Понятие и формы гражданско-правовой ответственности юридических лиц Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования.

Экологическое право России

7.3. Экологические правонарушения.

Понятие экологических правонарушений.Экологическое правонарушение – виновное противоправное деяние (действие или бездействие), нарушающее природоохранное законодательство РФ и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Специфика правонарушения, совершенного в области природопользования и охраны окружающей среды, заключается в следующем.

  1. Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. (Общественные отношения по поводу обеспечения условий для оптимальной жизнедеятельности человека и общества во взаимосвязи со средой обитания. Иными словами, это отношения по поводу права на благоприятную окружающую среду.)

  2. С объективной стороны экологическое правонарушение представляет собой так же, как любое правонарушение, противоправное деяние, совершенное путем действия (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнения правил охраны недр).

  3. Третьим признаком состава правонарушения является вина, которая существует в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности).

  4. Субъектом экологического правонарушения могут быть граждане (вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста) и юридические лица.

Понятие, признаки эколого-правовой ответственности. Главной отличительной особенностью правовых норм является наличие в них санкций, т.е. мер ответственности за нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение норм права. Эколого-правовая ответственность отличается от иных видов юридической ответственности. Вместе с тем она является разновидностью общеюридической ответственности и обладает всеми чертами, присущими последней.

Юридическую и эколого-правовую ответственность следует рассматривать в трех различных, но взаимосвязанных значениях:

  • юридическая и эколого-правовая ответственность как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством. Государство, будучи заинтересованным в обеспечении законности и правопорядка, в том числе в области экологопользования и охраны окружающей среды, принимает все необходимые для этого меры (убеждения и принуждения);

  • юридическая и эколого-правовая ответственность как правоотношение реализуется в рамках охранительных правоотношений, возникающих между государством в лице его органов и правонарушителем, который подвергается за содеянное неблагоприятным для него правовым санкциям. Факт правонарушения ставит субъект (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством. Для эколого-правовой ответственности характерно то, что в число органов, выступающих одной из сторон в правооношении, кроме общих государственных органов (суда, прокуратуры, полиции и т.п.), входят специальные органы, которым предоставлено право рассмотрения экологических правонарушений (например, органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации);

  • юридическая и эколого-правовая ответственность как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих виды, средства и порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к правонарушителю в целях обеспечения законности и правопорядка.

Специфические признаки эколого-правовой ответственности выражаются в следующем:

  • правонарушения, за которые применяется эколого-правовая ответственность, всегда складываются в сфере окружающей среды;

  • объектом посягательства является чисто экологический элемент окружающей среды;

  • эколого-правовая ответственность наступает за нарушения правил экологопользования, которые можно подразделить на общие для всех видов природных объектов (целевое, рациональное, безопасное и т.п. использование) и специальные, обусловленные различными видами природных объектов (правила охраны почв, правила противопожарной безопасности лесов и пр.);

  • правила экологопользования, за которые наступает эколого-правовая ответственность, переплетаются с имущественными, экономическими, социальными и иными правилами.

Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования. Данный вид ответственности предусмотрен за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции. К виновным лицам могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности (взысканий): замечание, выговор, строгий выговор, увольнение. Законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями могут быть предусмотрены для отдельных категорий работников и другие дисциплинарные взыскания. Возможна также и замена административной ответственности на дисциплинарную в случаях, прямо предусмотренных в нормативных актах.

Административная ответственность в сфере экологопользования. В отличие от дисциплинарной административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, а специально уполномоченными на то органами и должностными лицами: административными комиссиями, органами санэпидемнадзора, органами охраны водных ресурсов, органами рыбоохраны и др.

Уголовная ответственность в сфере экологопользования. Все преступления в области охраны окружающей среды и природопользования по действующему УК РФ можно разделить на две группы: общего и специального характера. К общим экологическим преступлениям относятся нарушение законодательства о континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ и др. Экологические преступления специального характера можно разделить на три вида: преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и ее недр; преступления в сфере охраны и рационального использования фауны; преступления в сфере охраны и рационального использования флоры.

Материальная ответственность в сфере экологопользования. Для материальной ответственности характерны следующие признаки:

  • материальная ответственность ограничивается определенной частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

  • данная ответственность работника по трудовому законодательству возможна только при наличии его вины;

  • учитываться должен только прямой ущерб, причиненный работником (неполученные доходы не учитываются);

  • работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, освобождаются от ответственности данного вида;

  • для привлечения к данной ответственности законодательством предусмотрены сокращенные сроки (не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба);

  • взыскание производится администрацией при согласии виновного лица (иначе – судебный порядок);

  • ущерб возмещается независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за деяния, которыми причинен ущерб предприятию.

Таким образом, материальная ответственность в сфере экологопользования представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых дифференцированно к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба гражданам и организациям.

Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования. Неотвратимая и эффективная имущественная ответственность за нарушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и растительного мира, рациональное использование природных ресурсов, необходима для решения многих проблем экологического оздоровления страны.

Юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить ущерб в полном объеме. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы и т.д. и расходов на их восстановление, а упущенная выгода может заключаться в неполученных доходах, например, от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

Исходя из общих принципов гражданско-правовой ответственности можно выделить принципы, характерные для экологии:

  • всеобщая обязанность для причинителя возместить причиненный вред независимо от привлечения к другим видам юридической ответственности;

  • полное возмещение вреда;

  • виновность нарушителя в совершении экологоправового деяния;

  • ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками при исполнении ими своих трудовых обязанностей.

Литература

Основная

  1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М., Юристъ, 1998.

  2. Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. – М., 2008.

Дополнительная

  1. Выстробец Е.А. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природных ресурсов. М., МНЭПУ, 2000.

  2. Коробкин В.И. Экология. / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

ТЕСТ

  1. Может ли хозяин дачи срубить на своей дачной территории сосну, если дачные участки только что выделили в лесу?

  2. В какой форме находится сосна на собственном дачном участке: во владении, аренде, пользовании?

  3. Если существуют законы о защите флоры и фауны, есть ли права у животных?

Проблема для обсуждения

Охотники в засушливый период пошли в лес. От их костра сгорели сотни гектаров леса. Как определить их действие: преступление или правонарушение?

Тест

      1. В соответствии с Конституцией РФ водное законодательство РФ находится:

а) только в ведении РФ;

б) только в ведении субъектов Федерации;

в) только в ведении органов местного самоуправления;

г) в совместном ведении РФ и субъектов Федерации;

д) в ведении Правительства РФ.

      1. Природно-заповедный фонд РФ образуют:

а) государственные природные заповедники;

б) памятники природы;

в) национальные природные парки;

г) зеленые зоны;

д) все перечисленное.

      1. Какие правомочия принадлежат собственнику природных ресурсов?

а) только владение;

б) только владение и пользование;

в) только пользование;

г) владение, пользование и распоряжение;

д) только распоряжение.

      1. Кадастрами природных ресурсов называется:

а) свод экономических законов, характеризующих права и обязанности природопользователей;

б) свод законов, определяющих ответственность природопользователей за экологические правонарушения;

в) Гражданский кодекс Российской Федерации;

г) свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей;

д) Уголовный кодекс Российской Федерации.

      1. Правила пользования городскими лесами утверждаются:

а) органами местного самоуправления;

б) республиканскими, краевыми или областными органами лесного хозяйства;

в) республиканскими, краевыми или областными органами сельского хозяйства;

г) Госдумой РФ;

д) Правительством РФ.

      1. Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере:

а) природопользования и охраны окружающей среды;

б) природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения техногенной и экологической безопасности;

в) обеспечение экологической безопасности;

г) охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности.

      1. Какой из названных ниже элементов не относится к понятию «экологические правоотношения»?

а) предмет;

б) субъект;

в) объект;

г) норма.

      1. Конституция РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как:

а) объекты права собственности народа;

б) материальная основа местного самоуправления;

в) достояние государства;

г) основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

      1. Экологические правоотношения – это регулируемые нормами экологического права отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере:

а) обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды;

б) охраны окружающей среды и природопользования;

в) обеспечения экологической и техногенной безопасности;

г) природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической и техногенной безопасности.

Основы процессуального права

Гражданский процесс

Понятие гражданского процесса и гражданского процессуального права. Гражданско-процессуальное право – это отрасль права, регулирующая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов. Предметом гражданского процессуального права являются общественные правоотношения, возникающие между судом, с одной стороны, и любым другимучастником гражданского судопроизводства, с другой стороны.

Гражданский процесс – совокупность процессуальных действий и гражданско-процессуальных отношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела.

На сегодняшний день существует три вида судопроизводства:

  • исковое производство;

  • производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений;

  • особое производство.

Исковое производство – урегулированная нормами гражданского процессуального законодательства деятельность участников процесса при определяющей роли суда по рассмотрению и разрешению споров о субъективном праве или охраняемом законом интересе, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Дела, возникающие из административно-правовых отношений, являютсясвоеобразной формой судебного контроля над деятельностью органовисполнительной власти: возбуждая дела по жалобам граждан, суд проверяетзаконность действий административных органов и должностных лиц.

Особенностью рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений, сравнительно с исковым производством, является то, что законом не предусмотрена возможность заключения при их рассмотрении мирового соглашения, равно как и передача в третейский суд, предъявление встречного иска, замена ненадлежащего лица.

Особое производство – разновидность гражданского судопроизводства, не связанная с разрешением спора о праве. Главная особенность – отсутствие спора о праве. Соответственно, в судопроизводстве по делам особого производства отсутствуют такие правовые институты, как предъявление встречного иска, замена сторон, заключение мирового соглашения, обращение в третейский суд и др.

Источники. К источникамгражданского процессуального права относятся правовые акты, регулирующие отношения, возникающие между судом и участниками гражданского судопроизводства:

  • Конституция РФ (в ней определяются базовые положения и конституционные принципы, регулирует наиболее общие вопросы организации правосудия);

  • федеральные конституционные законы, являющиеся по своей природе частью Конституции РФ. (К наиболее значимым федеральным конституционным законам, содержащим гражданские процессуальные нормы, относятся федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации».);

  • международные соглашения, ратифицированныеРоссийской Федерацией, должны соответствовать Конституции РФ, однако обладают большей юридической силой, чем любое национальное законодательство. (Наиболее значимым международным договором РФ является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.);

  • основной нормативный акт, детально регулирующий порядок гражданского судопроизводства Гражданский процессуальный кодекс РФ. Он вступил в силу с 1 февраля 2003 г. Кодекс сохранил структуру прежнего ГПК РСФСР 1964 г., но его содержание претерпело значительные изменения, стало соответствовать новым социально-экономическим и политическим условиям. ГПК РФ состоит из 7 разделов, 47 глав, 446 статей.

Стадии гражданского процесса. Гражданский процесс складывается из отдельных этапов, на каждом из которых суд выполняет определённые задачи. Стадия гражданского процесса – это совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных ближайшей процессуальной целью.Выделяют следующие стадии гражданского процесса:

  • предъявление иска;

  • подготовка дела к судебному разбирательству;

  • судебное разбирательство;

  • производство в кассационные инстанции;

  • производство в надзорной инстанции;

  • пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам;

  • исполнительное производство.

Не каждое гражданское дело обязательно проходит все стадии. Например, оно может быть завершено на стадии разбирательства по существу в суде первой инстанции.

Принципы гражданского процессуального права. Принципы гражданского процессуального права делятся по их содержанию и сфере распространения (общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы и принципы отдельных правовых институтов).

Общеправовые принципы – это принципы, которые присущи всем отраслям права: демократизм, гуманизм и законность.

Межотраслевые принципы – это принципы гражданского процессуального, уголовно-процессуального и некоторых других отраслей права: осуществление правосудия только судом, равенство всех граждан перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, коллегиальности в рассмотрении дел, национальный язык судопроизводства, гласность, объективная истина, участие общественности.

Отраслевые принципы – это принципы, присущие только гражданскому процессуальному праву (диспозитивность, состязательность процессуальное равноправие сторон). Отраслевые принципы гражданского процессуального права закреплены в его нормах права, которые регулируют общественные отношения, возникающие при рассмотрении и разрешении гражданских дел, пересмотре судебных решений, а также при исполнении судебных или иных постановлений в исполнительном производстве.

Принципы отдельных правовых институтов – это процессуальные принципы, присущие, например, только институту судебного разбирательства гражданских дел (непосредственность, устность).

Источники. К источникамгражданского процессуального права относятся правовые акты, регулирующие отношения, возникающие между судом и участниками гражданского судопроизводства. К их числу относятся:

  • Конституция Российской Федерации (а именно – статьи 19, 22, 26, 32, 47, 118-123) – регулирует наиболее общие вопросы организации правосудия в РФ;

  • ГПК РФиАПК РФ;

  • федеральные конституционные законы. К наиболее значимым относятся: «О судебной системе Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации»;

  • международные соглашения, ратифицированныеРоссийской Федерацией. Наиболее значимой является «Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса» 1954 г.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ) – федеральный закон, устанавливающий правила рассмотрения и разрешениягражданских делсудами общей юрисдикциивРоссийской Федерации. Введён в действие с 1 февраля 2003 г. Он является основным источником гражданско-процессуальных норм. Все другие нормативно-правовые акты, регулирующие порядок гражданского судопроизводства в Российской Федерации, принимаются в соответствии с Кодексом.

ГПК РФ состоит из 7 разделов, 47 глав.

Раздел I «Общие положения» включает главы 1–10. Устанавливает правила действия гражданского процессуального законодательства, требования к составу и компетенциисуда, правовой статуслиц, участвующих в деле, порядок осуществленияпредставительстваидоказывания, расчёта и распределениясудебных расходовиштрафов, течения процессуальных сроков, а также нормы оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.

Для эколого-правовой ответственности характерно то, что в число органов, трудового, гражданского, административного, уголовного права и др.). в сфере рационального экологопользования и охраны окружающей среды.

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ Заочный финансово-экономический

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Экономика труда

КАФЕДРА Профсоюзного движения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Правоведение»

Вариант №1

Студент группы ЭСЗ-203

Муртазалиев К.Д.

Руководитель

___________________________

(ФИО)

___________________________

(должность, уч.степень, звание)

Челябинск

2011

Содержание

1. Понятие, признаки и функции государства………………………………..3

1.1. Понятие государства………………………………………………………3

1.2 Признаки государства……………………………………………………..4

1.3. Функции государства………………………………………………………4

2. Понятие, формы и виды ответственности за экологические правонарушения…………………………………………………………………..6

2.1. Понятие ответственности за экологические правонарушения………….6

2.2. Формы ответственности за экологические правонарушения……………6

2.3. Виды ответственности за экологические правонарушения……………..7

2.3.1. Юридическая ответственность…………………………………………..7

2.3.2. Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования……..8

2.3.3. Административная ответственность в сфере экологопользования……8

2.3.4. Уголовная ответственность в сфере экологопользования……………..9

2.3.5. Материальная ответственность в сфере экологопользования…………..9

2.3.6. Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования….9

2.3.7. Эколого-правовая ответственность, предусмотренная специальными нормативно-правовыми актами (специальная ответственность)……………10

3. Основные виды материальной ответственности…………………………..11

4. Задача…………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………..16

  1. Понятие, признаки и функции государства

1.1 Понятие государства

Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население .

Необходимыми и достаточными предпосылками для образования государства служат три элемента: государственная территория, государственный народ и государственная власть.

Государственная территория — это ограниченная часть поверхности мира, исключительная область господства. Государственным народом является оседлый, рассчитанный на длительный срок союз людей, который в современное время связан в правовом отношении членскими узами государственной принадлежности. Число жителей и величина территории не играет здесь своей роли. Микрогосударства также являются государствами.

Государственная власть требует организационного господства с перспективой на длительность, осуществляемого эффективным, дееспособным правительством, причем хотя бы над большей частью территории и ни большинством жителей. Государственная власть нуждается в суверенности. Лишь государственная власть обладает верховенством, т.е. таким суверенным свойством, которое состоит в правомочии устанавливать в обществе единый правопорядок, правоспособность государственных органов и общественных организаций, наделять правами и обязанностями должностных лиц и граждан.

Эти признаки, взятые в единстве, образуют понятие о государстве как соединение людей под одной властью в пределах определенной территории.

1.2 Признаки государства

1) Публичная власть;

2) Государственный суверенитет;

3) Налоги

4) Территориальная организация населения

5) Легитимная власть;

6) Наличие специального аппарата управления обществом;

7) Наличие государственной символики;

8) Организация жизни населения на правовых началах;

9) Государственный язык.

1.3 Функции государства

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом .

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, и структура государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной деятельности.

Функция государства — это рассматриваемые в комплексе предмет и содержание деятельности государства, и обеспечивающие ее средства и способы. Функции государства обусловлены его задачами, зависят от его сущности и изменяются по мере его изменения, по мере перехода к сущности другого порядка.

В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие, судебные и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти — законодательной (представительной), исполнительной и судебной.

Следует обратить особое внимание на информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой власти — средств массовой информации. Она — эта функция — имеет свое содержание, способы и структуры, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленная информированность населения, а подчас манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государством (внешняя функция).

Современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

2 Понятие, формы и виды ответственности за экологические правонарушения

2.1 Понятие ответственности за экологические правонарушения

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения — это имущественная ответственность граждан и юридических лиц за причиненный вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан и иных субъектов загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Такая ответственность устанавливается в соответствии с нормами, содержащимися в гражданском и экологическом законодательстве.

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее установленный природоохранительным, природоресурсовым и иным законодательством экологический правопорядок и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, либо экологическим правам и интересам граждан и юридических лиц .

2.2 Формы ответственности за экологические правонарушения

Юридическую и эколого-правовую ответственность следует рассматривать в трех различных, но взаимосвязанных значениях:

1. Юридическая и эколого-правовая ответственность как государственное принуждение к исполнению требований, предписанных законодательством. Государство, будучи заинтересованным в обеспечении законности и правопорядка, в том числе в области экологопользования и охраны окружающей среды, принимает все необходимые для этого меры, (убеждения и принуждения)

2. Юридическая и эколого-правовая ответственность как правоотношение реализуется в рамках охранительных правоотношений, возникающих между государством в лице его органов и правонарушителем, который подвергается за содеянное неблагоприятным для него правовым санкциям. Факт правонарушения ставит субъект (правонарушителя) в определенную юридическую связь с государством. Для эколого-правовой ответственности характерно то, что в число органов, выступающих одной из сторон в правоотношении, кроме общих государственных органов (суда, прокуратуры, милиции и т. п.), входят специальные органы, которым предоставлено право рассмотрения экологических правонарушений (например, органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации).

3. Юридическая и эколого-правовая ответственность как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих виды, средства и порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к правонарушителю в целях обеспечения законности и правопорядка.

2.3 Виды ответственности за экологические правонарушения

2.3.1 Юридическая ответственность

Юридическая ответственность — это возможность применения к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер публично-правовового принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной юридической нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения.

2.3.2 Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования

Данный вид ответственности предусмотрен за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции (ст. 82 Закона об охране окружающей природной среды) .

2.3.3 Административная ответственность в сфере экологопользования

В отличие от дисциплинарной административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку применяется не администрацией предприятия, а специально уполномоченными на то органами и должностными лицами: административными комиссиями органами санэпидемнадзора, органами охраны водных ресурсов, органами рыбоохраны и др.

2.3.4 Уголовная ответственность в сфере экологопользования

Все преступления в области охраны окружающей среды и природопользования можно разделить на две группы: общего и специального характера.

К общим экологическим преступлениям относятся: нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ и др.

Экологические преступления специального характера можно разделить на три вида: преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны и рационального использования земли и ее недр; преступления в сфере охраны и рационального использования фауны; преступления в сфере охраны и рационального использования флоры.

2.3.5 Материальная ответственность в сфере экологопользования

Материальная ответственность в сфере экологопользования представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и применяемых дифференцированно к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба гражданам и организациям.

2.3.6 Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования

Юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экосистем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме. Под вредом понимается реальный ущерб и упущенная выгода, следовательно. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы и т.д. и расходов на их восстановление, а упущенная выгода может заключаться в неполученных доходах, например, от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

2.3.7 Эколого-правовая ответственность, предусмотренная специальными нормативно-правовыми актами (специальная ответственность)

В силу природных особенностей объектов окружающей природной среды ответственность за экологические правонарушения не ограничивается традиционными рамками дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности. Существуют специальные виды ответственности: земельно-правовая, водно-правовая и т. д.

Специальная эколого-правовая ответственность применяется органами управления природопользованием в стране в случаях, особо предусмотренных законом, и в целях пресечения нарушений правил экологопользования.

3 Основные виды материальной ответственности

Законодательство предусматривает два вида материальной ответственности:

1) материальную ответственность работника перед работодателем;

2) материальную ответственность работодателя перед работником.

Признавая юридическое равенство сторон трудового договора (контракта), законодательство учитывает, что работодатель:

1) экономически всегда сильнее отдельного работника;

2) организует процесс труда и несет в связи с этим ответственность за могущие возникнуть неблагоприятные последствия;

3) как собственник имущества несет бремя его содержания и риск случайной гибели или случайного пов¬реждения.

4) С другой стороны, законодательство исходит из того, что главной ценностью человека является его физическая и умственная способность к труду, которую он может реализовать в различных юридических формах, но, прежде всего путем заключения трудового договора (контракта). Сказанное предопределяет различия двух видов ответственности.

Работник возмещает ущерб, причиненный им наличному имуществу работодателя. Последний возмещает работнику ущерб, возникший в связи с противоправным лишением его возможности осуществлять трудовую функцию и получать заработную плату, обусловленные тру¬довым договором (контрактом), или вред, причиненный здоровью работника.

Материальная ответственность работника бывает двух видов: ограниченная и полная. Ограниченной она называется потому, что размер возмещаемого ущерба ограничивается по отношению к заработку работника. Полная ответственность называется так потому, что работник в указанных законодательством случаях возмещает полную стоимость ущерба без всякого ограничения.

Как правило, работник несет ограниченную материальную ответственность, возмещая ущерб, но не более одного его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК), если иное не предусмотрено Кодексом или иным федеральным законом.

Полная материальная ответственность работника согласно ст. 243 ТК может наступить лишь в следующих восьми случаях:

1) когда ущерб причинен преступлением, установленным приговором суда.

2) когда по законодательству на данную категорию работников (например, инкассаторов, работников связи, работающих с переводами, бандеролями, кассиров и т.д.) прямо возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный производству при исполнении трудовых обязанностей, независимо от того, был ли заключен с работником договор о материальной ответственности;

3) когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей, независимо от того, в какое время — в рабочее или нерабочее;

4) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущерба;

5) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующими государственными органами;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Задача

Иванова С.А. обратилась в суд с заявлением о признании недееспособной своей матери Петровой З.Х., ссылаясь на то, что последняя находится на лечении в психиатрической больнице и в силу своего психического состояния не может понимать значения своих действий и руководить ими, нуждается в установлении опеки.

Какое решение должен принять суд? Какие лица должны быть вызваны на заседание суда? Каковы правовые последствия решения суда?

Статья 29 ГК «Признание гражданина недееспособным»

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

2. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

3. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Статья 32. Опека

1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

В статье 281 ГПК говорится: «Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения». Гражданка Иванова С.А. является дочерью Петровой З.К., и поэтому может обратиться в суд с заявлением о признание своей матери недееспособной.

Статья 282 ГПК. «В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства и подтверждающие их доказательства психического расстройства гражданина, вследствие которого он не может понимать значения своих действий или руководить ими. Такими доказательствами могут быть выписки из истории болезни, выданные в установленном порядке, справки о нахождении лица в психиатрических лечебных учреждениях, свидетельские показания, подтверждающие совершение гражданином поступков, не свойственных здоровому человеку, и др.»

Согласно статье 282 ГПК суд должен удостовериться, что гражданка Петрова З.К. действительно находится в психиатрической лечебнице, т.е. должна быть предоставлена выписка из истории болезни и справка о нахождение лица в психиатрической клинике, а также вызвать свидетелей, которые могли бы рассказать суду о том, что гражданка Петрова З.К. совершает поступки, несвойственные здоровому человеку.

Я считаю, что суд согласно ГК должен гражданку Иванову С.А. сделать опекуном своей матери, т.к. она не может отвечать за свои действия, потому что у нее нарушена психика. Если же гражданка Петрову вылечится, то суд может отменить опекунство.

Правовые последствия решения суда таковы:

1. Гражданка Петрова признается судом недееспособной вследствие психического заболевания.

2. Гражданка Иванова назначается опекуном своей матери Петровой.

3. Теперь все необходимые сделки и другие юридически значимые действия (о представительстве — ст.182 ГК и комментарии к ней) сделки от имени Петровой совершает Иванова.

4. Опекун Иванова также отвечает теперь по сделкам, заключенными от имени своей матери.

5. Опекун Иванова согласно статье 36 ГК обязана заботиться о содержании своей матери, обеспечивать ее уходом и лечением, защищать ее права и интересы.

6. Опекун Иванова не может совершать сделки, предусмотренные п.2 ст.37 ГК.

Список литературы:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права, М: «Новый юрист» ,1998

2. Гражданский кодекс РФ //Электронная справочная система “Консультант Плюс”.

3. Гражданское право: Учебник. Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 1998. Часть I.

4. Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. М., 2000.

5. Жевлаков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М., 2001.

6. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы. Под ред. Академика О.Е. Кутафина.–М.: Юристъ, 2001.

7. Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права, М: «Теис», 1996.

8. Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России.М.,1993

9. Собрание Законодательства Российской Федерации//Электронная справочная система “Консультант Плюс”

10. Трудовое право России. Учебник. К.Н.Гусов, В.Н.Толкунова. Юрист, М., 1999 г.

11. Трудовое право. Вопросы и ответы. Е.Н.Голенко, В.И.Ковалёв. Юриспруденция, М., 2000.

12. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. Закон РФ, 30 декабря 2001 г., № 197-ФЗ (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.)


Загрузить файл


Похожие страницы:

  1. КонтрольнаяработапоПравоведению (1)

    Контрольная работа >> Государство и право

    … Филиал г. Чебоксары Кафедра «Юриспруденция» КОНТРОЛЬНАЯРАБОТАПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВОВЕДЕНИЕ» ВЫПОЛНИЛ: СТУДЕНТ 45 ЭПП ПАВЛОВА …

  2. КонтрольнаяработапоПравоведению (5)

    Контрольная работа >> Государство и право

    … профессионально педагогический университет» Машиностроительный институт Контрольнаяработапо дисциплине Правоведение Выполнила: Студентка группы ЗКМ … имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины …

  3. КонтрольнаяработапоПравоведению (4)

    Контрольная работа >> Государство и право

    Домашнее задание поправоведению, Вариант №12. Выполнила … В некоторых правоотношениях правоспособность возникает по достижении определенного возраста (право … на участие в деятельности по взысканию задолженностей по договорам потребительского кредитования. …

  4. поПравоведению (9)

    Контрольная работа >> Государство и право

    Кемеровский технологический институт пищевой промышленности КонтрольнаяработапоПРАВОВЕДЕНИЮ студента Колосовской Ольги группы … культуры РФ. Б. Сверхурочную работу (по инициативе работодателя) – выполнение работником работпо инициативе работодателя за …

  5. Контрольнаяработапо Предпринимательскому праву

    Контрольная работа >> Маркетинг

    … техникум Контрольнаяработапо дисциплине: «Предпринимательское право» Вариант 4 Выполнил студент з/о 393гр. Куликов Д.А. Специальность Правоведение … продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным по их усмотрению или …

Хочу больше похожих работ…

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Пирамида Гражданско правовая ответственность 1

юридические лица. Понятие, признаки эколого-правовой ответственности. Материальная ответственность в сфере экологопользования. Гражданско-правовая ответственность в сфере экологопользования.

Особенности гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения

Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения

Гражданско-правовая ответственность — это один из видов юридической ответственности, которому присущи те же черты, что и юридической ответственности в целом. Она связана с применением санкций имущественного характера, направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормативных экономических отношений юридически равноправных участников гражданского оборота. Данные санкции применяются к лицу, допустившему совершение гражданско-правового деликта, и выражаются в виде лишения его субъективных гражданских прав либо возложения на него дополнительных обязанностей гражданско-правового содержания.

Основные признаки, характеризующие гражданско-правовую ответственность:

  • основанием привлечения является причинение материального вреда;
  • правовым источником ее установления является законодательство о труде и гражданское законодательство;
  • подлежат привлечению как физические, так и юридические лица;
  • выражается в применении имущественных санкций как последствий гражданско-правового деликта;
  • полномочиями по ее реализации обладают судьи федеральных судов и судов субъектов РФ;
  • порядок ее применения имеет форму гражданско-процессуальной и арбитражно-процессуальной деятельности.

Под гражданско-правовой ответственностью за экологические правонарушения понимается имущественная ответственность физических и юридических лиц, устанавливаемая нормами экологического и гражданского законодательства, которая предусмотрена за нарушения правил природопользования и охраны окружающей среды.

Основания, порядок и условия ответственности за совершение гражданско-правовых экологических деликтов, в том числе причиняемых источником повышенной опасности, регулируются гражданским законодательством. Неотвратимая и эффективная имущественная ответственность за нарушение правовых норм, обеспечивающих защиту животного и растительного мира, рациональное использование природных ресурсов необходимы для решения многих проблем экологического оздоровления страны. В условиях перехода к устойчивому рыночному развитию меняются роль и значение гражданско-правовой ответственности, функции имущественных санкций, применяемых в сфере охраны окружающей среды, повышается их восстановительное, компенсационное значение в деле обеспечения экологической безопасности.

Под причиненным экологическим правонарушением вредом в экологическом праве понимаются реальный ущерб и упущенная выгода. Следовательно, данное положение конкретизирует нормы о возмещении вреда, предусмотренные гражданским законодательством (ст. 1064 ГК РФ), проецируя его на эколого-правовые отношения. Реальный ущерб в экологической сфере может выражаться в уменьшении лесных массивов, снижении плодородия почвы и увеличении расходов на их восстановление, а упущенная выгода может заключаться в неполученных доходах, например, от хозяйственного использования той почвы, плодородие которой снизилось.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в:

  • загрязнении;
  • истощении;
  • порче;
  • уничтожении;
  • нерациональном использовании природных ресурсов;
  • деградации;
  • разрушении естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов.

Экологическому вреду присущи две группы признаков:

Общие признаки вреда сформулированы в ст. 1064 ГК РФ и указывают на две его стороны — причинение вреда личности и причинение вреда имуществу. Эти общие признаки присущи и экологическому вреду, поскольку ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» упоминает эти два объекта (личный и имущественный) в составе экологического вреда. Соответственно и компенсация вреда, нанесенного этим объектам экологическим правонарушением, осуществляется по нормам гражданского законодательства, т.е. в полном объеме лицом, причинившим этот вред.

В гражданском порядке выделяются общие положения о возмещении материального вреда и положения о компенсации морального вреда, причиненного экологическими правонарушениями. Поскольку окружающая нас природная среда является бесконечной в своих проявлениях, то бесконечны по своим видам и разновидностям проявления экологического вреда. Они могут выражаться и в истощении природных ресурсов, и в их деградации, и в нарушении связей между природными объектами, и в нарушении видового соотношения природных элементов окружающей среды.

Вместе с тем при всем бесконечном многообразии проявления видов экологического вреда их можно классифицировать по определенным и объединенным элементам сходства и разновидностям.

Физические и юридические лица, допустившие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и причинившие вред природе, обязаны возместить его в полном объеме. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом.

С позиции состояния эколого-правового регулирования можно выделить следующие виды экологического вреда:

  • природоресурсный экологический вред, при котором ущерб наносится природным объектам, в первую очередь экономически значимой их части;
  • гуманитарный экологический вред, выражающийся в причинении вреда человеку, являющемуся главным объектом охраны окружающей среды;
  • имущественный экологический вред.

В зависимости от степени угрозы наступления экологического вреда, его фактического проявления и последствий этого вреда можно выделить три основных способа его устранения:

  • профилактика, т.е. принятие мер, упреждающих его возникновение;
  • пресечение причинения экологического вреда.

В частности, органы экологического контроля и надзора вправе совершать три группы действий по пресечению наступления экологического вреда:

  • ограничивать экологически опасную деятельность чех или иных предприятий;
  • приостанавливать деятельность хозяйствующих субъектов, если это необходимо для обеспечения экологического благополучия в данной местности.

Основанием ответственности вследствие причинения вреда является правонарушение, которое причиняет вред личности или имуществу определенного лица.

1. Причинение вреда — необходимое условие ответственности по обязательствам вследствие причинения вреда. Нет вреда — нет ответственности. Имущественный вред выражается в возникновении у потерпевшего реального ущерба, в лишении его возможности получить запланированные доходы либо в необходимости понести какие-либо материальные затраты. Главной особенностью имущественного вреда является то, что он всегда может быть выражен конкретной денежной суммой. В качестве имущественного вреда гражданское законодательство рассматривает убытки, которые несут граждане в случае причинения ущерба их жизни и здоровью. Это так называемый физический вред. Физический вред может быть результатом увечья или иного повреждения здоровья. Потерпевший также имеет право на компенсацию морального вреда, физических и нравственных страданий.

2. Противоправное поведение — это действие или бездействие, нарушающие нормы права и субъективное право потерпевшего. Действие считается противоправным, если оно нарушает предписание или запрет, установленные нормами объективного права. Бездействие является противоправным, если предусмотренная нормой права обязанность добровольно не исполняется лицом, на которое она возложена, вследствие чего кому-то причиняется вред.

3. Вина причинителя вреда. Обязанность возмещения возлагается на причинителя вреда лишь в случае его виновного поведения. Если, например, рассматривать аварию на ПО «Маяк» 1957 года как источник понесенного гражданином ущерба, то, являясь владельцем источника повышенной опасности, ПО «Маяк» обязано возместить вред в соответствии с п. 1 ст. 1079 ГК РСФСР (если только предприятие не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего).

4. Причинная связь между вредом и противоправным поведением. Все действия, явления, события, процессы в жизни так или иначе связаны друг с другом. Так, если предприятие причинило вред окружающей природной среде и в связи с этим наступило ухудшение здоровья гражданина, то можно говорить о причинной связи действий предприятия, в результате которых загрязнилась окружающая природная среда, и понесенного ущерба гражданином, выразившегося в ухудшении его здоровья.

Вред имущественный или экономический вытекает из экономической оценки природных ресурсов. Он посягает на экономические интересы природопользователя и выражается в потерях запасов природных ресурсов (товарной древесины, рыбных запасов и т.д.), материальных ценностей (урожая, сельскохозяйственных животных и т.д.), а также неполучение дохода, который должен быть получен при нормальных условиях производства.

Вред экологический нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, продуктивной окружающей природной среде. Материальным объектом применения вреда являются качество окружающей среды, состояние ее экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей природной среды, в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в зависимости от подведомственности споров.

Принципы возмещения вреда окружающей среде сформулированы следующим образом: законность, всеобщая обязанность причини геля возместить причиненный вред; полное возмещение вреда; ответственность юридических лиц и граждан за вред, причиненный их работниками; солидарная ответственность при совместном причинении вреда; вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда.

Значение принципа законности состоит в том, что он призван исключить из общественной жизни произвол, бесконтрольность, а также то, чтобы все заложенное в юридических нормах могло стать реальностью. Законность в сфере экологии понимается как совокупность взаимосвязанных мер и требований государства и общества в обеспечении благоприятной окружающей среды. Негативное воздействие на состояние законности оказывают несбалансированность правовой базы в сфере экологии, отсутствие действенных экономических и иных механизмов по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, а также низкий уровень экологического образования и воспитания населения.

Принцип всеобщей обязанности причинителя вреда возместить причиненный вред означает обязательное применение ответственности за всякое правонарушение в отношении каждого правонарушителя. В гражданском праве применение данного принципа ограничивается установлением сроков давности и диспозитивностью поведения субъектов (возможность обратиться в суд за защитой или отказаться от защиты нарушенного или оспариваемого права). Рассматриваемый принцип выражается также в существовании правила, по которому привлечение к уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности не освобождает виновных от исполнения обязанности возместить вред. В экологических правоотношениях он реализуется формулой «загрязнитель платит».

Указанный принцип также характеризуется эффективностью применяемых мер по отношению к правонарушителям.

Другим характерным для российского экологического права принципом является принцип полного возмещения вреда. В соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 1064 Гражданского кодекса РФ объем возмещения вреда должен быть полным. Руководствуясь данным принципом, можно восстановить положение, которое существовало на момент правонарушения. Для возникновения гражданской ответственности необходим целый ряд указанных в законе условий. И если все эти условия имеются, ни степень виновности, ни другие обстоятельства для определения объема ответственности, как правило, не учитываются. Объем ответственности определяется исключительно в соответствии с объемом причиненного вреда. В этом и заключается принцип полного возмещения вреда.

Для возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением, применение такого принципа означает возмещение как экономического вреда в виде реального ущерба и упущенной выгоды, так и вреда экологического в объеме, доступном для исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Поскольку природные объекты не имеют стоимости в смысле общественно необходимых затрат человеческого труда, принцип полного возмещения вреда не всегда срабатывает. Именно поэтому здесь широко применяется компенсация убытков. Указанные особенности явились причиной появления специальных такс, методик для определения размера ущерба, причиненного экологическими правонарушениями. Вопрос о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением, в целях обеспечения единообразия арбитражной судебной практики нашел отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства за экологические правонарушения».

Вред может быть причинен не одним лицом, а несколькими лицами совместно. При этих условиях реализация принципа полного возмещения вреда происходит путем применения солидарной ответственности в соответствии со ст. 1080 ГК РФ. Солидарный характер ответственности возникает при наличии следующих условий:

  • во-первых, необходимо, чтобы виновные действия двух или нескольких лиц находились в причинной связи с наступившими последствиями;
  • во-вторых, необходимо, чтобы вред, вызванный совместными действиями двух или нескольких лиц, был нераздельным.

Солидарная ответственность применяется с учетом правил ст. 323 ГК РФ, т.е. кредитор вправе требовать возмещения вреда как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и частично.

Если нет вреда, то, несмотря на наличие противоправного и виновного поведения правонарушителя, деликтное обязательство не возникает.

Размер причиненного вреда в денежном выражении определяется следующими способами:

  • по утвержденным в установленном порядке таксам;
  • в соответствии с методиками исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
  • при отсутствии названных выше способов — посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Определение размеров ущерба, причиненного экологическим правонарушением, а также обоснование расчетов неустоек и ущерба при оформлении исковых требований — одна из самых сложных проблем, с которой приходится сталкиваться арбитражным судам при рассмотрении споров. Отсутствие в действующем законодательстве основных принципов установления такс как размеров взыскания за вред, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей среды, о природных ресурсах, не позволяет проанализировать эффективность компенсационной функции института возмещения вреда при применении таксового метода исчисления вреда, а также не позволяет говорить об обоснованности либо необоснованности того или иного элемента состава убытков. Таксовая ответственность предусмотрена по лесному хозяйству по отдельным видам рыбных запасов, по животному и растительному миру.

Несмотря на упрощенный порядок определения размера ущерба путем применения таксового метода, в арбитражной судебной практике возникают вопросы, прежде всего, связанные с выбором применимого права. С согласия сторон по решению суда или арбитражного суда вред может быть возмещен в натуральной форме путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.

Следующим способом исчисления размера ущерба в результате экологического правонарушения являются утвержденные в установленном порядке рекомендации, методики подсчета ущерба. Создание специальных методик расчета вызвано тем, что исчисление всех элементов убытков представляет собой чрезвычайно сложный процесс. Между тем применение такс и методик для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, призвано облегчить на практике определение размера взысканий.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологическое правонарушения» обращено внимание судов на выяснение размера понесенного ущерба в каждом конкретном случае. При определении объема возмещения экологического вреда и расчета сумм ущерба, причиненного экологическим правонарушением и подлежащего возмещению, надлежит руководствоваться как централизованно утвержденными методиками подсчета и установленными таксами, так и региональными нормами, конкретизирующими положения федерального законодательства. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 1993 г. № C-13/OC3-241 разъяснены некоторые особенности применения лесного законодательства при рассмотрении споров в области охраны природы.

Предусмотрено, что право предъявлять в арбитражном суде иск о возмещении причиненного предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами-предпринимателями ущерба лесному хозяйству имеют работники государственной лесной охраны. В правоприменительной деятельности довольно трудно определяется размер убытков при оформлении исковых требований, так как он часто ограничивается взысканием платы за загрязнение окружающей среды. Как уже отмечалось, вопрос о размере убытков, подлежащих возмещению, во многом зависит от усмотрения суда. Исследование особенностей расчета размера вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, показало, что следует сохранить методы расчета размера вреда в соответствии с таксами и методиками по конкретным видам деятельности и работам, однако они должны быть унифицированы.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то государственного органа управления, общественной организации в интересах потерпевшего. При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются:

  1. степень утраты трудоспособности потерпевшим;
  2. необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья;
  3. затраты на уход за больным;
  4. иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности;
  5. затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии;
  6. потери, связанные с моральными травмами;
  7. невозможность иметь детей или риск иметь детей с врожденной патологией.

Обращаясь к вопросу рассмотрения дел о причинении вреда здоровью граждан экологическим правонарушением, следует сказать, что действующее законодательство формулирует следующие категории экологического вреда, причиненного здоровью граждан:

  • вред, причиненный здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением;
  • вред, причиненный здоровью в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий и катастроф;
  • вред, причиненный здоровью граждан загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду;
  • вред, причиненный здоровью граждан порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями;
  • вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан;
  • вред, причиненный здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды;
  • ущерб от вреда, причиненного здоровью в результате нарушения санитарных правил, повлекших возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравление людей;
  • моральный вред.

Предприятия, оказывающие неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, несут ответственность перед гражданами за вред, причиненный их здоровью. Если установлена прямая или косвенная причинная связь с неблагоприятным воздействием природной среды (радиации) на здоровье, это дает право потребовать возмещения вреда в судебном порядке.

Требование по возмещению вреда здоровью можно предъявлять одновременно с требованием возмещения морального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Возмещение вреда, причиненного здоровью, выражается в убытках, которые несет гражданин в связи с ухудшением здоровья. Обоснование подачи иска о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, регулируется ст. 1087 ГК РФ. Дополнительно понесенные расходы на лечение, восстановление здоровья в санаториях, профилакториях, расходы на лечение, протезирование, посторонний уход и т.д. регулируются в соответствии с п. 1 ст. 1085 ГК РФ. В настоящее время многие граждане подают исковые заявления по данному вопросу в суд. При этом очень важно получить положительное решение в суде первой инстанции. Если суд установит вину предприятия и причинно-следственную связь между ухудшением здоровья гражданина и загрязнением окружающей природной среды и вынесет положительное решение, у этого гражданина появляется возможность подать на предприятие в суд, требуя возмещения ему всех убытков, которые он понесет в течение всей жизни.

Понятие и основания эколого-правовой ответственности. 2. Гражданско-​правовая ответственность в сфере экологопользования в настоящее время.