ежеквартально обобщают данные этого учета в пределах района, города, района в городе, области, республики. 41. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в местную государственную администрацию или в районный (городской) суд. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в десятидневный срок со дня вынесения постановления в местную государственную администрацию или в районный (городской) суд по месту жительства лица, подвергнутого административному взысканию. Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рас- смотрения жалобы, за исключением постановлений о применении мер взыс- кания в виде предупреждения. 42. Материально-техническое обеспечение комиссий по делам несовершеннолетних возлагается на местные государственные администрации, Правительство Кыргызской Республики.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: На профучете состоят 139 подростков

Кого поставят на учет? Согласно п и 42 «Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних.